консультация для воспитателей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Корочкина Валерия Сергеевна

консультация для воспитателей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basseyne.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Консультация для воспитателей

Организация

занятий по плаванию в детском саду

Выполнили: Корочкина В.С.

Саранск

Организация занятий по плаванию в детском саду

Детское плавание – модная в последнее время тенденция среди современных родителей. При выборе детского сада решающим фактором в пользу дошкольного учреждения становится именно наличие в нем бассейна. При этом родителей не останавливает ни повышенная родительская плата, ни «нелюбовь» ребенка к воде. Главное – «здоровое» здоровье ребенка, в формировании которого детское плавание играет не последнюю роль.

Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка — содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Бассейн в детском саду дает возможность не только проводить занятия оздоровительного характера, но и готовить детей к обучению плаванию. Поэтому целью занятий в бассейне для детей старшего дошкольного возраста является обучение детей плаванию, закаливание и укрепление детского организма.

К концу старшей группы дети осваивают правильное положение тела в воде, владеют основными элементами плавания: на груди и на спине, ныряют, доставая игрушки со дна бассейна. В подготовительной группе отрабатывается координация движений при плавании кролем на спине и на груди с задержкой дыхания.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста педагоги  используют следующие формы: аквааэробика, способствующая развитию пластичности движений, созданию эмоционального комфорта.

ПОЛЬЗА ПЛАВАНИЯ:

     Начинать занятия можно в самом раннем возрасте. Плавание добавляет ребенку жизнерадостности и уверенности в своих возможностях. Родители, отдавшие своего малыша на плавание, замечают, что простудные заболевания «ушли». Водные процедуры не только закаливают, они улучшают кровообращение, обменные процессы, повышают способность противостоять инфекциям. Регулярные тренировки позволяют малышам быстрее развиваться как в физическом, так и в эмоциональном плане. 
     Этот тип физической нагрузки показан при рахите, анемии, гипотрофии, ряде неврологических патологий. В воде работают практически все группы мышц. При этом суставы, связки, позвоночник не перегружены. Все движения физиологичны, то есть естественны. Плавание помогает справиться с агрессией, стрессом, излишней возбудимостью. Происходит стимуляция выработки эндорфина.

Дополнительные должностные обязанности

сотрудников дошкольных учреждений

при обслуживании бассейна.

 

Заведующий детским садом:

·        Обеспечивает условия проведения занятий по плаванию и контроль за работой бассейна;

·        осуществляет общее руководство организацией работы с воспитателями и родителями;

·        включает обучение детей плаванию в общий план работы дошкольного учреждения;

·        определяет обязанности сотрудников при проведении занятий по плаванию и контролирует их выполнение;

·        совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения и инструктором по физической культуре несёт ответственность за безопасность детей и соблюдение всех требований, предъявляемых к условиям и организации занятий плаванием.

Старший воспитатель:

·        Принимает участие в разработке расписания занятий плаванием для каждой возрастной группы;

·        оказывает помощь воспитателям в организации педагогического процесса в группах в связи с занятиями плаванием;

·        при необходимости вносит изменения в режим рабочей группы;

·        принимает участие в разработке содержания занятий по плаванию для разных возрастных групп;

·        помогает воспитателям в работе с родителями при подготовке детей к занятиям в бассейне;

·        осуществляет контроль за выполнением учебно-воспитательной работы в детском саду в целом, в том числе за реализацией программы обучения детей плаванию.

Воспитатель:

·        принимает участие в составлении расписаний учебных занятий группы (с учётом посещения детьми бассейна) и строго следит за его выполнением;

·        проверяет наличие у детей купальных принадлежностей, помогает подготовить им всё необходимое для занятий в бассейне (полотенце, плавки, шапочку и др.);

·        во время занятий плаванием одной подгруппы проводит подготовительные упражнения и разминку с другой, готовит её к занятиям в воде;

·        контролирует проветривание групповой комнаты;

·        в подготовительный к занятиям период учит детей быстро одеваться, раздеваться, аккуратно складывать свою одежду, насухо вытирать тело полотенцем;

·        знакомит детей с правилами поведения в помещениях бассейна и непосредственно во время занятий плаванием;

·        проводит работу с родителями по вопросам подготовки детей к занятиям
плаванием;

·        следит за состоянием здоровья детей, поддерживает тесную связь с родителями, врачом, медсестрой с целью своевременного выявления детей, нуждающихся в щадящем режиме или освобождении их от занятий плаванием.

