Главные вкладки

    Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
    статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Куталова Ольга Викторовна

    Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kraevedenie.docx33.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    реферат

    Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

    Куталова О.В.

    План.

    Введение.

    1. Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.
    1. Понятие о краеведческой деятельности и определение культуры.

    1.2 Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

    II.  Практическая часть.

    1. Заключение.

    Список литературы.

    Введение

             Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.

    Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

    В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

    Актуальность темы «Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края» характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

    Цель работы: выявить совокупность педагогических условий, способствующих приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

    В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:

    1.Проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

    2.Определить степень влияния краеведческой деятельности, местного краеведческого материала на воспитание у дошкольников любви к родному краю.

    3.Рассмотреть педагогические технологии приобщения детей к истории и культурному наследию родного края.

    1. Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.

    1.1 Понятие о краеведческой деятельности и определение культуры.

    Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

    Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.

    Уральский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей через краеведческую деятельность приобщить детей  к его культуре.

    Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

    Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

    1.2 Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

     Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества. 

    При этом должны соблюдаться условия:

    1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.

    2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

    3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

    4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.

    1. Направления, формы, принципы, методы и приемы краеведческой деятельности.

    Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

    - Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.).

    - Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).

    - Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

    - Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).

    - Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)

    - Оздоровительный туризм (совершение не категорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода)

    - Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

    - Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

    - Семейное краеведение.

    Организационные формы краеведческой деятельности:

    -  краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;

    -  музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов;

    -  выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений,

     - встречи с известными людьми;

    - знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с  фольклором народов Урала, писателями и поэтами.

    - Составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.

    Основная идея краеведческой деятельности  заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

    В основу этой идеи легли следующие принципы:

    1. Принцип историзма.

    Он реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

    2. Принцип гуманизации.

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

    3. Принцип дифференциации.

    Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

    4. Принцип интегративности.

    Предполагает  сотрудничество с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

    5. Принцип наглядности.

    Заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно.

    Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

    Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую.

    Следует отметить различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

    К первой группе методов Е.С. Бабунова, кандидат педагогических наук, относит следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.

    Ко второй группе методов относятся приемы: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.

     К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта.

    Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

    1. Практическая часть.

    Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

    С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала рабочую программу «Мой родной город» .

    Основная идея деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Невьянска, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

    Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре Невьянска, прививать интерес к прошлому своего города, воспитывать патриотические чувства.

     Задачи:

    - развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине,

    - формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Невьянска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение и гордость за свой родной город.

    Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (6-7 лет), предусматривает 2 занятия в месяц, 16 занятий в год.

    Реализуя рабочую программу, следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, это наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.

    Планируемый результат

     - выпускник ДОУ имеет понятие о родословной семьи; семейных традициях; проявляет уважение к старшим членам семьи,

      - может рассказать о народных промыслах Невьянска,

              - имеет представление о символах города:  гербе и гимне,

            - может рассказать об истории названия города, его прошлом.

    Тематическое планирование к рабочей программе «Мой родной город»

    срок

    тема

    1

    сентябрь

    Знакомство с городом.

    2

    сентябрь

    История возникновения Невьянска.

    3

    октябрь

    Здания родного города

    4

    октябрь

    По улицам города.

    5

    ноябрь

    Транспорт на улицах города

    6

    ноябрь

    Животные родного края

    7

    декабрь

    Путешествие к достопримечательностям Невьянска.

    8

    декабрь

     Моя улица.

    9

    январь

    Архитектура прошлого и настоящего города.

    10

    февраль

    Памятные места города.

    11

    февраль

    Промышленность родного города.

    12

    март

    Достопримечательности Невьянска..

    13

    март

    Герб и гимн Невьянска.

    14

    апрель

    Природа родного края.

    15

    апрель

    Народные промыслы. Мастера своего дела.

    16

    май

    Экскурсия «Памяти героев Отечества посвящается»

    1. Заключение.

    Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.

    Старший дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.

    Список литературы

    1.Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991

    2.Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.

    3.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003

    4.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002

    5.Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн.2: Психология образования. М.: Владос. 2007

    Куталова Ольга Викторовна, МБДОУ Д/С №12 «Белочка» г.Невьянск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

    Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖ

    ПРОЕКТ «МИНИ МУЗЕЙ «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» в старшей группе с фотоотчетом. Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖБДОУ детский «сад ком...

    Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

    Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...

    КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ. ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ И КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

     Одной из основных задач воспитания дошкольников  является воспитание у них любви  к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родн...

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики

    Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...