Формирование правильной осанки и профилактика ее повреждения.
методическая разработка на тему

Маруненко Евгения Александровна

Физические упражнения, как средство предупреждения нарушения осанки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirov_pravilnoyosanki.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ

Часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Все это признаки плохой осанки. Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. Только когда ребенок становится взрослее — замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка (приложения 1—2).

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

Возникновению дефектов осанки также способствуют;

—         несоответствующая росту мебель;

—         мягкая постель с высокой подушкой;

-—ношение тяжестей;

—          плоскостопие;

—          недостаточная освещенность в помещении;

—         безразличие (лень) к своей внешности.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологическое состояние окружающей среды, которое оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение, их физическое здоровье.

Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмотреть ребенка. В своей работе я делаю это следующим образом. Ставлю ребенка в хорошо освещенном помещении спиной к себе на возвышение так, чтобы его лопатки находились на уровне моих глаз (ребенок в трусах, но без майки). Разговариваю с ним, прошу рассказать стихотворение или задаю вопрос о его любимых игрушках или увлечениях для того, чтобы снять возникшее первоначальное напряжение и видеть естественную картину состояния позвоночника. Отмечаю спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развернуты или сведены; смотрю со спины: не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья.

Физические упражнения, как главное средство предупреждения нарушений

осанки в дошкольном возрасте

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения (приложения 3—5). Чтобы правильно их подобрать, инструктору по физической культуре нужно учитывать данные вышеописанных осмотров в индивидуальной работе с детьми. Надо обращать внимание на осанку не только на занятиях, но и в повседневных видах деятельности. Для этого следует использовать и словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.

Так, упражнения для малышей 2—3 лет носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них — вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» предлагается малышам: «Вырастем большими! Потяните руки вверх»; в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, делает перекаты в разные стороны. Дети старшего дошкольного возраста могут понять пользу упражнений, которые они выполняют: с их помощью они смогут стать здоровыми, красивыми, подтянутыми. Для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя настойчивость и усилия.

Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.

Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение (предлагаем дойти до определенного места, не уронив мешочка, снять его и вернуться так, как будто на голове все еще лежит мешочек).

К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно,

обращая внимание не на овладение той или иной высотой (длиной), а на мягкое приземление: «Кошка прыгая, приземляется на свои лапки спокойно и мягко. Давайте и мы спрыгнем (перепрыгнем), как кошечка — мягко и на носочки». Если у взрослых роль амортизатора выполняют не только ноги, но еще и естественные кривизны позвоночника, а у ребенка эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызванным прыжками.

При упражнении в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо; кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье может неблагоприятно влиять на осанку. «Сегодня вы должны постараться залезть на гимнастическую стенку, как смелый пожарник, и позвонить в колокольчик, подвешенный на ступеньке».

Упражнения в подлезании, пе-релезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако надо помнить, что после этих упражнений надо использовать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник: добежать до стоек, на которых подвешены ленточки, и, подпрыгнув, достать их.

При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса.

Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения в метании надо выполнять как правой, так и левой рукой.

Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и др. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота. Целесообразно применять ряд специальных упражнений корригирующего характера: «Велосипед», «Уголок», «Лягушонок», «Рыбка», «Кошечка», «Лодочка» и др. Их рекомендуется включать в физкультурные занятия (при проведении вводной и основной части), использовать в спортивных играх (приложение 3), утреннюю гимнастику (приложение 4).

Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:

—                 изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);

—                   упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения — отведение рук, ног в стороны, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове;

—                     ношение различных предметов на голове. К этим упражнениям относятся: ходьба на носках, по бревну, на коленях, приседания, лазание по гимнастической стенке (не уронив при этом положенный на голову предмет);

—                 координация движений, умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании. Например, стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.

Не каждый ребенок имеет возможность поплавать в бассейне, а гимнастический мяч, моделирующий неустойчивость водной среды, всегда под рукой (приложение 5).

Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, используются в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и механизм равновесия. Большие гимнастические мячи (диаметром от 45 до 55 см) появились не так давно, но уже успели заинтересовать и стать любимой игрушкой детей.

Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования чувства равновесия, ритма движений.

Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная позиция «сидя» мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании правильной осанки.

В период формирования правильной осанки у большинства детей в возрасте 5—7 лет наблюдалось отставание в физическом развитии,а именно слабость мышечного корсета. Это состояние ребенка, когда у него еще не развиты мышцы живота, слабые мышцы спины, ног, еще не сформированы свод стопы и изгибы позвоночника, что может серьезно повлиять на дальнейшее его развитие, как физическое, так и психическое.

С учетом возраста детей было принято решение о применении развивающей методики, дающей хороший эмоциональный заряд. Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно. Работа на мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.

Так же большие гимнастические мячи неоценимы при проведении эстафет, подвижных игр. Например, допрыгать, держась за «рожки» мяча, до определенного места и вернуться обратно; усложненный вариант игры «Ловишка» (на мячах).

Основные исходные положения работы на мяче:

—         сидя на мяче, ноги на полу, согнуты на коленях;

—         стоя на полу на коленях, руки на мяче;

—       лежа на животе на мяче;

—       лежа спиной на мяче;

—        лежа на мяче на боку, опираясь об пол руками.

Приложение 1 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

♦                 У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

♦               Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

♦               Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.

♦              Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.

♦                Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

♦               Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.


Приложение 2 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Когда Ваш ребенок слушает рассказ, сказку, какая поза для него привычна:

—                   сидя;

—                  лежа;

—                    свернувшись калачиком;

—                   положение головы _

—                  спина прямая;

—                  спина сгорбленная;

—                другая поза _____

2.                  Отметьте позу Вашего ребенка во время еды:____

3.                   Отметьте позу Вашего ребенка во время рисования:

4.                   Отметьте позу Вашего ребенка во время ходьбы:__

5.                   Назовите привычное положение головы и плеч во время свободной деятельности ребенка:______________________________

6.                      Сколько времени приблизительно ребенок тратит на бег и прыж-

ки г1

7.                  Любит ли Ваш ребенок двигаться энергично?______________

8.                  Как Ваш ребенок выполняет бег: легкими или топающими шагами?

9.                   Что побуждает ребенка к бегу и прыжкам?_______________

10.                  Как Ваш ребенок приземляется: жестко или мягко?__________

11.                   Исправляется ли он после сделанного замечания?__________


Приложение 3

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Название игры, упражнения

Основные задачи

Дозировка

1

2

3

Приседания у стены

Научить детей на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, приседать и вставать, сохраняя правильную осанку

6 ПОДХОДОВ ПО

3—4 раза

«Держи плечи прямо»

Научить детей правильно держать плечи и грудь при естественной стойке, выполнять упражнения с гимнастическими палками. Закреплять навыки ползания по скамейке

4—5 раз с интервалом 30—50 с

«Подтяни живот»

Научить детей подтягивать живот. Развивать мышцы живота и спины

4—5 раз с интервалом 30—40 с

«Выпрями ноги»

Научить правильной постановке стоп. Развивать мышцы ног. Учить выполнять разнообразные прыжки и подскоки

6 ПОДХОДОВ ПО

5—6 раз

«Аист»

«Не урони мешочек»

«Пастух и овцы»

Научить стоять на одной ноге на шаблоне с отпечатками стоп, сохраняя правильную осанку. Упражнять мышцы плеч, груди, живота

Научить переносить на голове мешочек с песком, выполнять повороты

Научить выполнять упражнения с палкой за спиной, за головой

3—4 раза по Юс

6—8 раз по 1,5-2 мин

4—5 раз по 2— 3 мин с интервалом 30—40 с


Приложение 4

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.                      И.п. — основная стойка. Поднять руки вверх ладонями внутрь («достать до потолка»), посмотреть на кончики пальцев, вернутся в и.п. (2—3 раза).

2.                       «Дровосек». И.п. — руки подняты вверх, пальцы сплетены, ноги врозь — вдох. Выполнять мах руками с наклоном вперед, руки провести между ногами — выдох (3 раза).

3.                   И.п. — основная стойка. Отвести руки назад — вдох, вернуться в и.п. — выдох (3 раза).

4.                       «Кошка». И.п. — стоя на четвереньках. Сделать круглую спину («кошка сердится»), вернуться в и.п. Дыхание произвольное (4 — 6 раз).

5.                 «Пружина». И.п. — ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки подняты вверх. Присесть, вытянув руки вперед (пятки от пола не отрывать). Встать, поднять руки вверх (4—6 раз).

6.                       И.п. — стоя, руки вытянуты вперед скрестно. Развести руки в стороны — вдох, вернуться в и.п. — выдох (2 раза).

7.                   И.п. — основная стойка, руки на поясе. Прыжками развести ноги в стороны, затем прыжком соединить их. Дыхание произвольное (15—

20 раз).

8.                    Ходьба по залу (30—60 с), дыхание произвольное. Затем остановиться и 2 раза сделать глубокие вдох и выдох.


Приложение 5

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЯЧА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА У ДЕТЕЙ        5—6 ЛЕТ

Упражнение № 1

Упражнение № 6

И.п. — основная стойка, мяч на полу перед ребенком;

И.п. — сидя на мяче, ноги на полу вместе, руками придерживать мяч;

1—4 — присесть, взять мяч руками.

1—2 — легко подпрыгивая на мяче (не

вращая его пальцами от себя, поднять

теряя с ним контакта), поднять правую

его над головой — потянуться вверх;

руку вверх через сторону;

5—8 — вращая мяч и приседая, опус-

3—4 — опуская правую, поднять вверх

тить его на пол. Дозировка — 2 раза

левую. Дозировка — 4 раза

Упражнение 2

Упражнение № 7

И.п. — стоя, упор согнувшись, ладони

И.п. — то же, что в предыдущем уп-

на мяче, руки прямые;

ражнении;

1—8 — упругие толчки руками в мяч,

1—8 — подпрыгивая на мяче, хлопок

слегка пружиня спиной

руками над головой, затем руки вниз

через стороны, хлопок ладошками по

мячу. Дозировка — повторить 2 раза

Упражнение 3

Упражнение 8

И.п. — стоя, наклон вперед, касаясь

И.п. — сидя на мяче, ноги врозь, руки

мяча ладонями;

на коленях;

1—2 — прокатить мяч вперед, не сги-

1—2 — пружиня на мяче, наклон

бая рук в локтях, колени прямые, по-

вправо, левая рука через сторону

тянуться (с места не сходить);

вверх, потянуться, правая на колене.

3—4 — прокатить мяч в и.п. Дозиров-

То же в другую сторону. Дозировка —

ка — 4 раза

2 раза в каждую сторону

Упражнение 4

Упражнение 9

И.п. — то же, что в предыдущем уп-

И.п. — сидя на мяче, ноги вместе;

ражнении;

1—2 — перекат на мяче влево, руки у

1—2 — прокатить мяч вправо двумя

правого бедра, то же в другую сторону,

руками;

ноги переступают в другую сторону,

3—4 — вернуться в и.п.;

противоположную движению мяча

5—6 — то же, что на счет 1—2, влево;

7—8 — вернуться в и.п.

Дозировка — 2 раза в каждую сторону

Упражнение № 5

Упражнение 10

И.и. — то же, что в предыдущем упражнении;

1—4 — наклоняясь туловищем по ходу движения мяча, катить мяч двумя руками вокруг себя;

5—-8 — то же в другую сторону.

И.п. — сидя на мяче, руки внизу;

1—2 — перекат из положения сидя на мяче в положение лежа на спине. Переступая стопами вперед, постепенно перекатиться на мяче с ягодиц на поясницу и опуститься до лопаток.

Дозировка — 2 раза в каждую сторону

Дозировка — 4 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия"

Доклад на педагогическом совете на тему "Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия"...

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений средствами музыки»

В современных ДОУ педагогам и родителям просто необходимо следить за осанкой детей, способствовать ее коррекции. Это возможно делать в домашних условиях, на занятиях, в том числе – музыкальных: — учит...

"Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело.  Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.         ...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...