Помощник воспитателя:

·        помогает воспитателю в подготовке детей к занятиям по плаванию, следит за порядком и чистотой в раздевальной, помогает детям при раздевании и одевании;

·        осуществляет проветривание помещений, обеспечивает создание таких условий в групповой комнате, чтобы дети после посещения бассейна не могли простудиться:

·        приводит подгруппы детей в бассейн и отводит их после плавания в групповую комнату (если детей меньше чем в группе);

·        по окончании занятий организует соответствующую обработку и сушку купальных принадлежностей;

·        помогает детям убрать остальные вещи (тапочки, губки, мыло). 

 

Нормативы численности и должностные обязанности работников,

обслуживающих бассейн детского сада.

 Инструктор по плаванию: 

Состав работ:

·        проводит учебные занятия по плаванию согласно программы "Физическая культура в детском саду" с учётом возрастного состава группы;

·        составляет расписания занятий по плаванию для каждой группы совместно со старшим воспитателем;

·        осуществляет выполнение составленного расписания занятий;

·        ведёт дневник (журнал), где фиксируется содержание занятий но плаванию и усвоение его детьми;  мониторинг;

·        ведёт журнал учёта посещаемости детьми занятий по плаванию, выясняет причины пропуска занятий;

·        проводит беседы с воспитателями групп и обслуживающим персоналом по вопросам организации занятий по плаванию;

·        организует предварительную работу с родителями по подготовке детей к занятиям в бассейне, проводит беседы с детьми, начинающими занятия в бассейне, о правилах внутреннего распорядка в помещении бассейна и их выполнении;

·        наблюдает за порядком в бассейне, поведением детей и добивается обязательного выполнения детьми указаний педагогов;

·        оказывает помощь детям при раздевании и принятии душа, особенно при отсутствии воспитателя или помощника воспитателя, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены;

·        поддерживает контакты с медицинским персоналом, проверяет совместно с медсестрой гигиеническое состояние условий проведения занятий в бассейне, полностью отвечает за порядок во время занятий и безопасность детей на воде;

·        постоянно совершенствует своё мастерство, методические приёмы работы с детьми, а также ведёт пропаганду среди сотрудников дошкольного учреждения и родителей;

·        участвует в проведении физкультурно-оздоровительной работы, повышении квалификации воспитателей в вопросах теории и практики физического воспитания.

Норматив численности - 0,25 ед. на каждые 2 группы.

 Уборщик помещений бассейна: 

Состав работ:

·        проверка санитарного состояния душевых и раздевальных отделений бассейна;

·        еженедельная тщательная уборка душевых, туалетов при душевых, раздевальных отделений;

·        влажная протирка пола и стен щётками мыльными или щелочными растворами с непрерывным ополаскиванием водой, чистка кранов;

·        ежемесячная профилактическая дезинфекция душевых кабин, туалетов;  приготовление моющих растворов;

·        проверка санитарного состояния зала с плавательной ванной и содержание его в чистоте, вытирание пыли, влажная протирка пола, оборудования, чистка урн от мусора, мытьё обходных дорожек ванн вручную и с помощью шлангов, влажная протирка стен дверей, мытьё ванн при спуске воды из бассейна.

Норматив численности - 0.5 ед. при количестве групп, с которыми проводятся занятия по плаванию, до 8, 1 ед. - при наличии 9 и более групп.

 

 Медсестра:

      Состав работ:

·        проводит осмотр детей перед каждым занятием по плаванию,

·        освобождает их от занятий при недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие,

·        наблюдает за состоянием детей во время занятий,

·        контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и оборудования.

«Как приготовить ребёнка к бассейну».

Занятия в бассейне не только помогут малышу научиться плавать, но и укрепят иммунитет, а также доставят ему массу удовольствия. Занятия оздоровительным плаванием имеют минимум противопоказаний, они позволяют быстрей восстановить форму после травм, улучшить состояние опорно-двигательного аппарата и осанку, дают прекрасный закаливающий эффект и необходимую нашим детям, проводящим слишком много времени перед телевизором и за компьютером, физическую нагрузку.

Но многие родители бояться, что занятия плаванием станут причиной простуд и задумываются о том, как подготовить ребенка к бассейну. Прежде всего, обсудите вопрос о пользе плавания для вашего ребенка с педиатром, который его наблюдает и убедитесь, что противопоказания для занятий в бассейне отсутствуют.

