Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»
консультация по теме

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию  у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Современные подходы к формированию  у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и

труда в природе»

Оборудование. буклеты, газеты, консультации, картотека пословиц и поговорок о природе, дидактические игры о природе, альбом с фотографиями, гербарий, фонотека, совместные работы  детей и родителей, работы детей по данной теме, макеты.

 

                                                                           Даль степей сквозная

                                                                          Гор размах орлиный                                                                

                                                                 Сторона родная

                                                                            Край наш тополиный!

                                                                       Ты весной чудесен,

                                                                                  Летом щедр, как в сказке,

                                                                          Край хлебов и песен,

                                                                                    Край наш Краснодарский!

В. Подкопаев.

             Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка

в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. К.Д. Ушинский писал: «Природа есть один из факторов в воспитании человека».

              Следуя, целевым ориентирам ФГОС, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и  социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

             Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Дошкольники общаются с ней в разное время года, и когда лежит пушистый снег, и когда зацветают сады.

Слайды

              Ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, в частности родного края, которые в дальнейшем помогут ему увидеть, понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия в процессе наблюдений. Это даёт возможность нам, воспитателям, развивать у детей логическое мышление, внимание, память, воображение, интеллект, речь, мотивацию, моторику.

Слайд

             Чувство любви к природе родного края можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать и показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих растений, красотой цветка, пейзажем родных мест, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи.

             

Слайд

                Заинтересовавшись природой, «ребёнок полюбит её», захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

               Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездушно рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, обижать, дразнить животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только правильно направить его деятельность.

                Вот почему важно: чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень многообразный, многогранный, многокрасочный, а мы частица этого мира.

                 Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира.

                  Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора.

                   Цель наблюдений на ежедневных прогулках или на экскурсиях не только знакомит детей с предметами и явлениями, но и учит замечать изменения в окружающей обстановке.

слайд

         Мы стараемся организовывать наблюдения в рамках режима пребывания в детском саду.                  

 слайд

 В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например, наблюдения за погодой, поведением птиц и длительными, например, наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями.

Слайд

        В процессе кратковременных наблюдений у детей формируются знания о свойствах и качествах предмета и явлениях, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, характер движения, издаваемые звуки.

Слайд

          Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети старших групп могут выполнять самостоятельно.

                     Наблюдение за объектами и явлениями природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, условно можно разделить на три типа:

Слайд

  1. Нацеливающее внимание, требующее констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий).
  2. Активизирующее, требующее сравнения, сопоставления, различения, обобщения.
  3. Стимулирующее творческое воображение, побуждающее к самостоятельным выводам и рассуждениям.

Слайд

Первый тип – нацеливающий внимание, например, когда мы пришли на берег Кубани, то мы предложили детям оглянуться и внимательно посмотреть вокруг. Ничего не рвать, не топтать, а потом ответить на вопрос, что их заинтересовало, о чём бы они хотели рассказать всем детям? Дети сказали, что увидели реку и вспомнили её название, и тогда им были заданы проблемные вопросы:

- Какой она ширины?

- Какого цвета вода?

- Какой высоты берега у Кубани? На каком берегу стоит наш город?

- Как выдумаете, есть ли течение?

- Какое оно?

- Как узнать это?

После ответов на эти вопросы мы с детьми наблюдали поляну, предложили им рассказать, что видят вокруг. Дети называли поляну с цветами и бабочками. Просили подумать и ответить на вопросы об увиденном вокруг.

-Как называется это место, где мы находимся?

-Что вы видите?

-Какого цвета трава?

-Какого она размера?

-Какие цвета Вы видите?

-Кто их сажает, ухаживает за ними?

-Кого Вы увидели  в траве?

-Как называются насекомые?

-Какие части тела у насекомых?

-Какое время года?

-Почему Вы так думаете?

Слайд

Дети пришли к выводу, что всё, что они увидели и о чём рассказали характерно для лета. В  результате   на экскурсии  дети  получили первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, т.к. они   помогают  детям  уточнить  свои представления, выразить свои знания в слове. Например, наблюдали за бабочками и жуками - различали их  по строению, уточняли, чем питаются насекомые, узнали, что муравьи и пчёлы живут большими семьями, сравнивали способ их передвижения.

Перед каждым походом на экскурсии мы берём с собой пакеты для мусора , перчатки и опять мы задаём проблемные вопросы.

-Подумайте, зачем мы их берём?

-Куда денем этот мусор?

-Для чего мы это делаем?

 Мы делаем с детьми вывод -  это для того, чтобы как можно дольше сохранить свежесть и красоту нашей природы, чтобы ею могли любоваться не только мы, но и последующие поколения людей.

Перед уходом мы обязательно обсуждаем вопрос:

-Не навредили ли мы природе?

Дети отвечают, что траву и цветы не рвали, за насекомыми только наблюдали. Мусор убрали  в мешки и отнесём в мусорные бак в  детский сад.

        Или, например, когда мы пришли в парк  летом, осмотревшись мы предложили детям ответить на вопросы

Какие  вы видите деревья ( лиственные, хвойные)?

-Кусты?

- Как называются цветы?

-Как за ними ухаживают и кто?

-Живут ли в парке птицы?

-Как Вы узнали?

-Как Вы думаете, чем отличается парк от леса?

-Провели  исследовательскую деятельность - обследование листьев- целых и с дырками. Дети искали ответы на проблемные вопросы.

 -Что случилось с листьями?

-Почему они такие?

-Кто мог их испортить?

-Поищите того, кто это сделал.

Дети находили гусениц и делали выводы, что гусеницы живут на деревьях и питаются листьями.        

  На повторной экскурсии в парк  возрастает  вес вопросов, когда объектом наблюдения стали уже знакомые предметы, явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Мы задавали детям вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Мы предложили им вспомнить, что они видели в прошлый раз, затем рассказать, каким парк стал теперь, что в нём изменилось

Придя на повторную экскурсию в парк осенью, на тоже самое место, вспомнили лето и предложили план для наблюдений:

-Сравните, что изменилось?

-Какие стали деревья, кустарники?

-Как изменились хвойные деревья?

-Трава?

-Какие стали цветы? Какого цвета?

-Как изменились хвойные деревья?

-Каких птиц Вы видели?

-Почему их стало меньше?

- Можно ли найти гусениц и других насекомых и почему?

 - В какое время года это бывает?

Слайд

            Дети рассуждали об изменениях происходящих в парке: пожелтела и пожухла трава, изменила окраску листва на деревьях и кустарниках, высохли цветы , исчезли насекомые , потому что с наступлением холодов , насекомые прячутся, а с их исчезновением многие птицы улетают, т. к. им нечем питаться.

            В конце экскурсии дети собрали для гербария букет из осенних листьев различных деревьев и собрали мусор в парке .

 Предлагаем детям проблемные вопросы:

         А если оставим  мусор в парке ?

А если нет мусорных баков?

Куда денем этот мусор?

Кто понесёт мусор?

 Будет ли тяжело?Для чего мы это делаем?

При этом мы использовали вопросы второго и третьего типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий.

Мы делаем с детьми вывод -  это для того, чтобы как можно дольше сохранить свежесть и красоту нашей природы, чтобы ею могли любоваться не только мы, но и последующие поколения людей

Слайд (парк осенью).

.

          Вопросы третьего типа, которые развивают творческое воображение, используем в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Например, зимой в парке мы задаём вопрос: Как вы думаете, где светлее, в лиственном лесу или хвойном? Почему? Чем отличается парк от леса?

             Так, организуя наблюдения в природе, мы решаем ряд задач: формируем знания о природе, учим наблюдательности на основе совместной деятельности анализаторов, благодаря совместной деятельности  у ребёнка, образуются конкретные знания,  главное учим ребёнка любить природу родного края.

               Наблюдение природы, по выражению Сухомлинского, является «путешествие к истокам мышления и речи, поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество.»

Слайд             

               На ежедневных прогулках - на территории детского сада и ближайшего окружения при непосредственных наблюдениях мы знакомим детей с сезонными изменениями, например, они узнают о зимнем состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, семенам. Сравнивая деревья,  в разное время года, дети на основе наблюдений  пришли к выводу, что внешний вид коры не меняется, а листья, почки видоизменяются в зависимости от времени года. Например,  зимой, когда деревья стоят голые, мы с детьми узнаем дерево по коре: «У берёзы ствол белый с тёмными пятнами, а у ореха толстый, коричневый.» Весной мы, наблюдая за деревьями, приходим к выводу, что их можно различить по почкам, листве, сережкам и ягодам                                                                    Например, почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие чёрненькие ягодки. В процессе беседы мы уточняем названия частей дерева: ствол, корни, ветви. Так, ранней весной в группе ставим вербу и наблюдаем за набуханием почек в течение определённого времени, делаем зарисовки и сравниваем их с целью закрепления знаний  о том, что дерево живой организм, который нуждается в воде и тепле.

 Для закрепления представлений о живой природе нашего края, мы используем в своей работе различные игры, например, «Кто быстрее найдёт дерево», «Определи названия деревьев по листьям», «Найди по описанию». Цель игр – закрепить названия деревьев, внешний вид, т. е ствол, ветви, серёжки, шишки. Следующая игра – «Перелётные и зимующие птицы». Цель игры – закрепить умения классифицировать. «Расскажи  о птицах». В этой игре закрепляются знания о внешнем виде и образе жизни птиц.

Слайд

                Особое внимание уделяем развитию интереса детей к птицам нашего края. Помогаем им установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Дети выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Например, у нас на площадку на орех прилетает дятел. Выходя на прогулку, мы наблюдаем каждый раз за ним и при этом задаём детям  проблемные вопросы:

-Как называется эта птица?

-Назовите отличительные особенности?

-Куда летит?

-Что делает?

-С какой целью стучит?

-Для чего делает дупло?

- Какая эта птица? Зимующая или нет?

                  Наблюдаем вместе с детьми за дуплом. Эта птица так выдалбливает клювом дерево, как - будто мастер в дереве сделал отверстие.  

Так постепенно, дети подходят к пониманию взаимосвязи существующей между растительным и животным миром

             Уточняем представления детей об изменениях образа жизни птиц, подводим к размышлению, что с исчезновением насекомых улетели многие птицы, которые ими питаются – ласточки, стрижи, скворцы, кукушки.

            Говоря о поведении птиц, дети приходят к выводу, что в природе всё взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух, подводим их к выводу, что они находятся в неразрывном единстве.

Рассуждая об этом, ребята делают вывод, что они могут помочь птицам, оставшимся зимовать, поэтому на прогулках мы подкармливаем птиц и наблюдаем за ними.                

 Слайд

             В рамках акции провели работу с родителями « Поможем птицам зимой». Мы разработали положение проведения акции. Руководствуясь этим положением, родители изготовили кормушки разной формы, из различного материала. Мы их развесили на территории детского сада для кормления птиц.

Слайд кормят птиц

            Дети насыпают в кормушку зерно, семечки, крошки хлеба, кладут калину.

            На площадке мы наблюдаем за птицами, которые поселяются в скворечниках ранней  весной, за их поведением, слушаем их голоса.            

             В свободное от занятий время и в индивидуальной работе используем авторские игры, например, «Экологическая пирамида» - в которой закрепляем знания о растительном мире нашего края. «Птицы нашего края» - в этой игре закрепляем знания детей о перелётных и зимующих птицах нашего края. «Разложи правильно» - в этой игре закрепляем знания о лекарственных и садовых цветах, учим видеть красоту окружающей природы и пользу, которую приносят лекарственные растения, «Четвёртый лишний» - закрепляем умение  классифицировать объекты живой природы» Кольца  Лурия»

 Слайд

             Живая природа не может существовать без неживой. Растения существуют только благодаря тому, что корнями пронизывают землю и впитывают из неё влагу и питательные вещества, стеблем тянутся вверх, а листьями разворачиваются к солнцу, поглощая его свет и тепло.

