Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Фролова Елена Александровна

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае.

Месяц

Тема

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми

Совместная деятельность с детьми

Сентябрь

Мой город

Занятие «Наш город»

Цели: Формировать у детей представления о родном городе, дать сведения об истории его возникновения. продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Нижневартовска; развивать восприятие и наблюдательность; воспитывать интерес к родному городу.


Анкетирование детей и родителей  «Мой город»


Чтение и разучивание стихотворений о Нижневартовске.

Октябрь

Природа края

Занятие « Водоемы родного края»

Цель:  Учить грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук.

Занятие « Как звери к зиме готовятся»

Цель:  Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильное умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе и отгадывание загадок о лесных зверях.


Чтение рассказов В. Бианки «Мышонок Пик», «Готовятся к зиме», «Запасы овощей»;


Дидактическая игра «Узнай и назови»

Дидактическая игра «Чей след»

Ноябрь

Коренные жители

Занятие : «Ознакомление с бытом народов ханты и манси»

Цель:  Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты и манси от культуры других национальностей. Расширить из знания: на какой территории живут ханты и манси, каким ремеслом занимаются, какое ведут хозяйство. Систематизировать знания детей об одежде этих народов, посуде, обуви, об умелом использовании этими народами природного материала и шкур диких животных. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважительное отношение к нации ханты и манси.

Занятие "Ханты и манси - таежные жители"

Цель: Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера.


Пальчиковые игры и упражнения со стихами о Севере.

Чтение рассказа Б. Коробейникова «Умка и Томка из снежного дома» из книги «Ребята и зверята», стихотворения Р.Фархади «Твои друзья на Севере», книги Киплинга «Белый котик».


Подвижные игры «Хейро», «Важенка и оленята», «Рыбаки и рыбки».

Дидактическая игра «Составь орнамент»

Декабрь

Мой город

Познавательная беседа «Знакомство с родным городом»

Цели: Продолжать формировать у детей представления о родном городе, дать сведения об истории его возникновения.  Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города

Занятие  «Встреча с нефтяником»

Цель: Расширять и углублять знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда- нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди каких профессии называются нефтяниками. Учить ясно, понятно излагать свои мысли, отвечать развернутыми
предложениями. Расширять словарь детей (буровая вышка, геологи,
лаборант, оператор, бурильщик...). Развивать познавательные способности, мышление, память, внимание. Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям.

Физкультурный досуг «В гостях у леса» организованный совместно с родителями

Цель: Совершенствовать    навыки спортивной   ходьбы,   бега, прыжков, добиваясь точности выполнения движений; способствовать проявлению силы и выносливости; укреплять мышцы ног; развивать скорость движений, ловкость, быстроту реакции, внимание;

Закрепить знания детей о родном крае; воспитывать выдержку, настойчивость, организованность, самостоятельность; создавать хорошую радостную атмосферу.

  Оформить выставку совместных работ детей и родителями на тему : «Я живу в Югре»

Январь

Природа края

Занятие « Дикие животные»

Цели:  Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить детей давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным.

Занятие «Птицы северного края»

Цель. Обобщить знания о птицах, которые обитают в тайге, дать представление о перелетных и зимующих птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.




 Чтение рассказов о диких животных из книги «Знакомим дошкольников с миром животных»;

Отгадывание загадок и чтение стихов о животных леса;

Совместное изготовление с детьми кормушки для птиц.

Рассматривание иллюстраций, детской энциклопедии животных.

Занятие (опыты)  «В Зимнем царстве »

Цель: уточнить знания детей о свойствах снега и льда, устанавливать взаимосвязь свойств снега и льда от температуры воздуха, Учить проводить простейшие опыты и объяснять причины и результаты
наблюдаемых явлений.

Февраль

Коренные жители

Занятие «Глухарка сна»

Цели:  Дать представление о животном мире западносибирской тайги на примере птицы «глухаря». развивать познавательный интерес к жизни и быту детей народов ханты на примере декоративно- прикладного искусства. Воспитывать чувство уважения к природе, коренным жителям севера и их традициям. Закрепить работу с ножницами.

Театрализованное представление «Медвежьи игрища».

Цель:  Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси: показать детям отношение аборигенов севера к медведю, как священному животному, их веру в могущество животного.

Чтение художественной литературы о народах Севера (ханты, манси), ознакомление с птицами родного края .


Прослушивание в грамзаписи хантыйской легенды: "Как человек превратился в медведя", Сказки "Мышонок и медведь" A.M. Коньковой.


Дидактическая игра « Украсим туесок»

Цель: Упражнять детей в нанесении узоров хантыйского орнамента на плоскостное изображение способом «мозаика».

Познакомить с хантыйскими играми: "Оленьи упряжки" "Метание тынзяна на оррей" "Прыжки через нарты".

Март

Мой город

Экскурсия по городу «По улицам города Нижневартовска» на автобусе               

Цели:        Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении, правилах поведения в транспорте; воспитывать уважительное отношение к людям, городу, бережное  отношение к тому, что их окружает.

День рождения города : оформление выставки детских рисунков на тему «Любимый город», совместных поделок с родителями «Подарок городу».

Разучивание стихотворений о Нижневартовске.

Апрель

Природа края

 ИГРА – РАЗВЛЕЧЕНИЕ  «По звериной тропинке»

Цели: Повторить и обобщить представления детей о растительном и животном мире Севера. Формировать представление об условиях среды, к которой приспосабливались растения и животные.  Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов Севера, а так же память, связную речь, умение анализировать.  Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей

Занятие  "По экологической тропе" Итоговое

Цели: Учить детей узнавать по веткам деревья и сравнивать их. Помочь детям увидеть мир, как экологическую систему. Дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Повторить и обобщить представления детей о деревьях, таежных животных и птицах. Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера. Развивать познавательные способности, мышление, воображение, память,
внимание, умение ориентироваться на местности по план). Развивать
монологическую речь, отвечать распространенными предложениями.


Разучивание пословиц о природе :

-Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

-Кто природу губит, тот свой народ не любит.

-Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.


Дидактическая игра «В лесу, на лугу»

Наблюдение признаков наступления весны в природе;

Чтение рассказов : «Три весны», «Лесной хор» В. Бианки, заучивание закличек, потешек, загадок.

Май

Коренные жители

Занятие  «Секрет шишки»

Цель: Познакомить детей с образом жизни коренных народов севера через раскрытие значения растительного мира для людей и животных. Учить изображать узор «Шишка» способом примакивания. Развивать

познавательный интерес к природе родного края. Воспитывать бережное отношение к традициям народов Ханты и Манси.

Экскурсия в краеведческий музей.

Дидактическая игра «Три стихии»

Дидактическая игра «Составь картинку»

Прослушивание хантыйских мелодий.

Дидактическая игра «Укрась малицу»

Занятие - игра "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

"на тему: «Природа и мы".

Цель: Закрепить у детей знания о природе родного края; закрепить знание запрещающих знаков в природе; закрепить знание лекарственных растений; воспитывать у детей культуру поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае

Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного края

Данная статья о ознакомлении дошкольников с достопримечательностью родного края....

«Лэпбук как средство обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края».

В данном проекте рассматривается применение лэпбука как средства в дошкольных образовательных учреждениях. В качестве тем для их создания были определены промыслы родного края, так как формирование да...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...