Главные вкладки

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"
    рабочая программа (младшая группа) по теме

    Егунова Мария Викторовна

    дополнительная образовательная Программа

     

     «азбука безопасности»

     

    для детей 5-7 лет

     

    срок реализации программы: 2 учебных года

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_bezopasnosti.doc113 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида» г. Усинска

    «Ичöт школа – челядьöс компенсируйтана видзанiн»

    школаöдзса да ичöт класса челядьлы Усинск карса

    муниципальнöй образовательнöй велöдан учреждение

            УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МБОУ «НШДС» г.Усинска

    __________________С.В.Позднякова

    Приказ № 294  от 26 августа 2013 г.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

     «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

    для детей 5-7 лет

    срок реализации программы: 2 учебных года

       

    направленность:

    социально-педагогическая

    г. Усинск

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – за маленьких детей. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как мот этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

    Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, с другими людьми, находясь на природе и дома. Привить ребенку чувство ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Воспитание уважительного отношения к другим людям и к окружающему миру.

    Задачи:

    1. Научить детей правилам поведения на улице, дома, на природе и при общении с другими людьми.
    2. Учить решать типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, экстремальные ситуации дома.
    3. Развить познавательную деятельность детей, ориентированную на понимание опасности и безопасности жизнедеятельности.
    4. Воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать у ребенка самоконтроль и навык самоорганизации в сфере поведения в различных ситуациях.

    Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения, частота проведения – 1 раз в месяц.

    Обучение безопасности поведения должно быть направлено не на механическое заучивание правил безопасного поведения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является сложным, учебно-воспитательным процессом, состоящим из трех видов деятельности:

    -обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая воспитателем).

    -игровая деятельность (игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные и настольные игры, моделирование ситуаций).

    -практическая отработка координации движений, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дома, на природе и при общении с другими людьми).

    При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    программы  «Азбука безопасности»

    № раздела

    Наименование раздела

    кол-во часов

    1.

    Поведение на улице

    3

    2.

    Поведение в природе

    3

    3.

    Поведение дома

    3

    Итого:

    9

    В результате внедрения данной программы дети должны уметь:

    • правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, дома, на природе и при общении с незнакомыми людьми;
    • уметь пользоваться телефоном для вызова служб спасения.

     Воспитание безопасного поведения не принесет желаемых результатов, если не будет тесного контакта с родителями учащихся. Необходима повседневная тренировка внимания дошкольника, его движений, в сочетании с постойным личным примером взрослых. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить в форме лекций, тематических бесед, индивидуальной работы с родителями, дети которых входят в группу риска. Чтобы профилактика была целенаправленной, предлагается тематический план учебных занятий для родителей.

    Успешность внедрения данной программы определяется способностью ребенка успешно адаптироваться в кризисный период перехода к школьному обучению. Сформированность умения прогнозировать опасность в экстремальных ситуациях и ее последствия, способностью правильно оценивать свои возможности в конвертной ситуации, осознанным поведением в реальных жизненных условиях.

    В результате внедрения данной программы дети должны знать:

    • опасные ситуации дома, на улице, на природе;
    • основные предметы, опасные для жизни и здоровья;
    • самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
    • какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;

    Результаты внедрения этой программы отслеживаются в сравнительном анализе диагностики.

    За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, если ответ дан при уточняющих вопросах взрослого начисляется 1 балл, если ответ дан неправильно 0 баллов:

    поведение на улице:

    1. Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым мамы или папы, что вы будете делать?  

    2. Взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься. Что нужно делать?

    поведение на природе: 

    1. После того как вы сходили в лес, посидели на полянке, перекусили и собираетесь идти домой, что нужно сделать?

    2. Можно ли без помощи взрослых собирать незнакомые грибы и ягоды и есть их?

    поведение дома: 

    1. Скажите какими предметами дома детям пользоваться категорически запрещается?

    2. Как пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях?

    Список использованной литературы

    1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144с.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    программы  «Азбука безопасности»

    для детей 5-6 лет

    (старшая возрастная группа)

    ТЕМА

    часы

    Поведение с незнакомыми людьми

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    Спички детям не игрушка!

    Если угрожает опасность

    Поведение в природе

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    Меньшие друзья

    Мои друзья

    Если ты потерялся на улице

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    Мои родные

    Итоговое занятие

    Итого

    9 занятий

    Содержание дополнительной образовательной программы

    по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»

    для детей 5-6 лет

    № п/п

    дата

    тема

    задачи

    содержание

    1

    сентябрь

    Поведение с незнакомыми людьми

    1.формировать представление дошкольников о несовпадении приятной внешности и добрых намерений

    2.ознакомить детей со стандартными опасными ситуациями контактов с незнакомыми людьми.

    3.формировать представление, как правильно вести себя с незнакомым человеком

    4.воспитывать у детей дружеское взаимопонимание

    1.вступительная беседа

    2.творческое задание

    3.сюжетно – игра

    4.рефлексия

    2

    октябрь

    Спички детям не игрушка!

    1.Рассказать детям о правилах, о действиях при пожаре

    2.ознакомить детей с пожароопасными предметами

    3.формировать представление о том, как важно учить правильно, пользоваться пожароопасными предметами

    4.развивать способность решать проблему

    5.воспитывать привычку безопасного поведения

    1.вступительная беседа.

    2.наглядная демонстрация пожароопасных предметов

    3.игра, загадки

    4.рефлексия

    3

    ноябрь

    Если угрожает опасность

    1.ознакомить детей с работой служб спасения

    2.научить пользоваться телефоном для вызова службы спасения  

    3.расширить представления детей о предметах, которые могут быть опасными

    4. воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями и передавать их другим

    1.вступительная беседа

    2.тренинг

    3.творческое задание, загадки

    4.игра

    5.рефлексия

    4

    декабрь

    Поведение в природе

    1.развить у детей понимания того,  что планета Земля – наш общий дом.

    2.воспитывать у детей природоохранное поведение

    3.Развить представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению

    4.познакомить детей со съедобными и несъедобными ягодами и грибами

    1.вступительная беседа

    2.чтение стихотворений и пословиц

    3.прогулка, совместная трудовая деятельность

    4.игра

    5.рефлексия

    5

    январь

    Меньшие друзья

    1.объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными

    2.воспитывать привычку безопасного поведения

    3.привить уважительное отношение к животной природе

    4. воспитать понимание опасности общения с животными

    1.вступительная беседа

    2.сюжетно – ролевая игра

    3.рефлексия

    6

    февраль

    Мои друзья

    1.научить детей справляться со своими страхами.

    2.Объяснить детям, что такое конфликт

    3.научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека

    4.воспитать привычку пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться)

    1.вступительная беседа

    2.тренинговое упражнение

    3.совместное обсуждение

    4.игра

    5.рефлексия

    7

    март

    Если ты потерялся на улице

    1.научить детей правилам поведения на улице

    2.рассказать, к кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись

    3.развивать способность решать проблему

    1.вступительная беседа

    2.сюжетно – ролевая игра

    3.рефлексия

    8

    апрель

    Мои родные

    1.помочь детям запомнить свой адрес, место расположения дома

    2.формировать представление о безопасном поведении на улице

    3.воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями

    1.вступительная беседа

    2.игра

    3.рефлексия

    9

    май

    Итоговое занятие

    1.обобщить знания и представления дошкольника о правилах безопасного поведения

    2. развивать смекалку и сообразительность

    3. воспитывать внимание,  терпение при разгадывании загадок

    1.загадки

    2.творческое задание

    3.сюжетно – ролевая игра

    4.подвижная игра

    5.рефлексия

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    программы  «Азбука безопасности»

    для детей 6-7 лет

    (подготовительная группа)

    ТЕМА

    часы

    Ребенок и другие люди

    30мин

    30мин

    30мин

    Пожар. Пожароопасные предметы

    Служба спасения

    Взаимодействия и взаимосвязь в природе

    30 мин.

    30 мин.

    30 мин.

    Контакты с животными

    Детские страхи. Конфликты между детьми

    К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

    30 мин.

    30 мин.

    30 мин.

    Знаешь ли ты свой адрес?

    Итоговое занятие

    Итого

    9 занятий

    Содержание дополнительной образовательной программы

    по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»

    для детей 5-6 лет

    № п/п

    дата

    тема

    задачи

    содержание

    1

    сентябрь

    Ребенок и другие люди

    1.формировать представление дошкольников о несовпадении приятной внешности и добрых намерений

    2.ознакомить детей со стандартными опасными ситуациями контактов с незнакомыми людьми.

    3.формировать представление, как правильно вести себя с незнакомым человеком

    4.воспитывать у детей дружеское взаимопонимание

    1.вступительная беседа

    2.творческое задание

    3.сюжетно – игра

    4.рефлексия

    2

    октябрь

    Пожар. Пожароопасные предметы

    1.Рассказать детям о правилах, о действиях при пожаре

    2.ознакомить детей с пожароопасными предметами

    3.формировать представление о том, как важно учить правильно, пользоваться пожароопасными предметами

    4.развивать способность решать проблему

    5.воспитывать привычку безопасного поведения

    1.вступительная беседа.

    2.наглядная демонстрация пожароопасных предметов

    3.игра, загадки

    4.рефлексия

    3

    ноябрь

    Служба спасения

    1.ознакомить детей с работой служб спасения

    2.научить пользоваться телефоном для вызова службы спасения  

    3.расширить представления детей о предметах, которые могут быть опасными

    4. воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями и передавать их другим

    1.вступительная беседа

    2.тренинг

    3.творческое задание, загадки

    4.игра

    5.рефлексия

    4

    декабрь

    Взаимодействия и взаимосвязь в природе

    1.развить у детей понимания того,  что планета Земля – наш общий дом.

    2.воспитывать у детей природоохранное поведение

    3.Развить представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению

    4.познакомить детей со съедобными и несъедобными ягодами и грибами

    1.вступительная беседа

    2.чтение стихотворений и пословиц

    3.прогулка, совместная трудовая деятельность

    4.игра

    5.рефлексия

    5

    январь

    Контакты с животными

    1.объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными

    2.воспитывать привычку безопасного поведения

    3.привить уважительное отношение к животной природе

    4. воспитать понимание опасности общения с животными

    1.вступительная беседа

    2.сюжетно – ролевая игра

    3.рефлексия

    6

    февраль

    Детские страхи. Конфликты между детьми

    1.научить детей справляться со своими страхами.

    2.Объяснить детям, что такое конфликт

    3.научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека

    4.воспитать привычку пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться)

    1.вступительная беседа

    2.тренинговое упражнение

    3.совместное обсуждение

    4.игра

    5.рефлексия

    7

    март

    К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

    1.научить детей правилам поведения на улице

    2.рассказать, к кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись

    3.развивать способность решать проблему

    1.вступительная беседа

    2.сюжетно – ролевая игра

    3.рефлексия

    8

    апрель

    Знаешь ли ты свой адрес?

    1.помочь детям запомнить свой адрес, место расположения дома

    2.формировать представление о безопасном поведении на улице

    3.воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями

    1.вступительная беседа

    2.игра

    3.рефлексия

    9

    май

    Итоговое занятие

    1.обобщить знания и представления дошкольника о правилах безопасного поведения

    2. развивать смекалку и сообразительность

    3. воспитывать внимание,  терпение при разгадывании загадок

    1.загадки

    2.творческое задание

    3.сюжетно – ролевая игра

    4.подвижная игра

    5.рефлексия

    Организация и содержание профилактической работы с родителями детей дошкольного возраста

    Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознавали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.)

    Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

    Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах, при общении с другими людьми и на природе. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста, педагог начальной школы должен методически обеспечить и работу с родителями.

    Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

    Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:

    • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
    • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
    • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
    • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»)

    На занятиях педагог дает следующие установки родителям:  

    • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах.
    • Постоянно вести беседы с ребенком об опасностях, которые могут встретиться в лесу, или когда ребенок один дома.
    • напоминать ребенку как вести себя при общении с незнакомыми людьми.

    Педагог должен настраивать родителей на желание взаимодействовать с образовательными учреждениями, убеждает их в необходимости оказывать помощь ребенку дома, в самостоятельной работе с учебной книжкой – тетрадью.

    Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

    Тематический план работы с родителями в рамках программы по ОБЖ

    «Азбука безопасности»

    № п/п

    тема

    Формы занятий

    Дата

    Методы обучения

    1.

    Правильное поведение в экстремальных ситуациях

    Родительские собрания

    Сентябрь

    Лекция

    2.

    Типичные ошибки в поведении детей дошкольного возраста при общении с незнакомыми людьми

    Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

    Ноябрь

               

    Беседа

    3.

    Взаимодействие родителей и педагогов в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному и правопослушному поведению.

    Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями

    январь

    Беседа

    4.

    Основные опасные ситуации на природе. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения детей в лесу, на улицах.

    Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями

    Март

       

    Беседа

    5.

    Как сделать каникулы безопасными?

    Родительские собрания

    Май

           

    Беседа

    Тематический план работы с педагогами в рамках программы по ОБЖ

    «Азбука безопасности»

    № темы

    Тема

    Форма занятий

    дата

    Методы обучения

    1.

    Составление общего плана скоординированной деятельности педагогов и специалистов учреждения по обучению детей безопасному поведению

    Педагогический сорвет

    сентябрь

    Беседа

    2.

    «Эффективные способы обучения детей правилам безопасного поведения»

    Обучающий семинар

    ноябрь

    лекция

    3.

    Конкурс среди педагогов на лучшее внеклассное мероприятие по правилам безопасного поведения

    конкурс

    февраль

    4.

    Встречи педагогов с инспектором ИДН

    Обучающий семинар

    апрель

    лекция


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

    Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

    Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

    Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

    План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения и основ безопасности на дороге

    АктуальностьВ современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, к...

    «Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

    laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

    Дополнительная образовательная деятельность (кружковая работа) «Школа безопасности» старшая группа «Любознайки» 2018-2019 г.

    Кружковая работа «Школа безопасности» предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях....

    Дополнительная образовательная программа "Уроки безопасности"

    Дополнительная программа по ОБЖ "Уроки безопасности" разработана на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. Программа расчитана на детей 5-7 лет. Целью данн...

    Дополнительная образовательная программа по ОБЖ для детей дошкольного возраста 6-7 лет "Островок безопасности"

    С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разрабо...