           

        Закрепляем с детьми понятия живая – неживая природа   во время прогулок в разное время года: загадываем загадки, читаем стихи, а также играем, например, «Живое – неживое» - цель которой,  закрепление знаний о живой и неживой природе, если ребенок назвал объект живой природы, он  ловит мяч, если неживой – отбивает. Игра «Угадай, что в мешочке» - во время прогулки раздаём детям мешочек, в котором лежат шишки, камешки, сухие веточки,  предлагаем детям определить на ощупь, что относится к живой или неживой природе. Игра «Найди по описанию». Цель игры закреплять характерные черты живой природы.

Слайд           

          Постоянно проводим опытническо – исследовательскую работу с объектами  живой природы по сезонно. 

          Мы с детьми собрали материал и сделали гербарий из цветов и из листьев различных деревьев, растущих у нас в городе и на территории детского сада  с целью обобщения представлений о строении растений и их внешнем виде.

             Например,  рассматриваем лекарственое растения(мать и мачеха.)в разное время суток наблюдаем, что цветы утром открываются, а закрываются вечером, когда отцветают-превращаются в белую пушистую шапочку  Мы учим бережно относиться к лекарственным растениям Кубани – не вырывать с корнями, не сбивать цветы 

Слайд

            Зимой ставим веточки вербы и ивы. Рассматриваем иву и вербу, сравниваем – и выявляем признаки схожести и различия.

               Хочется сказать о взаимосвязи природы с изодеятельностью дошкольников, которая способствует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формирует интерес к природе и положительное отношение к ней, вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать её явления в своём творчестве. 

Слайд

                  В своём творчестве используем  разнообразный материал  (нитки, пайетки, бумага разных видов, крупы, фольга, вата, природный материал, пластилин) и организовываем выставки .Например. выставка на тему: «Наблюдения за родной природой».   Этим видом  деятельности дети занимаются во второй половине дня.        

                 Следуя целевым ориентирам   ФГОС на этапе завершения дошкольного образования ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе.  

                 Труд, как метод воспитательно – образовательной работы в детском саду, имеет важное значение, непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней – устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними человеком. Систематический труд на огороде, цветнике, на участке, в уголке природы – помогают нам воспитать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей.

Слайд

                Мы приучаем детей к труду: так мы сажаем цветы на клумбах, на огороде овощи, поливаем, рыхлим землю, выпалываем сорняки, обрываем сухие листья, подметаем, сгребаем листья, посыпаем дорожки песком, чистим снег.

Слайд

        Наша Кубань отличается мягким климатом, тёплой зимой, рано наступает весна. Поэтому работы в садах и огородах начинаются в конце марта, в начале апреля по сравнению с другими регионами. И уже в конце зимы мы с детьми готовимся к весенним работам на огороде.

               У нас в группе имеется коллекция семян, овощей и цветов с целью уточнения внешнего вида. Беседуем с детьми о семенах, рассматриваем их, учимся различать семена овощных культур: огурцов, помидоров, свёклы, моркови. Какие они по форме, по цвету. Делаем соответствующие выводы.

Слайд

          Сеем семена овощных культур и цветов. Весь наш огород ставим на окошко и ухаживаем за ним, наблюдая и сравнивая ежедневно за рассадой. Когда рассада подрастает, мы вместе с детьми её пикируем – аккуратно пересаживаем в отдельный стаканчик, создавая тем самым благоприятные условия для роста растений. В процессе совместной трудовой деятельности наши дети овладевают необходимыми знаниями и умениями. Для наших детей мы являемся  примером и оказываем большое влияние на воспитание у детей трудовых навыков, прививаем любовь и бережное отношение к природе родной Кубани. Рассаду, которую мы вырастили,  сажаем на огороде, предварительно подготовив почву.

Слайд 

             Для семян петрушки, лука-сеянца мы делаем бороздки, сеем и загребаем аккуратно граблями. Рассаду высаживаем, доставая её из стаканчика, чтобы не повредить корневую систему. С конца весны и до середины осени трудимся на огороде: поливаем, пропалываем сорняки, рыхлим почву. По мере созревания овощей собираем урожай. Овощи, зелень, выращенные на грядках употребляем в пищу. В результате совместной трудовой деятельности на родной земле у детей расширяются и углубляются знания и представления, развивается любознательность, кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дети учатся любить и ценить землю, родной край, находить прекрасное в ярком солнечном летнем утре и в пасмурном, дождливом осеннем дне.

           Считаем, что очень важно  убедить родителей  продолжать в семье    начатую работу в детском саду по бережливому отношению к природе родного края. Мы предлагаем родителям по данной теме различную познавательную информацию в форме буклетов, газет, проводим беседы, консультации, круглые столы. Например, серия буклетов: « Поговорите с ребенком о временах года», газеты « Природа родного края и мы», « Природа – наш зелёный дом», консультация « Богатство природы нашей Кубани», «Воспитание любви к родному краю». Круглый стол – «Как знакомить дошкольников с природой родного края».

Слайд 

              Родители принимают участие в различных конкурсах. Например, конкурс семейных работ на тему: «Природа родного края». Помогают нам в организации экскурсий и целевых прогулок и для того, чтобы получить для себя полезную информацию, которую могут использовать в воспитании у  своих детей любви к родному краю.

Слайды

               Навыки, приобретенные детьми в детском саду, родители  развивают  в повседневной жизни в семье. Приняв во внимание нашу информацию, родители дома привлекают детей к труду на огороде, на цветниках.

Слайд 

            Родители не только трудятся, но и умеют отдыхать на природе, выбирая при этом живописные места, которыми богата наша Кубань, прививая при этом любовь  и бережное отношение к природе родного края. Наши дети уже привыкли к тому, что побывав с родителями на отдыхе в живописных местах, приносят нам свои фотографии. Они показывают и рассказывают  всем детям о том месте, где побывали, о его красоте, предлагают побывать там. Поэтому мы в группе организовали фотовыставку  «Любимый уголок Кубани». Дети составляют рассказ о своём путешествии отвечая на вопросы:

- Где были?

- Где находится место?

- Что интересного увидели?

- Почему мы поехали?

- Хотели ли вы ещё поехать и почему?

- Не навредили ли вы природе?

   Фотографии  в уголке периодически меняем, а остальные вкладываем в альбом.

Используемая литература:

1.А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2007.

2.Н.А.Рыжова «Наш дом-природа». Издательство «Карапуз-дидактика», Москва 2005.

3. Н.А.Рыжова «Деревья: от акации до ясеня». Издательство «Карапуз-дидактика», Москва 2006.

4.Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Издательство «Творческий центр «Сфера», Москва 2004.

5.Л.С.Журавлева «Солнечная тропинка- занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром». Издательство»Мозаика-синтез» 2006.

6.И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду- старшая и подготовительная к школе группы». Издательство «Творческий центр»Сфера»,Москва 2013.

7.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Издательство ТЦ «Учитель», Воронеж 2006.

8.Районный учебно-методический центр «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде Усть-Лабинского района». Материалы районной научно-практической конференции, 27 марта 2007 года, Усть-Лабинск.

9.С.Н.Николаева «Юный эколог» Программа экологичесого воспитания в детском саду. Издательство « Мозаика-синтез» Москва 2010г.

10. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах». Издательство «Детство-пресс»,Санкт-Петербург .2012г.

11.Л.Г.Горькова,А.В.Кочергина,Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» .Издательство»Вако» 2008г.

12.Н.Г.Комратова,Л.Ф.Грибова»Мир, в котором я живу», методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Издательство»Творческий центр»Сфера».Москва 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

Методика по формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю, его истории и культуре.

Небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина....

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"

Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...