Вода в бассейне обычно подогревается до 28-30 градусов, то есть она немного холодней, чем дома в ванной, поэтому каждый раз, заканчивая водные процедуры, обливайте ребенка прохладной водой. Полезны и утренние обливания прохладной (но не холодной) водой. Не обязательно сразу обливать малыша полностью, можно просто помыть руки, умыться и облить его ноги.

Боязнь воды: Подготовка ребенка к бассейну обязательно должна учитывать и его психологическую готовность к контакту с водой. Дети нечасто боятся воды, но и подобное случается. Такого ребенка вряд ли удастся заставить войти в воду в незнакомом месте, а если это и получится - занятия не принесут ему радости. Если вы будете достаточно тактичны, ребенок быстро преодолеет свой страх и полюбит игры в воде.

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.

КТО МОЖЕТ ПОСЕЩАТЬ ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ:

Для допуска к занятиям плаванием в детском саду требуется:

  1. Письменное разрешение от родителей.
  2. Справка от врача педиатра.

Противопоказаниями для посещения могут стать:

  • Наличие у ребенка открытых ран или кожных заболеваний,
  • Заболевания глаз и ЛОР-органов
  • Инфекционные заболевания
  • Туберкулез легких в активной форме
  • Ревматические поражения сердца в стадии обострения
  • Язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ БАССЕЙНА

В ДЕТСКОМ САДУ:

Если у вас и вашего участкового педиатра нет возражений к тому, чтобы ребенок осваивал азы плавания в детсадовском бассейне, то к занятиям по плаванию нужно будет подготовиться и приобрести купальные принадлежности, а именно:

резиновая шапочка

Она должна быть по размеру головы ребёнка. У девочек под шапочкой не должно быть больших бантов и жёстких резиночек. С резиновой шапочки хорошо и быстро скатывается вода и не мешает ребёнку на глазах. Любой другой вариант шапочек не удобен.

- резиновые шлепанцы (сланцы)

Шлёпанцы должны быть по размеру ноги ребёнка, свободными, чтобы он сам мог их обуть. Шлёпанцы нужны для перехода из раздевалки в бассейн и обратно. По возвращению в раздевалку дети переобуваются в сухие носочки и сандалии.

-полотенце

Полотенце надо готовить среднего размера (50*90см), чтобы ребёнок мог сам себя растереть и вытереться. Желательно чтобы полотенце было из натуральных волокон. На полотенце обязательно должна быть петелька.

 -пижама

Пижама должна быть из натурального волокна и на один размер больше.

-косынка или шапочка из хлопчато-бумажной ткани, для перехода из  бассейна в группу

-купальные плавки (купальник)

Купальник или купальные плавки могут быть из эластичных волокон, но без завязок. Если девочки приносят купальники, то они их надевают самостоятельно. Поэтому купальник должен быть сплошным.

- очки – должны быть подобраны по размеру (детские)

После занятия в бассейне, родители должны забрать пакет с этими вещами и хорошо просушить, а купальник прополоскать.

- Одежда. Сменный комплект нижнего белья (трусы, майка), носки.

Все вещи должны лежать у ребенка в сумке, пакете или рюкзаке, такого размера, чтобы ребенку было удобно нести самостоятельно.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ БАССЕЙНА В ДЕТСКОМ САДУ:

Как в любом бассейне, здесь также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

В каждом дошкольном учреждении может быть разработан свой свод правил, который лишь немного дополняет общие рекомендации:

  1. Перед заходом в воду необходимо принять душ.
  2. В бассейне запрещается громко кричать и шуметь.
  3. Дети должны четко выполнять все инструкции педагога.
  4. В том случае, если ребенок неважно себя чувствует, то ему настоятельно не рекомендуется посещать занятия в бассейне.
  5. Занятия в бассейне не проводят на полный желудок.
  6. Между занятием в бассейне и прогулкой на улице должно пройти, как минимум, 50 минут.

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ:

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре. Ставки «инструктор по плаванию» сейчас в детских садах не существует. Инструктор не только проводит предварительные беседы с детьми, но и помогает детям при раздевании и принятии душа, высушивании волос после занятия, проверяет совместно с медсестрой соответствие условий в бассейне санитарным нормам.

Занятия плаванием начинаются, как правило, с первых дней посещения ребенка детского садом. В начале учебного года температура воды достигает 30 градусов, по мере обучения температура может несколько упасть – до 28 градусов. Было замечено, что при более высокой температуре воды в бассейне дети лучше усваивают материал, быстрее обучаются плаванию. Этому способствует ряд факторов: из теплой воды вылезать не хочется – детям нравится в ней находиться. Кроме этого, теплая вода расслабляет, уходит гиперактивность, которая особенно «популярна» среди современной малышни.

