Конспект туристического культурно-познавательного похода в летний период клуба семейного туризма «Меридиан» «В гости к обитателям водоёма»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей во время туристического похода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_turisticheskogo_kulturno.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект туристического  культурно-познавательного  похода в летний период клуба семейного туризма «Меридиан»

 «В гости к обитателям водоёма»)

Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей во время туристического похода.
Задачи:

  1. Приобщить дошкольников к основам здорового образа жизни;

  2. Развивать навыки двигательной активности, быстроту реакции,        выносливость, умение ориентироваться в пространстве;

  3. Систематизировать представления детей о природе родного края;

  4. Продолжать знакомить с летними явлениями природы, состоянием природы летом (водная растительность, разнотравие на берегу);

  5. Ввоспитание любви и бережного отношения ко всему живому.

Предварительная работа с детьми:

 Побеседовать о правилах поведения в природе, об одежде в летнее время, о поведении на дороге, о пользе физических упражнений и прогулок для детей и взрослых.

Разучить подвижные игры, дыхательные упражнения.

Время года: лето

Срок проведения: 30 июня

Место проведения: Городской пруд

Время проведения: Первая половина дня

Форма: Спортивная, по сезону.

Оборудование: Карта-схема, рюкзачки, запас воды, аптечка, головные уборы, одеяла, фотоаппарат, флажки, лупы, мячи, тетрадь для записей и зарисовок.

Участники: Дети старших групп. Воспитатели групп. Родители.

                                   Ход мероприятия:

Инструктор по физической культуре: 

 Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход. Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы! Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге.  Как всегда наше утро начинается с зарядки, так и наше мероприятие начнём  с весёлой разминки.

И так, приглашаю всех на веселую разминку.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

- Хотим узнать мы очень много, отправляемся в дорогу (ходьба на месте).

Побываем тут и там, поглядим по сторонам (повороты корпусом).

- Вот надели мы рюкзак и сказали дружно так (круговые движения рук у плеч вперёд и назад):

- Вещи нужные возьмём и в поход скорей пойдём (наклоны вперёд).

- Веселей вперёд шагай, от друзей не отставай (ходьба на месте).

Инструктор по физической культуре: Мы отправляемся в поход с хорошим доброжелательным настроением. Мы должны улыбаться всему живому, радоваться весне. Получить заряд бодрости. Ведь это всё, наш организм сделает крепким, здоровым и закаленным.

Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу. Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

Первый привал - остановка  «Парковая зона» 

Воспитатель:  Вам знаком этот звук? Что это за звук?

Дети:  Где и когда мы можем услышать шум воды? (Дождь, река, душ, водопад, водопроводный кран, фонтан)

Воспитатель:  Что делает вода?

Дети: Журчит, струится, брызжет, капает.

Воспитатель: Можно ли в городе услышать шум воды?

Дети: Шум воды можно услышать у фонтана.

Воспитатель: Зачем люди придумали фонтаны?

Дети: Чтобы полюбоваться струйками воды.

Воспитатель:  Люди издревле стремились не только приблизиться к воде, но и приблизить ее к себе, сооружая фонтаны. Как вы думаете, откуда в фонтане берется вода? куда уходит? 

Дети: Вода движется по трубам.

Воспитатель:  Вода в фонтане не исчезает и не появляется вновь, а только движется по кругу, то есть циркулирует.

Воспитатель:   А мы можем с вами жить без воды?

Дети: Не можем.

Воспитатель: Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. Людям требуется очень много воды. Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?

Дети: Рыбам нужна вода, они в ней живут, растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)

Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека, всему живому. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. Для этого мы пользуемся водопроводной водой. А чтобы получить  такую чистую воду, люди затрачивают много сил. На заводах и фабриках стоят большие очистительные сооружения. А теперь послушайте стихотворение.

    Родник иссяк, ручей ослаб,

    А мы из крана кап, кап, кап.

    Мелеют реки и моря.

    Не тратьте воду зря, зря, зря.

    А то пройдет немного лет —

    И нет водицы — нет, нет, нет.

Воспитатель: Почему воду надо беречь?

Дети: Потому что запасы воды могут закончиться.

Воспитатель: Как мы с вами можем ее сберечь?

Дети:  Воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

 Никогда не бросать мусор в реку, озеро и другие водоемы на отдыхе. Не лить понапрасну воду и др.

Воспитатель:  Нам пора в дорогу. Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

Второй привал -   остановка «Зелёная лужайка» 

Воспитатель: Дети, давайте  отдохнём.

 Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

И. п. – Стоя . Мышцы расслаблены. Сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный выдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4 сек. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

 Воспитатель: Что бы было веселее, всем предлагаем  поиграть.

Дидактическая  игра  «Летает, плавает, прыгает»

Цель: развивать умение классифицировать по одному из признаков;

Дидактическая задача: закрепить знания детей о способах передвижения

животных; развивать умение классифицировать по одному из признаков;

развивать внимание, память. Воспитывать интерес к живой природе.

Подготовка. Воспитатель подбирает картинки с изображением известных

детям птиц, животных, пресмыкающихся, насекомых, которые могут быть

классифицированы по принципу: «прыгают», «плавают», «летают».

К игре приготовлены 3 цветных (круга, треугольника, квадрата) которые

условно обозначают классификацию: «прыгают» — желтый, «летают» —

зеленый «плавают» — синий.

Игровое действие: Воспитатель выбирают трех ведущих, которым даёт по

одному условному знаку, например круги разного цвета (у кого круги, дети

не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением различных

животных. По сигналу ведущего дети, у которых картинки с изображением

тех, кто прыгает, — собираются вокруг ведущего с желтым квадратом, кто

летает, собираются вокруг ведущего, держащего, зеленый круг;

с изображением тех, кто плавает, — вокруг ведущего с синим квадратом.

Выигрывают те, которые быстрее соберутся вокруг ведущего.

Конечная остановка «Берег пруда».

 Воспитатель: Ребята,  это наша конечная остановка, давайте сделаем привал и полюбуемся  на богатую водную растительность и насекомых вблизи пруда. Вы устали? Давайте отдохнём. Дети раскрывают рюкзаки, отдыхают. Воспитатель обращает внимание детей на летнюю  красоту природы.

Дыхательная гимнастика «Разминка».

И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.

Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Воспитатель: А сейчас пройти на смотровую площадку.

Как вы думаете, а вода в водоеме сейчас теплая или холодная?

Дети: Летом тепло и вода  в пруду тёплая.

 Воспитатель:  А кто живет в пруду?

Дети: Разные рыбы, разные жучки, улитки, лягушки. 

 Воспитатель:  Лягушки относятся к классу земноводных, они могут жить и в воде и на земле. А кожа, какая у них?

Дети:  Кожа лягушки холодная, мокрая, гладкая, голая, покрытая слизью.

Воспитатель: Чем полезны лягушки?

Дети:  Они приносят большую пользу природе. За ночь они съедают целые кучи комаров, так же очищают воду.

Воспитатель:  Ребята, брать лягушек из природы к себе домой нельзя даже из жалости. Этим человек губит живое существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. В природе нет полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.  Давайте сейчас встанем так как кому нравится и постоим тихо, посмотрим на пруд, послушаем его звуки, кто увидит что-то интересное поднимет вверх руку, и мы тихонечко все подойдем и посмотрим. (дети рассматривают пруд и его обитателей).
Воспитатель: Вдохните поглубже, чувствуете какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья. Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке, в пруду много рыбок и больших, и маленьких они плавают туда и обратно, как будто играют в догонялки, а жуки водомерки ходят взад и вперед измеряя пруд шагами. Камыши стоят как стражники, а камышах смеются лягушки, по краям пруда цвете кубышка, а над ней летаю стрекозы, бабочки. Вот какая красота есть у нас в поселке.
Но ребятки видите не везде наш пруд такой чистый и красивый, кто-то решил бросить в пруд бутылку, а кто-то и другой мусор. Как вы думаете нравится это жителям пруда?
Дети: Нет
Воспитатель: Конечно нет, поэтому, когда придете сюда с папами попросите их достать этот мусор, не забудьте объяснить зачем это нужно сделать.
Не бросай ты в пруд бумажку,
И бутылку не кидай!
Пожалей в пруду лягушку,
Рыбкам жить спокойно дай!
Запомните дети это правило и расскажите дома.

Воспитатель:  Предлагаю вам игру - игра «Лягушки и цапля»

Цель:
- упражнять детей в прыжках ноги - вместе, ноги – врозь;
- создание хорошего позитивного настроения.

Оборудование: две длинных скакалки или шнура.

Ход игры:

Двое взрослых встают друг напротив друга, в руках у них шнуры (скакалки). Взрослые натягивают шнуры невысоко над полом параллельно друг другу. Дети встают между шнурами. В такт словам взрослые одновременно соединяют и разводят руки. Когда взрослые соединяют руки, дети выполняют прыжки ноги – врозь, когда взрослые разводят руки, дети выполняют прыжки ноги – вместе. В качестве стиха, можно взять любую считалку, под которую удобно прыгать.
Например,
Вышла цапля погулять
И лягушек посчитать
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем всё опять!
Если ребёнок во время прыжка задевает скакалку, то он выбывает из игры.

 

Подвижная игра «Веселая рыбалка»

Цель:  создать у детей радостное, веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, закрепить дружеские отношения между детьми.

Ход игры:  Участники игры привязывают к своему поясу нитку, чтобы она была как «хвостик» сзади. К концу нитки привязана маленькая палочка – это «рыбка». Нитка должна быть такой длины, что   «рыбка» лежала на земле.

Играющие по команде разбегаются и стараются «поймать» друг у друга «рыбку», т.е. наступить на палочку. Оборванную «рыбку» нужно подобрать с пола. Тот, у кого «рыбка» оторвалась, выходит из игры. Победитель тот, кто поймал больше всего рыбок.

Учитель-логопед: Ребята, вспомните  произведения, где встречается лягушка Дети: О лягушках говорится в сказках:  «Две лягушки», «Лягушка-царевна», «Теремок», «Лягушка-путешественница».

Учитель-логопед:  Давайте расскажем стихотворение  «Лягушки-хохотушки» руками.

Цели: развить память, внимание, моторику, ритмичность движений; закрепить знания о повадках лягушки.

Две
 лягушки-хохотушки  показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.
Прыгали, скакали. 
Изображают прыжки в воздухе пальцами.
Лапкой — хлоп, другой — хлоп, 
Ладонью ритмично хлопают по ноге.
Щеки
 раздували. 
Показывают округлость пальцами вокруг щек.
Увидали комара. 
Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.
Закричали: «Ква-ква-ква!» 
Большой палец руки ставят
против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.
Улетел комар, как ветер. 
Производят резкое движение
руки вперед, вытянув указательный палец.
Хорошо
 пожить на свете! 
Поглаживают ладонью по груди.
Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Инструктор по физической культуре: Ребята, а вы любите заниматься спортом?

Дети: Да, любим.

Инструктор по физической культуре: Поиграем в спортивные игры.

«Мы – лягушки!»

Цель.  Учить сопоставлять движения со словами.

Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка». Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква-ква-ква». Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала, только дети меняются местами.  

«Не замочи ног».

Цель. Учить сохранять равновесие, действовать быстро согласно правилам игры. Развивать чувство товарищества.

Ход игры. На участке проводятся две линии на расстоянии 3-4 м – это болото. Играющие делятся на 2-3 отряда (по 4-5 человек) и выстраиваются против черты. Задача - переправиться через болото с помощью дощечек. Каждый играющий получает по две дощечки (фанерки или картонки). По сигналу воспитателя первые и каждого отряда начинают передвигаться: сначала они встают на одну дощечку, кладут впереди себя вторую встают на нее, берут первую, опять кладут ее вперед и т.д. Когда первый перейдет болото, начинает переправу следующий, и так в каждом отряде. Выигрывает тот, отряд, который раньше переправился через болото.

«Ручейки и озёра».

Цель.  Развивать ловкость.

Ход игры. Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи стоящему впереди – это ручейки. По сигналу «Ручейки бегут!» дети бегут каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу «Озеро» каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприсяде.  

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что настоящие туристы любят и оберегают природу.

У них есть несколько правил, которые они соблюдают, когда ходят в тур - поход. Как вы думаете какие?

1 . Любите и охраняйте родную природу.

2.  Тщательно тушите костёр, уходя с места вашего отдыха.

3.  Не оставляйте после себя мусор.

4.  Не засоряйте реки и родники.

5. Не ломайте деревья они могут засохнуть и погибнуть.

6 . В лесу не шуметь, не пугать жителей леса, не разорять гнёзда птиц.

 

Ребята всегда соблюдайте эти правила, тогда наша природа всегда будет вас встречать солнечной и весёлой погодой.

Объявляется общий сбор группы. Дети собирают рюкзаки, спортивный инвентарь, встают парами и возвращаются в детский сад. По дороги дети вспоминают, как они провели время, что нового узнали, увидели, в какие игры играли, делятся впечатлениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения прогулки в летний период в группе раннего возраста № 1 Подготовила и провела воспитатель Хорева Ирина Владимировна Тема «Путешествие по лесу»

Конспект проведения прогулки в летний период в группе раннего возраста № 1Подготовила и провела воспитатель Хорева Ирина ВладимировнаТема «Путешествие по лесу»Программное содержание:поддерживать у дет...

Конспект интегрированного занятия в летний период «Подарки лета»

Цель: уточнение знаний детей о лете, его признаках....

Конспект тематического дня в летний период в день защиты детей 1 июня

Вовлечь детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений на тему "Я рисую лето"....

Конспект физкультурного развлечения в летний период на улице для второй младшей группы "В гости к белке"

Данное развлечение предназначено для детей 3-4 лет. Развлечение проводится на улице в летний период....