ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
статья по окружающему миру

Ильина Татьяна Михайловна

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких аспектах: формирование культуры поведения, принятое в определенных кругах общественной жизни; формирование гуманных отношений; воспитание нравственно-волевых качеств, а так же формирование любви к Родине.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, а пространственная, историческая, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия.

Чувство  родины у ребенка начинается с отношений в семье, к близким, окружающим  людям - это корни, связывающие его с  родным домом и ближайшим окружением. Оно тесно связано с восхищением и изумлением от красоты природы и окружающего мира, с тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не совсем осознаются ребенком, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, интерес к ее истории, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к местам, где он родился и живет, желание узнавать об особенностях родного края, его истории, культуры и традициях народов его населяющих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Ильина Татьяна Михайловна,  «Патриотическое воспитание», старший воспитатель СП детский сад «Журавленок» ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино, ilinatata@yandex.ru

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких аспектах: формирование культуры поведения, принятое в определенных кругах общественной жизни; формирование гуманных отношений; воспитание нравственно-волевых качеств, а так же формирование любви к Родине.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, а пространственная, историческая, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия.

Чувство  родины у ребенка начинается с отношений в семье, к близким, окружающим  людям - это корни, связывающие его с  родным домом и ближайшим окружением. Оно тесно связано с восхищением и изумлением от красоты природы и окружающего мира, с тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не совсем осознаются ребенком, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, интерес к ее истории, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к местам, где он родился и живет, желание узнавать об особенностях родного края, его истории, культуры и традициях народов его населяющих.

Особую роль в развитии чувства у ребенка играют его представления. В решении задач по развитию представлений о Самарской области, истории края, культуры народов, традициях могут дать исторически сложившиеся особенности, выражающиеся зачастую через исторические памятники, способные рассказать нам о том,  как жили наши предки, какая культура и традиции сопровождали их жизнь.

Жители больших городов и исторических центров гордятся своими городами, изучают их историю. Почему же мы, жители небольших населенных пунктов остаемся безразличными к истории своей малой родины? Каждому, даже самому маленькому населенному пункту есть чем гордиться, что рассказать и показать  гостям, передать своим детям. Кроме того, сейчас как никогда прежде, ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего, ближайшего окружения, то есть малой родины от  истории и традиций каждой семьи к объектам общей культуры.

Маленький поселок – это живой след многих человеческих жизней, материальных возможностей и духовных потребностей, впитавший в себя общечеловеческие ценности, черты неповторимого своеобразия и культуры.

Ознакомление воспитанников с историей и культурой родного поселка Новосемейкино мы проводим с использованием программы Г.А. Рубан «Такие разные постройки». Не зря отмечается, что каждый дом – это своеобразная история о том, в какое время он построен, он имеет особенности архитектурного решения, свое назначение и даже культуру людей его населяющих.

Работа с воспитанниками организуется с целью формирования у детей представлений и интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью  и приобщения к культуре родного поселка Новосемейкино в процессе детского изобразительного и конструктивного творчества.

В соответствии с целью определяем следующие задачи:

Искусствоведческие задачи:

- знакомить детей с произведениями архитектуры, определения их ценности и выделения их художественно-образной структуры;

- расширять представления детей об архитектурном наследии поселка Новосемейкино, воспитывать уважение к историческому прошлому и настоящему поселка;

- приобщать к региональной культуре Самарской области, знакомить с памятниками архитектуры, воспитывать патриотические чувства и гордость за художественный талант своих соотечественников;

- с помощью системы комплексной образовательной деятельности формировать элементарные представления и понятия об искусстве архитектуры (конструктивно-классических элементах и средствах выразительности) и профессии архитектора.

Художественно-изобразительные задачи:

- способствовать овладению художественно-изобразительным инструментарием, позволяющим дошкольникам самостоятельно создавать выразительные образы в разных видах изобразительного творчества;

- способствовать развитию первичных навыков работы с художественными материалами в разных видах художественно-творческой продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, художественном труде и конструировании из различных материалов.

- способствовать развитию эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству архитектуры: мотивировать детей на участие в коллективной деятельности и создании посильного, самостоятельного художественно-архитектурного образа, давать ему адекватную оценку и придумывать оригинальное название.

В соответствии с задачами выделяем следующие представления о родном поселке, которые необходимо формировать у детей:

- представления об истории родного поселка: о его создании и основании, о важных исторических событиях, происходящих в поселке и исторических личностях, которые внесли вклад в развитие поселка и коренном населении;

- представления об исторических местах и достопримечательностях поселка: памятники, музейные комплексы, архитектура, парки и площади;

- представления о природных особенностях.

