Шахматы№16. «Запись шахматных партий - Нотация».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

                                      «Запись шахматных партий - Нотация»

 

Цель. Знакомство с символами, которыми можно записывать партию.

Задача. Дать понятие детям, что важно не только знать, как располагаются пешки и фигуры на доске, но и уметь записывать  их.

Материал: шахматная доска, шахматные фигуры,

 

                                                  Методика проведения

 

 Воспитатель: Ребята, представьте, что вы играете шахматную партию и кто – то из вас нечаянно смахнул рукой и почти все фигуры рассыпались. Сможете вы вспомнить, как они стояли, у кого было лучше позиция? Для игры в шахматы нужна прекрасная память. Есть такие мастера по шахматной игре, которые могут  дать сеансы одновременной игры на 100 шахматных досках, играя с несколькими игроками, совсем не глядя, на доску и выигрывают. Многие из них пришли к выводу, что свои партии надо записывать. Запись шахматных партий называется «шахматной нотацией». Без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись никто, у кого есть желание всерьёз познать всю глубину и тонкое изящество игры мудрецов. Нотация – это система ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита.

      Дети садятся за столы.  Кто поставит  мат быстрей и правильней – говорит воспитатель – тот станет победителем.

      Воспитатель предлагает детям начинать партию и игра начинается. В ходе игры воспитатель объясняет:

     -  одинокому королю ладьёй и королём также ставится в любом углу и на любом краю доски,

     - два примера заключительной позиции показывает и объясняет на демонстрационной доске.

      Задаёт детям вопросы и за каждый правильный ответ дети получают фишки.

 

Вопросы:

-  Какая фигура похожа на башню? (ладья)

- Какая фигура выше: ферзь или король? (король)

- Что такое белые? Чёрные? (армия светлых фигур, армия тёмных фигур)

- У какого слона нет хобота? (у шахматного)

- Какой король не умеет говорить? (шахматный)

- Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону (шахматное поле).

 

                         Упражнение с шахматными фигурами и пешками

И.п.: Поставить фигуры перед собой. Бегать «змейкой» между фигурами, не задевая их в течение 30 - 40 секунд.

И.п.: Наклонится, фигуру положит в 10 см от левого бока. Прыгать через предмет  боком, не наступая и не задевая его. Ноги  держать вместе.

       Дети повторяют упражнение несколько раз и садятся на свои места. Воспитатель хвалить детей за хорошую игру. Дети считают свои заработанные фишки, объявляется победитель.

 

 Физкультминутка.

 

Чёрно-белые поля -         (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь -                         (хлопают)

Здесь два коня –               (топают)

Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам)

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля –            (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра –               (прыжки на месте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_16.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы № 16.

                                      «Запись шахматных партий - Нотация»

Цель. Знакомство с символами, которыми можно записывать партию.

Задача. Дать понятие детям, что важно не только знать, как располагаются пешки и фигуры на доске, но и уметь записывать  их.

Материал: шахматная доска, шахматные фигуры,

          Методика проведения

 Воспитатель: Ребята, представьте, что вы играете шахматную партию и кто – то из вас нечаянно смахнул рукой и почти все фигуры рассыпались. Сможете вы вспомнить, как они стояли, у кого было лучше позиция? Для игры в шахматы нужна прекрасная память. Есть такие мастера по шахматной игре, которые могут  дать сеансы одновременной игры на 100 шахматных досках, играя с несколькими игроками, совсем не глядя, на доску и выигрывают. Многие из них пришли к выводу, что свои партии надо записывать. Запись шахматных партий называется «шахматной нотацией». Без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись никто, у кого есть желание всерьёз познать всю глубину и тонкое изящество игры мудрецов. Нотация – это система ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита.

      Дети садятся за столы.  Кто поставит  мат быстрей и правильней – говорит воспитатель – тот станет победителем.

      Воспитатель предлагает детям начинать партию и игра начинается. В ходе игры воспитатель объясняет:

     -  одинокому королю ладьёй и королём также ставится в любом углу и на любом краю доски,

     - два примера заключительной позиции показывает и объясняет на демонстрационной доске.

      Задаёт детям вопросы и за каждый правильный ответ дети получают фишки.

Вопросы:

-  Какая фигура похожа на башню? (ладья)

- Какая фигура выше: ферзь или король? (король)

- Что такое белые? Чёрные? (армия светлых фигур, армия тёмных фигур)

- У какого слона нет хобота? (у шахматного)

- Какой король не умеет говорить? (шахматный)

- Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону (шахматное поле).

                         Упражнение с шахматными фигурами и пешками

И.п.: Поставить фигуры перед собой. Бегать «змейкой» между фигурами, не задевая их в течение 30 - 40 секунд.

И.п.: Наклонится, фигуру положит в 10 см от левого бока. Прыгать через предмет  боком, не наступая и не задевая его. Ноги  держать вместе.

       Дети повторяют упражнение несколько раз и садятся на свои места. Воспитатель хвалить детей за хорошую игру. Дети считают свои заработанные фишки, объявляется победитель.

 Физкультминутка. 

Чёрно-белые поля -         (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь -                         (хлопают)

Здесь два коня –               (топают)

Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам) 

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля –            (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра –               (прыжки на месте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как сидеть за партой

как следует держать правильно осанку  при письме...

ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название бер...

НОД шахматно-задачной технологии 2-го года обучения по методике И.Г. Сухина - "Шахматная нотация"

НОД шахматно-задачной технологии 2-го года обучения по методике И.Г. Сухина - "Шахматная нотация": 4, 5 занятия...

Презентация к занятию по шахматам "Шахматная нотация"

Презентация- неотъемлемый помощник педагога при ознакомлении детей с новым материалом. Этот материал будет полезен педагонам, реализующим шахматное образование....

Шахматная нотация в стихах

Шахматная нотация в стихах...

«Эндшпиль в шахматной партии»

Это заключительная стадия игры, когда на доске остается мало фигур. В этот момент король становится более активным и старается занять центральную позицию....

"Шахматная нотация"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Мои первые шахматы"...