Статья. Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка».
статья на тему

Змеева Зинаида Михайловна

Статья.

Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка».

       Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.  По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие  в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной.

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления даёт рука. Поэтому необходимо ежедневно проводить с детьми постоянную работу по развитию мелких мышц рук. Это развитие мелкой моторики, посредством выполнения пальчиковых гимнастик, аппликаций, выкладывание из семян, крупы, ниток разнообразных изображений. Активное  развитие мелких мышц рук происходит во время работ по ручному труду (работа в техники оригами, бумагопластика и других). Эффективным так же будет выкладывание изображений из палочек по образцу, составление узоров из мозаики, конструирование с использование разных видов конструкторов (металлического или  пластмассовых), пластилинография или обычная лепка предметов. На сегодняшний день, существует много игрушек с пристёгивающимися на пуговицы частями. Дети очень любят заниматься расстегиванием и застёгиванием пуговиц, молний, нанизыванием бусинок на  ниточки и другими похожими занятиями.

Приведу пример пальчиковой игры и варианты самомассажа, которые помогут в развитии мелкой моторики:

     

     Вышла Люба в огород-        (Ставят руки на пояс,)

     Сколько у неё хлопот!          (Поднимают руки к щекам и покачивают

                                                                               головой).

     Нелегко полить на грядке     (Разводят руки в стороны).

     Овощи все по порядку           (Указательным пальцем пересчитывают все

                                                                   овощи.)

     Помидоры, лук, капуста         ( Поочерёдно загибают пальчики правой и

     И горошек очень вкусный.      затем левой руки на каждое название

     Репа, огурцы, чеснок,              овоща.)

     Свёкла, редька и укроп.

 «Согреем ладошки» - сильно потираем руки.

«Пунктиры»

И. п. – подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперёд

Смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же самое по другой руке.

«Пила» - И. п.- левая рука кисть и предплечье лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление  по всей поверхности левой в направлении вниз – верх. То же для другой руки.

« Утюжок» - И. п.  то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем  левую. То же самое для другой руки.

«Каток» - И. п. -  то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх – вниз по ладони левой , разминая  её. То же самое для другой руки.

«Кулачок» - руки лежат на столе тыльной стороной вверх. Поочерёдно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого,  и разжимаем, начиная с мизинца.

«Здравствуй пальчик» - локти опираются на стол, все пальцы поочерёдно прикасаются к большому подушечками (здороваются).

«Человечек бегает» - указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.

«Играем на рояле» - Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Производится попеременное постукивание каждым пальчиком одновременно на двух руках.

Во время пальчиковой гимнастики движения выполняются сначала поочерёдно то одной рукой, то другой, затем двумя руками одновременно.

Помогайте детям развивать мелкие мышцы рук! Это поможет им успешно усваивать программу школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Консультация для родителей на тему: "Значение развития мелкой моторики ребенка на состояние его речи".

Материал может быть полезен для родителей детей дошкольного возраста и педагогов ДОУ....

Консультация для родителей по теме: « Значение развития мелкой моторики рук для речи детей».

Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки. На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужн...

Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...

Статья по теме «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста»

татья содержит информацию о важности развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста, рассматривает возрастные особенности её развития. Помогает самостоятельно провести несложную первичную диа...

Статья по теме «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста»

Статья содержит материал о важности развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; в ней можно найти информацию о том, чем  опасно для ребенка отставание в развитии мелкой моторики, об ...

Консультация для родителей по теме: «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей»

В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются...