Формирование у ребёнка дошкольного возраста представлений о родном крае посредством организации деятельности клуба семейного туризма
материал

Познание родного края является важным в разаитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В период дошкольного детства у ребёнка происходит постепенный переход от импульсивного, ситуативного, эмоционального поведения к поведению, соответствующему норме и правилам. Устанавливая взаимоотношения во время конфликтной ситуации со сверстниками, дети 5-7 лет стараются урегулировать отношения с помощью правил.

Дети интересуются необычными событиями и фактами, природным миром (обитателями океанов, морей, джунглей), космосом, жизнью в других странах.

Дети этого возраста - «маленькие философы». Они рассуждают о происхождении Земли, жизни на Луне и т. д. В своих рассуждениях опираются на знания, полученные из фильмов и телевизионных передач.

Детей привлекают поисковая деятельность, ознакомление с техникой, исследовательская деятельность и экспериментирование. Для них характерно желание самостоятельно высказывать предположения о результатах опыта, делать простые выводы о наблюдениях .

С большим любопытством слушают истории из жизни своих родителей, бабушек и дедушек.

Старший дошкольный возраст — время высшей степени развития любознательности, воображения, способностей к рисованию, музыке, пению и танцам.

Опираясь на вышеперечисленные возрастные особенности ребёнка педагоги при организации туристической деятельности выбирали наиболее подходящую форму ее проведения. Выбор определялся не только возрастом детей, но также погодными условиями, климатом, транспортной инфраструктурой, богатством флоры и фауны региона и др.

В рамках клуба семейного туризма организовывались следующие формы туристической деятельности:

1. Экскурсия

Экскурсия – это один из видов деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром и родным краем. Во время экскурсий дети имеют возможность наблюдать естественные природные явления, видеть, как человеческая деятельность изменяет окружающий мир. Отличительная особенность этого вида туризма – дети видят флору и фауну родного края в их естественном виде. Во время экскурсии дети стараются анализировать окружающую обстановку, развивают наблюдательность и внимание.

Под наблюдением взрослых (педагогов и родителей) дети собирали природные материалы: листья, растения, камушки. Все это использовалось при дальнейшем взаимодействии в рамках изобразительной деятельности и конструировании.

Были определены два вида экскурсий: природоведческие (парк, лес, ботанический сад) и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (сад, огород, животноводческий комплекс).

Экскурсия как форма образовательной деятельности используется педагогами с детьми 4-7 лет. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии проводятся в определённой системе. То есть экскурсии организуются на одни и те же объекты в разные времена года, с тем чтобы дать детям представления о сезонных изменениях, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми 5-6 лет проводятся 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением педагогических задач.

Сельскохозяйственные экскурсии проводятся для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать такую экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Педагог чётко определяет цель экскурсии, тему и объект познания. Очень важен правильный выбор маршрута – дорога не должна утомлять детей. Длина маршрута зависит от возрастной группы воспитанников. Предварительная работа педагога заключается в том, что он заранее побывал и осмотрел места будущей экскурсии, нашёл нужные объекты, наиболее подходящие места для отдыха. Чтобы экскурсия была интересной и занимательной педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем используются в ходе проведения мероприятия.

Не менее важна и предварительная подготовка самих детей к предстоящей экскурсии. Обращается внимание детей на одежду, повышается их интерес к предстоящему мероприятию через подготовку инвентаря – ведёрки, лопатки, грабли и т. д.

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, взрослые (педагоги и родители) в краткой беседе напоминают цель мероприятия, дают им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные педагогические задачи по формированию у ребёнка представлений о родном крае. Здесь важно участие взрослых, особенно родителей, которые помогают детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приёмами. Педагоги дополняют наблюдения своим рассказом и пояснением.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты ставит своей целью наблюдение детей за трудом взрослых и объектами их труда (растения, животные). Детям нравиться помогать взрослым, поэтому можно, например, позволить им кормить животных или собирать растения и т. д.

Через несколько дней после экскурсии подводятся ее итоги и организуются ситуации общения с детьми. Можно попросить детей рассказать о том, что они запомнили, что им понравилось больше всего.

2. Прогулка

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1 - 4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населённого пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Прогулка – это один их основных видов туризма в дошкольном образовательном учреждении. Она имеет большое значение в практике развития здорового ребёнка. Прогулка – это всегда свежий воздух, положительные эмоции и повышенная двигательная активность детей. Данный вид деятельности имеет большое значение в профилактике различных заболеваний, в т. ч. и простудных, способствует закаливанию организма. Прогулка способствует когнитивному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире .

Прогулки организуются строго в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13). Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулки организовываются2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

При подготовке и проведении тематической прогулки члены клуба семейного туризма вместе  продумывают маршрут и учитывают особенности ландшафт.В первую очередь, обращается внимание на безопасность. Если, например, прогулка проводится около воды, то избегаются крутые отвесные берега, старые мосты и т. д. В парке обращается внимание на заросли, завалы, плохо освещённые места. Дети должны быть всегда в поле зрения взрослых. Далее, учитываются возможное изменение погоды. Т. е., если возможен дождь, то заранее предусматривается место, где можно его переждать. В зимнее время учитывается степень расчистки дорог и уровень обледенения дорожного покрытия, по которому будет проходить прогулка. В целом, на наш взгляд, именно при проведении прогулки следует уделять повышенное внимание безопасности, так как в дошкольном образовательном учреждении данный вид туристической деятельности проводится наиболее часто .