Как правило, занятия плаванием проводятся с утра – вместо прогулки. Это связано с тем, что после посещения бассейна при выходе на свежий воздух увеличивается вероятность заболеваний и переохлаждения, даже если волосы сухие

Продолжительность занятия в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

  • В младшей группе – 15-20 минут,
  • В средней группе – 20-25 минут,
  • В старшей группе – 25-30 минут,
  • В подготовительной группе – 30-35 минут.

Начинаются занятия с минимального отрезка времени и по мере прохождения программы увеличиваются.

Занятия в бассейне проводятся в подгруппах. Число детей не должно превышать 12-15 человек. Группа подбирается по возрасту и физической подготовленности. Детки, которые по каким-либо причинам не занимаются плаванием в детском саду, могут в это время играть в группе с воспитателем (младшим воспитателем) или пойти на прогулку. Воспитатель также может спускаться в бассейн вместе с детьми для помощи инструктору по физической культуре (помогать выполнять задания детям, которые пропустили занятия или затрудняются в выполнении задания)

Перед началом «плавательного сезона» с детьми проводятся беседы, в которых дошколят знакомят с правилами посещения бассейна.

Сами занятия состоят из трех частей:

  1. Подготовительная часть проводится на суше и представляет собой физкультминутку,
  2. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры,
  3. Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Занятия по хорошей детсадовской традиции проводятся в игровой форме, используется различный водный инвентарь: надувные круги, игрушки, плавательные доски, веревки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать количеству детей в одной учебной группе.

Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Так, малышей из младшей группы учат в первую очередь не бояться воды, самостоятельно в нее заходить. Первыми спутниками детей по бассейну может стать и лягушка Квака, и сам морской владыка – Нептун – все зависит от фантазии водного инструктора. Нарукавники вновь прибывшие и боятся воды

Ребята из средней группы могут уже самостоятельно держаться на воде какое-то время и скользить по ней.

В старшей группе дети осваивают азы «простого плавания»: координации движения рук и ног, правильному выдоху в воду.

Кульминацией обучения становятся занятия в подготовительной группе, когда будущие дошколята могут показать высший класс – плавание спортивным стилем.

   Занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста организуются в бассейне 4,5 х 10 метра, глубиной 60-80 см. Спуск в бассейн производится с лестницы, выход по лестнице, сделанной из не скользящего материала. При бассейне 2 раздевальных комнаты, оборудованные шкафчиками для одежды и полотенец, банкетками. На полу в раздевальной комнате лежат коврики.  При бассейне две душевые комнаты, имеющие 3-душевые установки для мытья тела детей перед входом в бассейн и при выходе из него, и туалетные. В помещении бассейна имеются приспособления для сушки волос детей

С целью обеспечения безопасности детей и предупреждения травматизма, при выходе из бассейна и из душевой кладутся резиновые коврики, чтобы дети не скользили по мокрому полу.

 

          В соответствии с Санитарными правилами* температура воздуха в помещении бассейна поддерживается на уровне +29°С,в раздевальной и душевой в пределах +25-26°С, воды в бассейне +28-32°С. 

    Дезинфекции подлежат:  обходные дорожки, полы, скамейки в раздевалках, резиновые коврики, дверные ручки, поручни. Их протирают ветошью, смоченной 0,5-1,1% раствором хлорамина. Периодически проводится дезинфекция панелей до уровня не менее 2 метров от поверхности пола в зале бассейна, подсобных помещений (во время санитарных дней) как заключительный этап генеральной уборки.

          Текущий контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, осуществляется медсестрой по бассейну.

 

Инвентарь и оборудование.

    Бассейн оборудован приборами, позволяющими контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние, термометрами для измерения температуры воздуха и воды, психрометрами для определения влажности воздуха.

   Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий по плаванию, проведения различных упражнений и игр, способствующих успешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания.

         К ним относятся:

  -доски из пенопласта (для каждого купающегося)

  -надувные игрушки;

  -резиновые и пластмассовые игрушки

  -мелкие игрушки из плотной резины (тонущие);

  -обручи.

  -мячи разного размера

Все пособия и игрушки подвергаются санобработке в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Выйдя из бассейна, дети принимают теплый душ, температура которого на 2-4 градуса выше температуры воды в бассейне. После занятий плаванием и душа они тщательно насухо вытираются полотенцем, сушат волосы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...