Не так страшен страх, как его малюют.
статья на тему

Яковенко Галина Анатольевна

В современном мире очень важно осознавать, что физическое здоровье человека неразрывно связано с его психическим состоянием. Знакомство с эмоциональными состояниями, причинами их возникновений и способами регулирования некоторых из них - задача психолога в образовательных организациях. Эта статья позволяет проследить взаимосвязь возможных поведенческих проблем и причин их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_tak_strashen_strah.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Не так страшен страх, как его малюют.

           Страх – это наш союзник, мотиватор и помощник избежать  жизненных трудностей, платя малой кровью, малыми жертвами и малыми исключениями из целостного, привычного и рутинного.

    Классические страхи человека – это страх смерти, страх неопределённости, страх боли и страх отвержения. Каждый из них пришёл к нам из далёкого прошлого, от наших предков и отношение современного человека к страху неоднозначное. Он подстерегает его всюду, помогает и мешает, трансформирует  и разрушает, и подружиться со страхом получается не у всех.

     Возникает логичный вопрос: зачем с ним дружить? Чтобы найти в этой эмоции жизненный ресурс, правильно её проживать, тем самым не создавая в своём теле капсулированных психосоматических амбаров и кладовочек.  Познайте себя и свои возможности, слушайте подсказки тела и верьте, что у вас всё получится. Более подробно вопросы психосоматики изучают клинические психологи и телесно – ориентированные терапевты, есть специалисты по психосоматике  среди гештальт – терапевтов и других практикующих психологов в многочисленных направлениях терапии.

    Разбираясь в истории возникновения этой эмоции, мы отчётливо можем представить древний мир, полный хищников, подстерегающих наших предков. Начальная стадия развития интеллекта не позволяла им понять и объяснить природу природных катаклизмов. Страх и в те далёкие времена был союзником. Он помогал выживать и  сохранять потомство.

     Страх в современном мире  для многих является партнёром. С ним играют с детства. Герои компьютерных игр для детей привлекают и манят, отнють, не красотой и радостными улыбками. Мишки Фредди и  Грени, зомби и вампиры, оборотни и люди – мутанты ежедневные гости в компьютерах наших детей. Их очень бояться, но тем и привлекательней герой. Он не ощутим телесно, не сможет причинить физическую боль и ребёнок  как – бы контролирует ситуацию собственного страха. Он может всегда ВЫКЛЮЧИТЬ компьютер или телефон. Такая тренировка эмоциональных состояний не всегда бывает полезной.

    На приёме у психолога ребёнок сидит спиной к двери и увлечённо рисует.  От сквозняка входная дверь время от времени колеблется в дверном проёме, создавая при этом достаточно громкие звуки. На каждый звук ребёнок  вздрагивает и спрашивает: « Кто там?»  И каждый раз я рассказываю, что это весёлый ветерок залетает к нам в гости. На очередной вопрос я отвечаю вопросом: « А ты думаешь кто там?»  И тут вспоминаются все ужасные ужастики современного интернет пространства.  Создаётся впечатление, что родители абсолютно не контролируют выбор дошколят старшего возраста  или сами увлечены  дружбой со страхом. Для многих родителей устрашение и запугивание является одним из самых действенных методов регулирования поведения детей.

    Подростки играют со страхом по- разному. К визуализации ( просмотр мистических сериалов и компьютерных игр) подключается кинестетика ( участие в квестах, подразумевающих переживание этой эмоции телом). В квестах к детям прикасаются, им необходимо дотронуться до объекта, вызывающего страх). Подростки занимаются различными экстремальными видами спорта, что позволяет им проживать эту эмоцию снова и снова.

   Взрослые играют со страхом в достаточно опасные игры  -  пластическая хирургия ( страх отвержения), прыжки с нереальных высотных объектов (страх смерти), самоистязание разнообразными древними ритуалами ( страх боли).

  Как можно комфортно существовать в нашем непростом современном мире, несущим в себе яркую палитру эмоциональных состояний?

   Разрешить быть эмоции страха, признать,  что ты чего-то боишься, но хочешь не борьбы с этой эмоцией, не заигрывания с ней, а противоположного по смыслу и ощущениям – жизни. Скажи такие простые слова :     Как прекрасен мир, прекрасна жизнь и люди, которые меня окружают, ценю каждый миг и каждую секунду пребывания, общения и познания этого мира!!!!

Не бойся жить – живи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по валеологии «Нам не страшен кариес» во 2-ой младшей группе.

Занятие о здоровом образе жизни, о необходимости следить за зубами и по мере возникновения проблемм обращаться к специалисту-стоматологу....

Памятка "Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!"

Памятка "Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!"...

НОД на тему «Не страшен мне любой недуг, если рядом добрый друг»

Комплексное занятие (ОБЖ, развитие речи, социально – нравственное воспитание) с детьми старшего дошкольного возраста....

НАМ НЕ СТРАШЕН БЕЛЫЙ СЛОН ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАК-ТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Данная статья опубликована в сборнике «Речевые игры для неговорящих детей»(практический материал) Опыт работы учителей-логопедов, дефектологов, специалистов России, Татарстана и Вахитовского района го...

Консультация для родителей. "Так ли страшен эгоизм как его малюют?"

Советы родителям о том, как бороться с детским эгоизмом и нужно ли это делать....