Перед любым выходом за территорию дошкольного образовательного учреждения проводится заседания клуба семейного туризма, на котором обговариваются общие правила безопасного поведения во время похода. Например, всем участником похода - прогулки необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т. д.

Передвижение детей на прогулке свободное, без попарного построения (применяется при переходе дорог, железнодорожного полотна). Во время прогулки можно запланировать физкультурное занятие, в которое включаются упражнения с использованием природных условий. На прогулке используются знакомые детям физические упражнения, игры - забавы.

Хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, дети теряются в новой обстановке. Поэтому прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения содействуют воспитанию необходимой ориентировки на местности, применению сформированных умений и навыков в непривычных условиях.

Большая роль в проведении прогулки, как и экскурсии, отводится наблюдению за объектами живой и неживой природы.

Продолжительность пеших прогулок увеличивается с возрастом детей: от 20 мин. до 1,5 – 2 часов Воспитатель: К 7 годам дети становятся более выносливыми и могут с перерывами для отдыха пройти 4-5 км. Перерыв для отдыха назначается через 15–20 мин. пути. Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч.

3. Поход

Туристический поход – это прохождение группой обучающихся определенного маршрута активным способом передвижения (пешком, на лыжах) с целью познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития . Походы проводятся по заранее разработанному педагогом сценарию. Сценарии разрабатываются с учетом разных возрастных групп детей. Поход, экскурсия и прогулка имеют много общего, но есть и различия. Походы, в отличие от прогулок, более продолжительны по времени, имеют чётко поставленную цель и заранее разработанный сценарий, проводятся значительно реже, чем прогулки, требуют более тщательной подготовки. При проведении походов рекомендуется привлекать большее количество взрослых (как воспитателей, так и родителей). Поход может проводится как на территории учреждения дошкольного образования, так и вне её.

За время пребывания в детском саду дети в достаточной мере осваивают, как выполнять задания в спортивном зале, на площадке и комнате для игр. Но природа открывает новые возможности и предъявляет новые требования как к детям, так и ко взрослым.

Для дошкольного возраста не проводятся слишком длительные походы. Если поход проводится вне детского сада, то он может заканчиваться выходом на заранее обустроенные и разведённые площадки, базы отдыха. Это обусловлено требованиями безопасности.

Туристический поход предполагает выполнение достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту. Он организуется преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный перечень жизненно важных умений, которые отрабатываются в природных условиях во время проведения похода:

– уметь выбрать место для привала, оборудовать его;

– продемонстрировать, как надо подсушить одежду над костром;

– рассказать, как правильно хранить продукты и инструмент в лагере и на стоянке;

– запомнить и продемонстрировать, какие сигналы оповещения подают в лагере;

– потренироваться в постановке простых палаток;

– при остановке лагеря участвовать в сооружении мусорницы, подставок для хранения посуды, стола для малой группы, скамейки;

– участвовать в вечернем дежурстве по лагерю.

Турист-дошкольник обязан заботиться о своём здоровье, потому что в палаточном лагере или экспедиции больной и слабый турист будет отставать от группы, ему будет все неинтересно, потому что движения не доставляют ему радости.

Младшие туристы с большим воодушевлением собираются в поход. Они ещё недостаточно подготовлены. Поэтому, им все интересно, везде необычно, куда бы они не направили свой взгляд. Они с радостью будут играть в любые игры, стрелять из самодельных луков, бегать и лазать. Задача лидера направить всю эту стихию энергии в достойное русло. Для этого, как нельзя лучше, подходит большая ролевая игра в «первопроходцев» и «викингов», разведывающих новые места; «следопытов», отыскивающих по следам и приметам «клады» и «тайники», охотящихся на диких животных; «русичей», строящих укрепленный от набега кочевников лагерь; «Робинзонов», выброшенных на берег и т. д..

Большая работа проводилась для подготовки детей к туристической деятельности. С этой целью воспитатель проводила цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получали необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшим дошкольникам объяснялись специальные термины: «турист», «палатка», «рюкзак», «спальный мешок», «компас», «маршрут», «карта» и т. д.

Детям показывались на карте здание детского сада, дома и учреждения, находящиеся рядом, в старшем дошкольном возрасте они самостоятельно называли и показывали улицу, на которой стоит ДОУ, названия улиц, микрорайона и т.д. В возрасте 5-6 лет дети уже знали свой домашний адрес и с помощью воспитателя охотно находили на карте свой дом и дома своих друзей, магазины, в которые ходили с родителями, и т.п. В процессе туристической прогулки дети повторяли правила дорожного движения, правила поведения в походе, в природе.

Параллельно педагог знакомил детей с условными обозначениями природного ландшафта. Так дети узнают, что любые объекты местности могут изображаться условными топографическими знаками: река, лиственный и смешанный лес, гора, луг и др.

Важным условием эффективности туристической деятельности с дошкольниками является понимание родителями необходимости ознакомления с родным краем, взаимодействие с детским садом по данной проблеме, поддержка деятельности педагога. Очень важно, взаимопонимание и взаимоподдержка всех участников образовательных отношений. Организация деятельности клуба семейного туризма помогла повысить интерес родителей к образовательной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию  у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...

План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края посредством проектной деятельности

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...