Главные вкладки

    «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»
    материал на тему

    Невейкина Татьяна Александровна

     «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rolzdorovogo_pitaniya.docx29.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:

     «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»

    Вряд ли стоит сегодня кому-то доказывать, что обеспечив правильно организованное, полноценное и сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, создать оптимальные условия для нервно-психического и умственного развития ребёнка. Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.

    Однако недостаточно обеспечить ребёнка необходимым набором продуктов, правильно их обработать, приготовить вкусное и питательное блюдо. Важно еще создать такие условия и воспитать такие привычки, которые способствовали бы лучшему усвоению пищи и исключали возможность возникновения заболеваний.

    Несоблюдение гигиенических правил, еда всухомятку, наспех, плохое пережёвывание пищи приводят к множеству проблем желудочно-кишечного тракта. Самая главная причина всех проблем — низкая культура питания, которую необходимо формировать как можно раньше, начиная с дошкольного возраста.

    Слайд 1, 2.

    Перейдём к нашей с Вами теме – питание дошкольников.

    Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

    Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания (по щелчку)

    1. Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
    2. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
    3. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
    4. Необходимо соблюдать  технологию обработки продуктов и приготовления пищи,  соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

    Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

    Как Вы думаете – какие вещества белки, жиры, углеводы должны преобладать в рационе дошкольников?

    Слайд 3, 4, 5

    Вещества необходимые растущему организму

    Белки

    Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

    Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

    Жиры

    Источники жиров - это масло сливочное и растительное, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

    Углеводы

           Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы.

    Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

    Минеральные соли и микроэлементы Слайд 6

           Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

           Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

    Слайд  7, 8, 9,10

    Нашему организму, для его полноценного функционирования, постоянно требуются различные макро- и микроэлементы. Многие из них, являются незаменимыми. Наш организм – это высоко технологичная «химическая» лаборатория. Многие компоненты, необходимые для нормальной работы всех органов, он может синтезировать сам.

    Слайд 11

    Но есть такие микроэлементы, которые он сам синтезировать

    не может.

    К таким компонентам относятся, в частности, витамины.

    Витамины мы получаем, в основном, с пищей. Именно поэтому, здоровое питание должно включать в себя, в обязательном порядке, необходимое количество витаминов и минералов.

    Слайд 12, 13, 14, 15, 16

    Назовите витамины, которые Вы знаете?

    В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить

    строительным материалом для обновления и образования тканей и

    органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но

    они являются эффективными природными регуляторами

    физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих

    протекание большинства жизненно важных функций организма, работы

    его органов и систем.

    Слайд 17, 18, 19

     Рекомендации родителям по вопросу питания дошкольника.

    В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.

          Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.

           Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.

           Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:

    (Щелчок) 
    — адекватная энергетическая ценность,
    — сбалансированность пищевых факторов,
    — соблюдение режима питания.

           На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.

    Рацион ребенка от двух до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.

    Рацион

    В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

    Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

    Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

    Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

    Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

    Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

    Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным

    Не рекомендуется!

    Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы.

         Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Они, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

    Слайд 20, 21

    Организация питания

    Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

    Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период. Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

    молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,

    творог - 50 г,

    сметана - 10 г,

    твердый сыр - 10 г,

    масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды,

    обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты, мясо - 120-140 г,

    рыба - 80-100 г,

    яйцо - 1/2-1 шт.,

    сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,

    пшеничный хлеб - 80-100 г,

    ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,

    картофель - 150-200 г,

    различные овощи -300 г,

    фрукты и ягоды - 200 г.

    На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай, которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет, не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

    Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения. Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу, будет особенно хорошо.

    Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

    Яйца полезны для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения

    сальмонеллезом.

    Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед.

    Таким образом, можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

    Что касается питьевого режима детей дошкольников. У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни много пьют жидкости. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой. Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

    Вашему вниманию мы предлагаем  разработанное 10 дневное меню дошкольника.

    А сейчас мы вам предлагаем немного отдохнуть поучаствовать в конкурах и дискуссии.

    Игра «Укрась кашу».

     Цель: научить родителей украшать блюдо, предназначенное детям, чтобы еда выглядела забавно, и было интересно её есть.

    Игровой материал: картонная заготовка с изображением каши; заготовки ягод и фруктов.

    Ход игры: из родителей выбирается «ребёнок», который будет оценивать каши. На 2-3 родителя даются заготовки каши, ягод и фруктов. Они должны в течении 2 минут украсить кашу.

    Дискуссия:        

      Воспитатель: Проблему как накормить ребёнка в завтрак кашей мы обсудили.

    1. Пришло время обеда. Вы приглашаете всех членов семьи к столу, а ваш ребёнок смотрит мультфильм и не собирается прерывать просмотр. Ваши действия?

    Ответы родителей:

    - Выключу мультфильм и скажу, что пора есть.

    - Скажу, что на кухне его ждёт не простой обед, а волшебный.

    - Пообещаю, что после обеда дам ему, что-нибудь вкусное.

    - Если ребёнок не хочет, есть значит, ему в данный момент ему не нужно!

    Воспитатель: Шантаж – это запрещённый метод решения этой проблемы. Не отвлекайте его резко от просмотра, лучше предупредите заранее: «Когда досмотришь мультфильм, иди мыть руки, и мы сядем за стол кушать».  

    1. На что надо обращать внимание во время еды?

    Ответы родителей:

    - Чтобы ребёнок правильно держал ложку.

    - Ел аккуратно, не крошил на пол.

    - Ребёнок должен есть только на кухне за столом.

    Воспитатель: Все вы, ответили правильно на поставленный вопрос. А ещё можно дополнить по данному вопросу:

    - Перед ребёнком можно ставить только одно блюдо.

    - Рот и руки вытирать бумажной салфеткой.

    - Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана.

    1. Что не следует допускать во время еды?

    Ответы родителей:

    - Не надо за стол брать игрушки, чтобы они не отвлекали ребёнка.

    - Не надо докармливать.

    Воспитатель: У меня есть небольшое дополнение к вашим правильным ответам.

    - За столом не должно быть громких разговоров.

    - Не надо торопить ребёнка. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове.

    - Не надо заставлять ребёнка есть, его организм может ответить рвотой.

    - Не уговаривайте ребёнка, когда он отказывается от еды. Значит, поест позже. Только не позволяйте перекусывать печеньями и конфетами, голодать – значит голодать!

       

       А теперь дорогие родители предлагаю Вам попрактиковаться. Украсить бутерброд овощами, так чтобы он мог порадовать не только животик малыша, но и глаз.

       Конкурс «Весёлый бутерброд». (Родителям раздаются овощи и они должны создать необычные бутерброды).

    Выводы. На самом деле, хлопотно постоянно уделять внимание питанию дошкольника, но ведь и взрослые должны питаться только здоровой пищей! Ведь это будет не только пользой для нас самих, но также будет и примером для ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

    Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников....

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников...

    Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников

    Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников...

    Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

    Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

    Презентация в ДОУ "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

    Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физичес...

    Статья: "Роль музыкальных игр в формировании здорового образа жизни дошкольников".

    Музыкальные игры оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы, улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение ж...