статья. "Закаляйся, если хочешь быть здоров!" во второй младшей группе
проект (младшая группа) по теме

Мероприятия, проводимые в детском саду, для сохранения и поддержания здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ, ЗАКАЛЯЙСЯ!»

                                Во второй младшей группе №9

        Вид проекта: педагогический, игровой, долгосрочный. Участники: воспитатели, дети, родители. Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. Оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Поэтому все чаще дошкольные учреждения разнообразят формы и методы работы с учетом лечебно – профилактических, оздоровительно – развивающих мероприятий. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей, многие из видов закаливания применяются и в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий. Проблема: высокий уровень заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта: совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ. Необходимо соблюдать ряд правил:  Систематическое использование закаливающих процедур во все∙ времена года, без перерывов.  Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.∙  Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.∙  Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне∙ положительных эмоций. К традиционным видам закаливания детей относятся: -утренний прием на свежем воздухе, гимнастика -оздоровительная прогулка -воздушные ванны -воздушные ванны с упражнениями -сон с доступом свежего воздуха -умывание в течение дня прохладной водой -полоскание рта прохладной водой -хождение босиком до и после дневного сна -хождение босиком по «дорожке здоровья» -(массажные коврики) после дневного сна -солнечные ванны К нетрадиционным видам закаливания можно отнести: -хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю.Ф. Змановский) -контрастные водные ванночки для рук (В. Алямовская) -полоскание носоглотки прохладной водой с элементами психогимнастики (Ю.Ф, Змановский, В.Т. Кудрявцев) -игровой массаж (Интерпретация и адаптивный вариант методик специального закаливания детей А.Уманской и К.Динейки) КОНТРАСТНЫЕ ВОДНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ РУК Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом. Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут. ХОЖДЕНИЕ ПО МОКРЫМ СОЛЕВЫМ ДОРОЖКАМ После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами. Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 град каждые два дня снижается на 1 град до 20град. Состав раствора: вода 10 л, поваренная соль 400г. По мокрому одеялу с 30 секунд до 2 минут топчутся дети Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами. Воспитатель, медсестра, обязательный контроль. ЗАКАЛИВАНИЕ НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ НАПИТОК» Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах температурой 36—38 °С. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому всё подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова: Я хороший, добрый ребенок, Всем детям в группе я желаю здоровья, Пусть все будут добрыми и красивыми, Милыми и счастливыми, а…у…м…» Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — такие, какие подсказывает собственное воображение. Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я — здоров. Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8—10 °С с целью достижения закаливающегося эффекта. ИГРОВОЙ МАССАЖ Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста. Проводится 2—3 раза в день. «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент а) «Найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. 2. Основная часть Игровые упражнения с носиком. б) «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. в) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. г) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. д) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. е) «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу». ж) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание. 3. Заключительный этап з) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,

 И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,покажи.

 Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

 Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

 Вот так носик- баловник!

 Он шалить у нас привык.

 —Тише, тише, не спеши,

 Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней [5]. Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду. Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста. С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений