Здравствуй, лето красное!
рабочая программа на тему

Шеховцова Инна Анатольевна

Программа предусматривает организацию познавательного досуга с элементами учебной деятельности, стимулирует к творчеству, позволяет расширить сферу познания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_leto_krasnoe.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества “Созвездие”

УТВЕРЖДАЮ:

    Директор ДДТ Созвездие

    О.П. Савина____________________

             (Ф.И.О.,   подпись)

    протокол методического совета

    от "____"__________20__ г.  №_____

Игровая   программа

 «Здравствуй, лето красное!»

Для детей старшего дошкольного возраста  (5-6 лет)

Краснодар

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Здравствуй, яркое, звонкое лето! Наступает самое продолжительное время отдыха. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его  жизнедеятельность и здоровье. Лето для детей – это восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время новых знакомств, а главное -  познания  самого себя.

  У каждого из нас с детства остаются щемящие душу воспоминания: колокольчики, ласково и напевно  лепечущие что-то в траве, кристально чистая река, цветущий куст жасмина, пение крохотной птахи,  узкая тропинка в лесу, залитая солнцем, кузовок, доверху наполненный земляникой. Как сохранить восторженное чувство любви к природе? Как научить не только восхищаться ее красотой, но и беречь ее?

  Как заложить  позитивное отношение к природе, к  окружающему миру,  научить эстетически воспринимать природу, любоваться и бережно к ней относиться, наблюдать и устанавливать взаимосвязь живых организмов друг с другом?

  Лето - это особенный период в жизни ребенка-дошкольника, широко открывающий дверь в мир природы, дающий, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Летом ребенок больше времени проводит на природе, общается с ней, и это позволяет в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи экологического воспитания, формировать любознательность ребенка, пытливость его ума.  Этим обусловлена актуальность настоящей программы.

  Педагоги  МБОУ ДО ДДТ «Созвездие», работающие  с дошкольниками,  считают, что летняя деятельность детей должна гармонично сочетать познавательное и развлекательное. Педагог дополнительного образования, находясь в гуще ребячьей жизни, должен развивать  интересы и потребности ребёнка, его  интеллектуальный и творческий потенциал.

  Для организации  досуга в  МБОУ  ДО ДДТ «Созвездие»  с детьми - дошкольниками в летнее время  разработана настоящая программа  «Здравствуй, лето красное!». По содержанию  данная программа является многопрофильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления  отдыха, развития  и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение июня месяца.  Рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Направленность  программы – социально – педагогическая.

  Данная программа предусматривает организацию занятий с детьми дошкольного возраста. Программа отвечает возрастным психологическим особенностям дошкольников. В процессе реализации  программы создаётся психологическая комфортная познавательно – развивающая  среда, способствующая  развитию познавательных способностей и интересов. В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, активизируются познавательные интересы, приобретается опыт нравственно-эстетического восприятия мира, проживания событий, ситуаций. Вышеперечисленными моментами обусловлена педагогическая целесообразность программы.

  Программа предусматривает организацию познавательного досуга с элементами учебной деятельности, стимулирует к творчеству, позволяет расширить сферу познания.  

  Основной  и  отличительной особенностью данной  программы  является  выделение  для  детей этого  возраста  специфического  акцента  в  содержании  образования,  которое  тесно  связано  с  психологическими  особенностями  ребёнка.  Поскольку  жизненный  опыт  ребёнка  ещё  невелик,  то  он  познаёт  мир,  сравнивая  его  с  собой,  как  наиболее  известным  ему  объектом.  Поэтому  программа  написана  с  позиций  узнающего  мир  дошкольника.   Она  позволяет  показать  взаимосвязь  ребёнка  с  окружающей  его  действительностью.  Обучение  осуществляется  с  познанием  информации  об  окружающем  мире  и  опирается  на  жизненный  опыт  детей.  

  Цель  программы – создание педагогических условий для организации интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха   детей в летний период.

  Задачи  программы:

1. Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации познавательной, музыкальной и двигательной деятельности.

2. Объединить усилия взрослых по созданию условий, способствующих   эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка в летний период.

3. Уточнить представления дошкольников  об изменениях,  происходящих  в  природе летом, учить замечать их.  

4. Расширять знания о летних природных явлениях.

5. Знакомить  с  трудом людей на полях, в садах, огородах.  Воспитывать желание помогать взрослым.

6. Обогащать представления детей о многообразии животного и растительного мира, об особенностях животных и растений в летний период.

7.Создать условия для приобретения детьми  умений в различных областях деятельности (танцы, изобразительное творчество, художественный труд, музыкально-вокальное творчество).

8. Развивать внимание и воображение, любознательность и познавательную активность, умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
9.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства товарищества и взаимопомощи.

10.Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры, досуга.

   Адресат  программы:

 Программа  «Здравствуй, лето красное!» предназначена  для  детей старшего дошкольного возраста  (5-6  лет).

  Срок реализации  программы: 1  месяц. Объём программы –  24  часа.  Режим  работы  учебных  групп – 2  раза  в  неделю.  Продолжительность   одного   занятия   в   соответствии   с   санитарно – гигиеническими   нормами  составляет  25 – 30  минут с соблюдением необходимых перерывов.

       Оптимальное  количество  детей  в  группе  10  человек,  с  учётом  индивидуальных,  возрастных  и  психологических  особенностей.

Реализация   программы

Основные направления деятельности:

  Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что  отвечает интересам детей, позволяет проявить творчество, самостоятельность; предусмотрена вариативность  деятельности; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.

   Ведущей  деятельностью  у  дошкольников  является  игровая  деятельность.  Поэтому  занятия  являются  системой  дидактических  игр,  в  процессе  которых  дети  исследуют  проблемные  ситуации,  выявляют  существенные  признаки  и  отношения,  соревнуются,  делают  "открытия".  В  ходе  этих  игр  и  осуществляется  личностно - ориентированное  взаимодействие  взрослого  с  ребёнком  и  детей  между  собой,  их  общение  в  парах,  в  группах.  Дети  не  замечают,  что  идёт  обучение.  Вся  система  организации  занятий  должна  восприниматься  ребёнком  как  естественное  продолжение  его  игровой  деятельности.

  Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма,  беседы о противопожарной безопасности.  Экологическое просвещение детей, расширение знаний об окружающем мире, труде людей. Развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.

  Для обеспечения реализации основных направлений программы применяются  основные технологии:  Здоровьесберегающая технология – удовлетворение двигательной активности детей.  Проблемное обучение – создание проблемных ситуаций.  Игровые технологии.  ИКТ - использование образовательных ресурсов Интернета, DVD и CD диски с картинами, учебными фильмами  и иллюстрациями, видео  и аудиотехника.

   В  ходе  занятий  широко  используются:

- дидактические  игры;

- творческие  задания;

- занимательные  задачи;

- вопросы,  загадки;

- головоломки.

   В  каждое  занятие  включены  физкультминутки,  тематически  связанные  с  учебными  заданиями, пальчиковая гимнастика,  весёлые  стихи,  считалки.

   В  соответствии  с  возрастными  особенностями  детей  формы  организации  занятий  разнообразны.

   1. Фронтальная  работа  с  демонстрационным  материалом.

   2. Самостоятельная  работа  с  раздаточным  материалом.

   3. Экспериментирование.

   4. Театрализация.

   5.Сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия.

   6.Интеллектуальные игры, турниры, состязания, викторины.

   7. Эстафеты, соревнования,

   8.Коллективные творческие дела.

Совместные дела и общение ребенка со сверстниками и педагогами  в условиях учреждения дополнительного образования позволяют обучать воспитанников нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагают к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, способствуют приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.

                  При этом наиболее эффективны следующие методы и приемы:

1.Методы организации и осуществления оздоровительной и образовательной деятельности (беседа, дискуссия, обмен мнениями, рассказ, создание и решение проблемных ситуаций, упражнения, тренинги, самостоятельная работа).

2.Методы воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение,          подражание, пример, внушение, погружение).

3.Методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, тестирование, анкетирование, интервьюирование, опрос).

4.Методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, конструирование ситуаций, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).

5. Метод игры. Игра для детей – самый важный вид их деятельности. Использование игры обращено к раскрытию потенциала каждого ребенка.

6. Метод коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности как нельзя лучше подходит для реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также досуговых мероприятий. Ребенок участвует в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, что позволяет реализовать его творческий потенциал.

7. Метод самостоятельности и инициативы. Дети способны на смелые идеи, фантазии. Нужно только вовремя поддержать их инициативу и дать немного самостоятельности. Тогда успех делу обеспечен.

8. Метод состязательности. Состязание стимулирует к поиску, открытию побед над собой. Состязательность распространяется на все сферы деятельности, кроме  нравственной.

9. Метод опоры на положительные эмоции ребенка. Искать в ребенке хорошее, заметить и оценить его рост, оказать доверие, создать ситуацию успеха для каждого.

Для наиболее эффективной реализации программы используются следующие принципы:

1. Принцип креативности – творческий характер всей деятельности – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида творчества или игры, где он может проявить себя.
2. Принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в играх, конкурсах.
3. Принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социо - культурной среде, не противоречащей природе ребёнка.

4. Принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри детского коллектива.

  Планирование летней работы с воспитанниками групп дошкольного образования разработано на основе учёта закономерностей развития ребёнка дошкольного возраста, строится на адекватных возрасту видах детской деятельности и формах работы с детьми, направлено на охрану и укрепление здоровья и всестороннее развитие дошкольников, отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации, позволяет сочетать индивидуальные, подгрупповые и групповые формы организации работы с детьми. Данный подход построения образовательного процесса позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в двух основных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей.

Ожидаемые результаты реализации  программы:

1. Приобретение ребенком дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для его развития.

2. Принятие ребенком норм культуры взаимоотношений в совместной деятельности, основанных на общечеловеческих ценностях.

3.  Освоение ребенком способов сохранения и укрепления своего здоровья.

4. Повышение интереса у детей  к окружающему миру, родному краю, творчеству, природе.

 5. Приобретение  опыта нравственно-эстетического восприятия мира, проживания событий, жизненных ситуаций.

 6. Проявление  положительного эмоционального отношения к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

7. Расширение профессионального опыта педагогов в освоении методики досуговой, оздоровительной и образовательной деятельности в условиях летнего отдыха детей.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Учебный  план

№п/п

          Название  разделов

Количество часов

1

Что  такое  лето?

8

2

Разноцветная  мозаика.

8

3

Радужный хоровод

8

Итого

24

Содержание учебного плана

Раздел 1.Что  такое  лето?

Теория: Изменения, происходящие  в  природе летом. Природные явления. Труд людей  на  полях, в садах и огородах. Отдых в летнее время года. Звери, птицы, рыбы, насекомые летом. Где живут? Чем питаются? Дары лета. Многообразие растений и плодов. Цветики – цветочки. Их красота, предназначение.

Практика: Летние  истории. Помогать  детям  составлять  рассказы  из личного опыта о лете. Совершенствовать умение  детей озаглавить  картинку, составлять  рассказы  по  картинке с последовательно развивающимся действием. Пересказывать  несложные тексты, правильно строить  предложения.  Познакомить детей  со  стихами  о  лете, приобщая  их  к  поэтической  речи.

Раздел 2. Разноцветная  мозаика.

  Теория:  Отражать впечатления о лете в рисунке, аппликации, лепке.

  Практика:   Цвета лета. Передача эмоционального настроения через цвет.

  Обучение пользованием шаблонами, компоновка и обводка их, дополнение силуэтов животных, птиц, насекомых необходимыми деталями.     Использование в  создании детских работ  цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков, акварельных и гуашевых красок.     Этот блок включает в себя знакомство с разноцветной палитрой лета и создание ярких цветовых композиций.

 Умение   цветом передавать настроение лета, характерные признаки, картины природы (рисуем птиц, насекомых,  цветы, зелёную траву, разноцветные облака, радугу, солнышко т.д.).

  В  аппликации  передавать  особенности листьев и цветов: форму, цвет, величину. В лепке с натуры передавать форму и характерные особенности фруктов.

   Творческое применение простейших приёмов народной росписи: выполнение узоров и орнаментов в круге, в полосе, на предметах быта и игрушках (вырезанных из бумаги),  применяя декоративно-обобщённые формы растительного мира, а также геометрические формы.

Раздел 3. Радужный  хоровод.

   Передаём  светлое, радостное летнее настроение в танцевальных импровизациях, используя пластику движений. Вызываем  у детей различные эмоциональные состояния, развиваем  творческое воображение.

  Продолжаем  знакомство с природой и её состоянием. Разучиваем и исполняем детские песни  о  лете. Через музыкально – поэтический образ передаём восхищение красотой летней природы. Самостоятельно находим свои оригинальные движения для передачи образов лесных жителей, птиц и зверей, используя пластику движений. Знакомим детей с народными и детскими музыкальными инструментами. Готовим  театрализованное представление по теме “Летние  приключения”.

  Развиваем возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Мимикой и движениями передаём образ Лета, яркого и жаркого, любование рассветом, радугой, солнечным лучом. Продолжаем исполнение простых произведений на детских музыкальных инструментах. Развиваем общую двигательную активность, моторику, координацию. Пробуждаем интерес и потребность в пении, желание играть и двигаться  под музыку.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наличие  соответственно  оснащённых  кабинетов  для  занятий:

                    - мебель,  соответствующая  возрасту  детей;

                    - ковровые  покрытия;

                    - хорошее  освещение.

Наличие  аудиоаппаратуры  и видеоаппаратуры.

DVD и CD диски с картинами, учебными фильмами  и иллюстрациями.

Наличие  канцелярских  принадлежностей.

Наличие  дидактического  материала,  соответствующих  наглядных  пособий  и  раздаточного  материала:

- наборы  предметных  картинок;

- наборы  сюжетных  картинок;

- настольно – печатные  игры;

- тематические  лото;

- игрушки;

- фишки  для  игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.А.Майер  “Предшкольная  подготовка  ребёнка  в  дополнительном        

  образовании”,  С – Петербург, “Детство – Пресс”, 2009г.

 2.Л.А.Обухова, Л.Г.Горькова,  О.Е.Жиренко  “Сценарии  занятий  по    

                 комплексному  развитию  дошкольников”,   М.,  “ВАКО”, 2009г.

3.Бондаренко  А. К.   “ Дидактические  игры  в  детском  саду “  М., 2001 г.

4.С. А. Васильева  “ Развитие  речи  дошкольников “,

                                   М.,  “ Школа – Пресс “,  1999 г.

5.Е. О.  Астафьева  “ Играем,  читаем,  пишем “

                                         С – Петербург,  “ Детство – Пресс “,  1999 г.

6.З.А. Михайлова   “ Игровые   занимательные   задачи   для   дошкольников”,      М.,  2002 г.

7. Б.П.Никитин     “ Развивающие  игры “   М.,  2002 г.

8. Л.А.Венгер,  М.О.Дьяченко   “ Игры  и  упражнения  по  развитию                             умственных  способностей  детей “  М., 2001 г.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

    1.«Педсовет/Pedsovet.org» по ссылке http://new.pedsovet.org/articles/article/view/id/211178.

    2.Информационно-методический портал «Образование»    www.dopedu.ru/  

3.Сайт Департамента образования администрации МО г. Краснодар  www.uo.krd.ru/

     4.Образовательный ресурс и социальная сеть, где можно скачать презентации на различные темы, или разместить свои презентации   http://myshared.ru/        

     5.        Портал “Дополнительное образование” http://dopedu.ru/

     6. Внешкольник РФ    http://dop-obrazovanie.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, лето красное!

Сценарий праздника к 1 июня!...

«Здравствуй, лето красное!» (для всех возрастных групп)

Программное содержание:Образовательные задачи:  -  способствовать всестороннему развитию дошкольников, развивать координацию, точность, быстроту  и выразительность дви...

Сценарий летнего праздника «Здравствуй лето красное, здравствуй лето жаркое»

Сценарий летнего праздника  для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий летнего праздника для детей старшей и средней групп «Здравствуй, лето красное! Здравствуй, лето жаркое!»

В сценарии много летних песен, танцев и сюрпризов от главных гостей Кисточки и Лета....

«Здравствуй, лето красное, лето безопасное!»

Воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие...

Сценарий праздника, посвященного Дню Защиты детей "Здравствуй лето красное, здравствуй лето жаркое!"

Цель и задачи: Развитие положительных эмоциональных эмоций, умение поддерживать дружеские отношения. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настр...

Развлечение для старших дошкольников к дню защиты детей "Здравствуй лето красное, лето прекрасное!

Игра- путешествие по станциям со сказочными героями, дети выполняют задания героев: играют, поют, танцуют, рисуют....