Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у дошкольников.
картотека на тему

Перцель Мария Николаевна

Данные игры используются в работе с детьми по мелкой моторике рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у дошкольников

«Пластилиновый салат»

Цель: развитие у ребенка умения отрезать стекой маленькие кусочки от большого бруска пластилина; формирование координации движений; развитие умения регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развитие воображения ребенка. Оснащение: глазики из красного пластилина («помидоры», пластилиновые «колбаски» зеленого цвета диаметром 0,5 см («лук»); игрушечная миска для салата; игрушечные заяц, медведь («гости»); дощечка для лепки.

Ход игры. Покажите ребенку миску с красными шариками из пластилина и тоненькие «колбаски» из зеленого пластилина, расскажите, что вы были на рынке и купили помидоры и зеленый лук. Скажите: помидоры красные и круглые, вот такие»,— и покажите, как скатать между ладонями шарик. Предложите ребенку самому сделать красный «помидор». «А еще у меня есть лук, вот такой зеленый, длинный»,— с этими словами возьмите кусочек зеленого пластилина и раскатайте его на дощечке для лепки. Получится длинная «колбаска» — покажите ее ребенку и подытожьте: «Получился лук». Предложите ребенку вылепить «лук» самостоятельно. Когда овощи будут вылеплены, сложите их в игрушечную миску и обобщите: «Помидор - круглый, а зеленый лук - длинный». Раздается стук, и появляется медведь с зайцем. Они здороваются и рассказывают, что пришли издалека, из леса, к вам в гости, очень устали и хотят есть. Предложите сделать для них салат из пластилиновых овощей» и прочтите стихотворение: Вот так радость, вот так диво — Ем салат из пластилина. Это лук зеленый — я его сорвал. Этот помидорчик в руки мне попал. Режем быстро, — я сказал, — Лук — кусочками, А помидорчик — круглыми колечками. Возьмите длинный пластилиновый «лук», положите его на дощечку для лепки стекой отрежьте от него кусочек. Остальной «лук» предложите нарезать ребенку. Затем покажите, как нарезать колечками «помидор». Все кусочки сложите в миску — получится салат. Разложите его в тарелочки к угостите гостей — мед вед с зайцем.

 «Листик клена»

Цель: развитие умения размазывать указательным пальцем маленький кусочек пластилина по ограниченной поверхности; формирование контроля за мышечным тонусом пальцев; активизация словаря: «листик», «клею», «оторву», «размажу». Оснащение: осенний лист клена; красный пластилин; контурная прорисовка кленового листика (4 х 4 см) на листе картона; коробка из-под конфет. Ход игры. Покажите ребенку осенний лист клена. Рассмотрите его, называя части листочка, скажите, какого он цвета (красный, Предложите ребенку сделать картинку из пластилина. Возьмите брусок красного пластилина, указательным и большим пальцами отщипните от него маленький кусочек. Положите маленький кусочек красного пластилина на контурную прорисовку кленового листа и движениями сверху вниз размажьте указательным пальцем по его поверхности.

Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Если он устал, предложите свою помощь: разделите лист клена на две части и попросите ребенка работать на правой стороне, а сами продолжайте работу с левой стороны.

Когда вся поверхность листа будет «раскрашена» красным пластилином, вырежьте кленовый листик по контуру, наклейте на цветной картон и поместите на дно коробки из-под конфет. Сделайте петельку на верхней части коробки. Картина готова, ее можно повесить на стену. Предложите ребенку выбрать для картины место в его комнате, повесьте картину на стену и полюбуйтесь ею всей семьей. Порадуйтесь за успехи ребенка.

 «Ваня ходит по дорожке»

Цель: формирование контроля за мышечным тонусом пальцев (указательного пальца); выработка умения размазывать пластилин по ограниченной поверхности; развитие пинцетного захвата, координации «глаз — рука».

Оснащение: дощечка для работы с пластилином, мисочка с горохом или фасолью, игрушка — кукла Ваня; картинка, на которой изображен Ваты, стоящий дорожке.

Ход игры. Покажите ребенку куклу Ваню и радостно сообщите, что Ване купили новые сапоги и ему очень хочется их всем показать. Но куда ему в них пойти, он не знает. «А я знаю, куда я его поведу гулять. Я сейчас тебе расскажу:

Я кусочек пластилина размажу по дощечке.

А потом горошком

Выложу дорожку,

Чтобы топали по ней Ваниным сапожки».

Покажите ребенку, как размазывать по дощечке пластилин (сделает «дорожку для Ванечки). Попросите ребенка оторвать от бруска пластилина маленький кусочек, положить его на «дорожку» и размазать по ней указательным пальцем. Предложите ребенку размазывать пластилин по «дорожке» до тех пор, пока вся не станет «пластилиновой» (не делайте «дорожку» длинной и широкой — это может утомить малыша). Промазав «дорожку», проведите на ней стекой горизонтальную линию, возьмите горошинки и выложите «дорожку» для Вани. Если ребенок устал, работайте вместе с ним (по очереди). Закончив работу, проведите по «дорожке» указательным пальцем и попросите ребенка сделать то же самое.

 «Следы»

Цель: формирование контроля за мышечными ощущениями; воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и среднего попеременно, двух пальцев одновременно).

Оснащение: пластилиновая «дорожка» (5 х 20 см); игрушечные заяц, медведь; картинка с изображением животных.

Ход игры. Скажите ребенку, что к вам пришли гости — заяц и медведь. Со словами: «Медведь большой, тяжелый, он ходит, тяжело ступая лапами по дорожке, вот так»,— возьмите руку ребенка и «пройдите» по ней от кисти к локтю указательным и средним пальцами.

А это зайчик. Он легкий, прыгает, вот так»,— возьмите руку ребенка и «прыгайте» по ней от кисти к локтю одновременно указательным и средним пальцами.

«Посмотри, вот дорожка, по которой «пойдет» медведь в лес, тяжело ступая, вот так»,— повторите движения на другой руке.

Попросите ребенка показать на вашей руке, как ходит медвежонок (движения ребенка аналогичным вашим, затем попросите показать, как скачет зайчонок.

Когда ребенок усвоит эти движения, предложите ему показать, как бегает лиса (движения легкие, пальчики — указательный и средний — «бегут» попеременно).

Размажьте пластилин на трех «дорожках» и проведите по ним «медведя», «зайца», «лису» (пальцы двигаются так же, как по руке).

 «Новогодняя елка»

Цель: дальнейшее формирование контроля за мышечными ощущениями; отрабатывание ритмичности в выполнении действий (сильное — слабое надавливание указательным пальцем на шарик).

Оснащение: вырезанный из зеленого картона силуэт елки с игрушками и с пластилиновыми диагональными полосками, бусинки для украшения елки.

Ход игры. Скажите ребенку: «Скоро очень красивый и веселый праздник Новый год. В этот праздник люди ставят дома елку, украшают ее игрушками. Но игрушки не простые, а елочные».

Прочтите стихотворение:

Висят на елке бусы,

Хлопушка и звезда.

Мы любим нашу елку,

Да, да, да!

Скажите: «Посмотри на елку и скажи, каких игрушек на ней нет» (нет бус). Предложите ребенку сделать красивые бусы на елку. Нужно брать по одной бусинке и накладывать на пластилиновую «ниточку» на елке.

Предложите малышу «работать» сначала правой, потом левой рукой, двумя руками одновременно. Когда работа будет окончена, полюбуйтесь нарядной елкой, похвалите ребенка. Если малыш устанет, работу можно продолжить в другой раз. Усложнение задания. Рассмотрите с ребенком елочные шары. Предложите украсить ими елку для этого вы должны заранее скатать из пластилина маленькие разноцветные шарики. Положите пластилиновый шарик на силуэт елки, придавите его пальцем — шарик расплющится и получится «елочный шарик». Ребенок может выбирать шарики по желанию или по просьбе взрослого: Возьми красный шарик, а потом — зеленый» и т. д.

 «Как на горке — снег, снег.»

Цель: совершенствование пинцетного захвата (указательным и большим пальцами) правой и левой руки и развитие координации рук ребенка; активизация

словаря: «медведь», «берлога», «горка», «спит».

Оснащение: 3 Как на горке — снег, снег,

Как под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь. И. Токмакова

Предложите ребенку для работы белый пластилин. Спросите: «Что это?» (Пластилин., «Какого он цвета?» (Белого.)

Предложите сделать около берлоги еще больше снега, чтобы медведю было еще теплее спать. Оторвите от бруска пластилина маленький кусочек — это будет «снежинка». Прилепите ее к берлоге. Попросите ребенка продолжить работу самостоятельно. Спросите, где «ляжет» его снежинка (на берлогу, около берлоги, за берлогой? Когда работа будет окончена, покажите ее тем, кто может порадоваться успехам ребенка (дома и в детском коллективе).

 «Оденем Маню на прогулку»

Цель: укрепление мышц указательного пальца; развитие ритмичности и координации движений, формирование связи «глаз — рука».

Оснащение: контурный трафарет из картона (шапочка, рукавички); пластилин на выбор (разноцветный); картинка с зимним пейзажем и куклой Маней шапки и рукавиц.

Ход игры. Покажите ребенку картинку, скажите: «На улице мороз, лежит снег, холодно, а наша Маня пошла гулять на улицу без шапки и рукавичек. Как ты думаешь, что может случиться с Маней?»

Выслушайте предположения ребенка и скажите: «Я тебе сейчас прочитаю стихотворение:

На дворе большой мороз,

Отморозит Маня нос,

Шарфик с шапкой нужен ей,

Чтобы стало ей теплей.

Нашей Мане нужны шапка и рукавички. Давай подарим ей шапку и рукавички. Наложите трафаретную «шапочку» на голову Мани. Возьмите небольшой кусочек пластилина и размажьте его внутри трафарета. Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Когда все пространство внутри трафарета будет заполнено, уберите трафарет и полюбуйтесь шапочкой: «Получилась красивая шапочка, просто загляденье». Попросите ребенка, чтобы он надел ее на Маню. Рассмотрите картинку, обратите внимание, что ручки у куклы голые. Предложите таким же образом сделать «рукавички» на обе руки. Спросите ребенка: «Сколько нужно сделать рукавичек?» (Столько же, сколько ручек,— две рукавички. Чтобы сделать этот вывод, ребенок должен сосчитать ручки у Мани и подумать.). Предложите ребенку выбрать один из четырех брусков пластилина — синего, желтого, зеленого, красного цветов. Трафарет рукавички наложите сначала на одну руку, заполните его, размазывая пластилин внутри. Так же поступите со второй рукавичкой. Попросите ребенка найти теплую шапочку и рукавички в его гардеробе, расскажите о них (из чего они сделаны, какого цвета, куда он наденет шапку, рукавицы).

 «Лепим лыжные палки для Вани»

Цель: формирование умения ребенка правильно пользоваться пластилином — раскатывать палочки; развитие координации правой и левой руки; выработка умения ритмично выполнять действия.

Оснащение: картинка с зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик Витя, стоящий на горке (на лыжах, но без лыжных палок).

Ход игры. Покажите ребенку картинку с зимним пейзажем. Прочтите стихотворение:

Ох, мороз на дворе,

Он не страшен детворе,

Ваня лыжи дома взял

И на горку побежал.

Но что-то не катается,

Никак не получается.

Палки лыжные забыл —

Кто б ему их раздобыл?

Предложите сделать лыжные палки для Ванн. Оторвите от бруска пластилина небольшой кусочек, раскатайте его на дощечке для лепки. Внизу прикрепите кружок из картона — получилась «лыжная палка». Вторую «палку» предложите ребенку сделать самостоятельно. Обе «лыжные палки» готовы, осталось только отдать их Ване. Положите на рисунке справа и слева от Вани «палки». Придавите «палки» в нескольких местах указательным пальцем, чтобы они держались на листе бумаги. Полюбуйтесь результатом своего труда и скажите: «Теперь Ваня может съехать с горки и не упадет».

 «Три каравая»

Ц ель: развитие координации рук, моторики, ловкости пальцев (указательного, большого); выработка у ребенка умения раскатывать небольшие кусочки пластилина между ладошками, соединять концы вместе; развитие воображения.

Оснащение: пластилин; красивый поднос для караваев; кукла Ваня; картинки с изображением папы, мамы Вани.

Ход игры. Расскажите ребенку, что скоро праздник — женский день. В праздник люди ходят друг к другу в гости, угощают всякими вкусными вещами. Ваня любит караваи. Послушай, как он их лепил:

Я слепил три каравая,

Ведь у мамы именины.

Всю семью я угощаю

Караваями из глины.

Я слепил три каравая

И несу домой.

Этот маме, этот папе,

Этот будет мой. М. Друмников

Научите ребенка лепить караван: возьмите заранее подготовленный кусочек пластилина и раскатайте его между ладонями — получится «колбаска». Соедините ее концы и сожмите пальцами — получится круглый каравай. «Смотри, какой у меня получился каравай. Я положу его на поднос. А теперь ты слепи каравай для мамы». Не вмешивайтесь в работу ребенка. Вы можете показать какое-то трудное действие, но только на своем кусочке пластилина. Сложите все караваи на поднос. Угостите ими бабушку, маму. Похвалите ребенка: «Какие красивые, румяные, круглые получились у тебя караваи!» Попросите угостить караваями папу, маму, сына, нарисованных на картинке.

«Следы на пластилине»

Цель: формирование координации движений указательного и среднего пальцев; выработка умения выполнять движения в ритме, заданном стихами; активизация словаря: «корова», «кошка», «дорожка», «идёт», «бежит».

Оснащение: дощечка с промазанной по ней «дорожкой» из пластилина; игрушечные кошка, корова.

Ход игры. Покажите ребенку гостей — корову и кошку. Скажите: «Корова большая и тяжелая. Она ходит вот так»,— и «пройдите» указательным и средним пальцами по руке ребенка от запястья к локтю. (Пальцы «шагают» попеременно, сильно нажимая на руку ребенка.)

«Пройдите» пальцами по «дорожке», обратите внимание ребенка на следы (глубокие). Попросите его «пройти» по «дорожке», как корова, тяжело «ступая». После этого «проведите» по «дорожке» кошку. Кошка «идёт», легко «ступая». Сначала «пройдите» указательным и средним пальцами по руке ребенка, слегка нажимая на нее. Затем так же пройдите по пластилиновой «дорожке». Обратите внимание ребенка на следы — они не такие, как у коровы. Попросите ребенка «пройти» по «дорожке», как кошка, легко «ступая».

Сопровождайте действия чтением стихотворения:

Шла корова по дорожке —

ТОП-ТОП,

ТОП-ТОП.

А за ней бежала кошка —

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

 «Паровоз едет на вокзал»

Цель: формирование умения размазывать пластилин указательным пальцем по поверхности листа движениями сверху вниз; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «паровоз», «вокзал», «едет», «шпалы».

Оснащение: лист картона с нарисованными двумя параллельными линиями черного цвета («рельсами»); игрушечный паровоз; картинка с изображением вокзала; брусок пластилина; дощечка для раскатывания пластилина.

Ход игры. Покажите ребенку картон с рельсами и расскажите, что паровоз не хочет ехать потому, что нет шпал. Предложите ребенку сделать «шпалы» и выложить их между «рельсами». Покажите, как делать «шпалы»: оторвите от большого бруска пластилина маленький кусочек, раскатайте его на доске. Положите «шпалу» между «рельсами». Предложите ребенку продолжить начатую вами работу. Когда все «шпалы» будут уложены, проведите по ним указательным пальцем и предложите ребенку сделать то же самое. В конце «дороги» приклейте картинку с изображениями. Предложите ребенку быть машинистом и проехать на паровозе по дороге с дачи на вокзал.

 «Дождик льет и капает»

Цель: формирование контроля за мышечными ощущениями, воспроизведение алгоритма движений пальцев (пинцетный захват). Обучение основным техническим приемам лепки — раскатыванию, сплющиванию, размазыванию.

Оснащение: сюжетная картинка: лесная полянка, туча, цветы, кошка; пластилин голубого (лазурного) цвета.

Ход игры. Покажите ребенку картинку, рассмотрите ее вместе: «В небе дождевая туча, она несет дождик. Кот гуляет в траве среди цветов — вот ромашка, а вот колокольчик». Ударьте под столом ложкой по металлической крышке. Скажите: «Послушай, что-то гремит. Это гром. Сейчас начнется дождь». Возьмите руку ребенка и, читая стихотворение, ударяйте своим указательным пальцем по его ладошке в такт словам:

Дождик капнул на ладошку, (ударяйте указательным

пальцем по ладошке ребенка)

На цветы, на Мурку-кошку,

Дождик-дождик, лей-лей, (проводите указательным

пальцем длинные линии по ладошке ребенка)

Струй лазурных не жалей!

Предложите ребенку пластилином «нарисовать (размазать) струйки дождя, льющиеся из тучи. Скатайте в ладонях тонкие «колбаски» из небольших кусочков пластилина — это будут «струйки дождя». Сделав вместе с ребенком несколько «струек», прикрепите их верхние концы к тучке.

«Тапочки с помпонами»

Цель: развитие щипкового захвата (ребенок учится отрывать кусочек пластилина от большого бруска, координация движений обеих рук (скатывание шарика-помпона между ладошками); обучение основному техническому приему лепки — скатыванию шарика между ладонями; развитие воображения; активизация словаря: «тапки», «помпоны».

Оснащение: рисунок на картоне — два тапочка зеленого цвета; пластилин красного цвета.

Ход игры. Покажите ребенку рисунок — два танка — и скажите: «Эти тапочки мама решила подарить своей дочке. Но они не очень нарядные. Давай попробуем их украсить. Послушай, какими тапочки должны быть:

Мама тапочки купила

И дочурке подарила.

Тапочки зеленые,

С красными помпонами.

Что было на тапочках дочурки? (Красные помпоны.) давай тоже для этих зеленых тапок сделаем красные помпоны. Оторви от большого бруска красного пластилина маленький кусочек и скатай из него шарик (покажите, как круговыми движениями раскатывать пластилин между ладонями, чтобы получился шарик). Нам нужны два шарика, так как у нас «два тапка». Когда шарики будут готовы, приложите их к прорисовке тапочка и слегка придавите большим пальцем. Полюбуйтесь своей работой: «Хороши тапки с помпонами».

 «Чайничек»

Цель: выработка умения раскатывать кусочек пластилина между ладошками и на дощечке для раскатывания; координация работы рук; развитие наблюдательности.

Оснащение: нарисованный на картоне чайник без носика; пластилин; игрушки — заяц, кукла.

Ход игры. Пригласите в гости зайца и куклу. Прочтите им стихотворение:

Чайник заварочный

Зайка слепил.

Чайник слепил,

А носик забыл.

Хочет он чаю налить поскорей.

Чай не течет —

Вот как хочешь, так пей.

Скажите: «Что же делать? Давай слепим из глины (пластилина) носик». Скатайте из небольшого кусочка пластилина «колбаску» — «носик», приложите к контурному изображению носика чайника на картинке, придавая «колбаске» нужную форму. «Куколка, посмотри, какой у нас получился красивый чайник, носик у чайника новенький. Налей зайчику чай. Ох, и вкусный чай получился!» Рассмотрите вместе с ребенком носик у большого чайника и у заварочного. Посмотрите, как из носика вытекает вода в чашку.

«Ромашка»

Цель: совершенствование работы указательного и большого пальцев; развитие координации правой и левой руки; обучение основным техническим приемам лепки — раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины развитие воображения; расширение словарного запаса ребенка.

Оснащение: нарисованная на картоне ромашка с контурными лепестками и желтой серединкой; брусок пластилина белого цвета.

Ход игры. Прочтите стихотворение:

Я — цветок на длинной ножке,

С желтой серединкой.

А зовут меня — ромашка,

Белая кудряшка.

Покажите ребенку заранее приготовленное изображение ромашки. Огорчитесь по поводу того, что листочки некрасивые. Предложите сделать ромашку красивой. Объясните, что для этого нужно скатать длинную «колбаску», отрезать от нее стекой небольшие кусочки — «лепестки» — и уложить их на контурную прорисовку лепестка. Если ребенок утомился, предложите выполнять работу вместе — один лепесток сделаете вы, а другой — он. Когда цветок будет готов, покажите его тем, кого любите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук. Добиться качес...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики

Картотека игр по развитию мелкой моторики...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики детей раннего возраста

Стимулирование речевой активности детей, развитие речи;развитие движений пальцев рук, координации движений; развивать внимание, восприятие, мышление....

Картотека "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....