Исходя из этого, можно дать определение понятию «представления детей о родном поселке»  - это эмоционально окрашенные образы ранее воспринимаемых достопримечательностей и особенностей родного поселка, возникающих в памяти ребенка.

Организация работы по формированию представлений детей о родном поселке посредством изучения особенностей и архитектуры выстраивается поэтапно и последовательно и осуществляется как в процессе усвоения программных представлений, так и углубленного изучения достопримечательностей и архитектурных особенностей, помогающих освоить его историю и культуру. Это будет возможным при условии включения детей в созидательную деятельность.

Наиболее результативными формами ознакомления детей с родным поселком, его архитектурными особенностями   являются:

- экскурсии по памятным историческим местам, памятным достопримечательностям, паркам и площадям поселка, а так же экскурсии в музей;

- виртуальные экскурсии (особенностью которых является возможность показать детям исторически утратившиеся особенности и достопримечательности);

- просмотр презентаций, видео- и фото материалов о подвигах жителей поселка, их трудовой вклад в историю поселка;

- встречи с известными деятелями культуры и искусства, ветеранами поселка, по возможности с современными архитекторами;

- продуктивная деятельность детей художественно-эстетической направленности.

Основную часть, направленную на формирование представлений можно проводить в форме интерактивных экскурсий, так как они позволяют в интересной форме, не выходя за пределы детского сада, сформировать у детей широкие представления о родном поселке.

С целью развития у детей ценностно-смыслового восприятия и понимания особенностей и понимания произведений искусства (архитектуры), развития эстетического отношения к окружающему миру родного поселка, формирования у них элементарных представлений о видах искусства, навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги используют комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса, который можно представить в следующей структуре:

- предварительная работа по теме (сбор и ознакомление с краеведческим материалом, обзорные архитектурные экскурсии);

- виртуальные экскурсии по поселку и Самаре (старший и подготовительный возраст) в условиях ДОО + эвристическая беседа;

- организация в старшем дошкольном возрасте проектной деятельности;

- дидактические игры;

- выполнение художественно-творческих заданий, в том числе экспериментирование.

Работа с родителями занимает важное место в работе по формированию у детей представлений о родном поселке. Благодаря совместным экскурсиям, прогулкам с родителями по улицам и памятным местам поселка, участия в проектной и художественно-эстетической продуктивной деятельности у детей формируются умение ориентироваться в окружающей действительности и развиваются навыки художетственно-творческой деятельности.

В результате работы с воспитанниками у детей будут сформированиы:

- базовые представления о родном поселке, его достопримечательностях и памятных местах;

- представления о памятниках архитектуры родного поселка и города Самары (в соответствии с тематическими задачами для определенного возраста);

- смогут определять и называть различные строительные материалы;

- определять конструкцию своего дома, детского сада, зданий и сооружений микрорайона;

- смогут различать и называть назначение некоторых строительных объектов (культурного, производственного, жилого, общественного назначения);

- будут различать и называть основные части зданий( фундамент, пол, стены, балкон, окна, двери);

- смогут называть сказочные и реальные деревянные постройки и описявать их;

- смогут узнавать и называть (в соответствии с возрастными задачами) общественные здания поселка и г. Самары (современные: Дом Культуры,  Станция Водинская, Цирк, Ж.-Д. вокзал, объекты храмовой архитектуры;

- дети 6-7 лет смогут отмечать необычные интересные элементы зданий (колонны, кокошники, шатровые башни, наличники, подзоры, рельеф конек, арфы, арки, мозаику и др.) и смогут давать описание архитектурного объекта, его внешнего облика, используя в речи художественные эпитеты;

Смогут выражать в продуктивной деятельности полученные представления и впечатления.

Литература

Г.А.Рубан «Такие разные постройки» Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста (Знакомим дошкольников с архитектурой города Самары). Самара: Абрикос-Принт, 2016. – 56 с.

Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. (Библиотека воспитателя)

Формирование интегративных качеств дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края : Из опыта работы проблемно-творческой группы по патриотическому воспитанию городской инновационной площадки. Сост. Е. Г. Подоляк, О. Т. Юрчак — Переславль-Залесский : МОУ МУК, 2013. — 96 с.

         Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореф. дис…канд. пед. наук.- М., 1996 – 18 с.

        Платохина  Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников

ценностного отношения к родному городу. - Автореф. дис… канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2002. – 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....

«Лэпбук как средство обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края».

В данном проекте рассматривается применение лэпбука как средства в дошкольных образовательных учреждениях. В качестве тем для их создания были определены промыслы родного края, так как формирование да...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Викторина «Люби и знай свой край родной» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Викторина «Люби и знай  свой край родной»для детей среднего и старшего дошкольного возраста...