Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад № 45»

Городецкого муниципального района

Нижегородской области

Тема: «Формирование  у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине

в процессе приобщения к культуре, традициям

и обычаям родного края»

(из опыта работы).

                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                     Семёнова Наталья Юрьевна

2015г.

                                  «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

                                                                                                                 М.Ломоносов.

    Актуальность темы.

       Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического  опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.

    В.А.Сухомлинский писал: «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».

    Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

     Городецкий район–  благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством  традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

В.А.Сухомлинский писал:« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над  землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей  чувства безграничной любви к Родине».

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада. Дом и детский сад, родной край  имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Приблизить дошкольников к истории своего родного края – народная  культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

    Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения наследования традиционной отечественной культуры.

     В современном мире, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание - возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям-  род, родство, Родина.

    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, его глубиной.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (Д. С. Лихачёв).

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одним из критериев воспитания и образования современной личности ребёнка, диктуемых ФГОС.

 

   Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Хочется вспомнить, что говорили о нравственном воспитании великие писатели и наши современники.

     Д.С. Лихачёв  отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

     Н.Г. Чернышевский  считал: «Важнейший капитал нации - нравственные качества народа».

 Нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения длительное время. Тема патриотического воспитания также близка и мне, как педагогу, т.к. я очень люблю свою Родину, свой город,  где родилась и работаю. А.В.Луначарский писал: « Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

      О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей. Краеведение  является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний.

Цель работы:  формирование  у детей  старшего дошкольного  возраста    представлений о малой Родине    

                       в процессе  приобщения  их  к культуре,  традициям и обычаям  родного края.

   Приступая, к работе по ознакомлению детей с родным краем, я  поставила   следующие задачи:

-способствовать приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа;
- содействовать обогащению обществоведческого словаря детей, необходимого для содержательного общения;

- развитие потребности в активном познании истории родных мест;

-способствовать  приобщению  детей к основам русской народной культуры и быта;

- способствовать развитию  свободной  и творческой  личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной  ориентироваться в современном мире;

-  способствовать развитию чувства  привязанности и  любви   к   родным   местам.

Для решения поставленных задач  были определены  следующие пути:

-введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению;

- взаимодействие с родителями  в процессе  ознакомления с родным краем;

-взаимодействие  с культурно-образовательными учреждениями (музеями, библиотекой);

- создание развивающей среды по данной теме (мини-музей русского быта, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации  по теме).

Для  успешного выполнения поставленных задач  необходимо  использование системы принципов построения педагогического процесса:

- Принцип развивающего обучения: правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. (Л.С. Выготский).

- Принцип взаимодействия  с социальными  институтами: реализуется сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем. Ознакомление с родным краем должно стать  стержнем вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

-Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности – иллюстрации, слайды, фото.

-Принцип последовательности - принцип постепенного перехода  от более простого ребенку, личностно значимого, к сложному – культурно-историческим фактам.

- Принцип занимательности  - изучаемый материал должен быть интересный, увлекательный для детей.

 В результате работы предполагается, что у детей

- сформируется правильное и полное представление о родном крае, о традициях, предметах культуры

-сформируется чувство национального достоинства

- у родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

     В своей работе по приобщению  детей к культуре и традициям  родного края я использовала:

- НОД (с использованием презентаций, посещение «Русской избы»)

- Беседы

-Дидактические, настольно- печатные, словесные игры

-Наблюдения

-Экскурсии

-Праздники, развлечения с использованием фольклора

-Игры-путешествия в прошлое предметов

-Взаимодействие с социумом: посещение библиотеки им. С.Я.Маршака

                                                     приглашение работника библиотеки в группу детского сада

                                                     посещение музеев:

                                                     Музей истории г.Заволжья

                                                     «Краеведческий музей»

                                                     Музей «Дом  графини Паниной»

                                                     Музей «Городецкий  пряник»

                                                    «Музей Самоваров»

                                                    «Музей Добра»

                                                    «Культурно-исторический комплекс «Город мастеров».                                                    

- Организация театрализованной деятельности детей (инсценировки русских народных сказок)

- Cлушание народной музыки, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы),музыкально – фольклорные игры, игра на народных инструментах

-Знакомство с устным народным творчеством (сказки, пословицы, поговорки, считалки, былины)

-Знакомство с народными играми

-Проведений открытых мероприятий, консультаций для родителей:

« Роль семьи в формировании личности дошкольника»,  «Учите детей отгадывать загадки», «Пальчиковые игры на основе русских народных  потешек», «Кукольный театр в детском саду», «Русские народные игры в жизни детей»

-Участие  детей в конкурсах районного уровня: « Рождественский фестиваль»

                                                                                   « Красота Божьего мира»

                                                                                    « Русского Духа Святыня»

- Проведение конкурсов, выставок с детьми и родителями на темы: «Осенние фантазии», « Подарок для Деда Мороза», « Кулинарные традиции моей семьи», « Светлая  Пасха».

В ходе проведённой работы с детьми выявлены следующие критерии результативности:

-дети активно интересуются историей, культурой, народным бытом, традициями и обычаями родного края

-у детей формируются чувства  привязанности и  любви   к   родным   местам

-обогатился обществоведческий словарь детей

-дети осознают  свои корни, национальные истоки

-дети испытывают чувство гордости за  достижения своей малой  Родины

-у детей формируются такие личностные качества, как сочувствие, отзывчивость, способность придти на помощь.

    Осознавая  значимость  формирования  гражданских  чувств у детей моей группы,  и  констатируя  эффективность  системы  работы  по  данному направлению,  мною   намечены  дальнейшие перспективы  работы  и  поиск  новых  форм  по  развитию  нравственно-патриотических чувств дошкольников.

    Заключение.
К.Д.Ушинский отмечал, что « воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он

ввёл в русскую педагогическую литературу термин « народная  педагогика». Ведь « народная педагогика»

основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей. 

    В заключении хочется спросить: В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде   всего  в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека.

   Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И  приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.   Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Список литературы, используемой в работе с детьми:

- «Образовательная  программа ДОУ».

-Е.В.Соловьёва. Л.И.Царенко. « Наследие… Быль и сказки». Обруч .Москва.2011г.

-Т.А.Попова. « Интегрирование цикла занятий  по приобщению  к русской народной культуре». Москва.

Мозаика-синтез.2010г.

-О.В.Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа».

Москва-синтез.2015г.

-В.В.Гербова.  «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа». Москва-синтез. 2015г.

-Т.М.Пименова. В.В.Архипова.  «Формирование  художественно- речевых навыков у детей 5-7лет: занятия

по былинам, богатырские игры и потешки». Волгоград. Изд. Учитель.2012г.

- Лобанова Е. А.  «Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие». 2005г.

 - Маханева  М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»/Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005г.

 -Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» –  С.П.б.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000г.

 - Ватаман. В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры»: программа, разработки занятий и мероприятий .  Волгоград: Учитель, 2008 г.

 - Комратова Н. « О гражданском воспитании дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2006 г. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, озере Байкал в игровой деятельности.

Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. На помощь пришли Дидактические игры по ознакомлению детей с озером Байкал.Цель: расширить знания дет...