ОБЖ
консультация (средняя группа) на тему

Зарубина Светлана Вячеславовна

Безопасность наших детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx43.06 КБ
Файл pravila_dorozhnogo_dvizhenia.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ                                                                                                                              

Если вы обеспокоены тем, как вырастить своего ребенка в безопасности в этом все более опасном мире, необходимо придерживаться некоторых правил.
  Прежде всего, необходимо обучить ребенка правилам личной безопасности, незнание данных правил вызывает массу проблем.  Назовем некоторые из проблем, которые могут возникнуть из-за незнания элементарных правил безопасности:
1. Ребенка нельзя оставить одного дома. Как правило, он начинает плакать, утверждать, что он боится, что никуда не отпустит маму или папу. Если же его удается уговорить остаться, он, будучи не подготовленным к возможным угрозам, может открыть дверь опасному человеку, поддавшись на уговоры или угрозы. При этом подвергаются прямой опасности не только материальные ценности, но, в первую очередь, здоровье и жизнь ребенка.
2. Вы не решаетесь отпустить ребенка гулять, даже с товарищами. Его могут обманом или угрозами увести незнакомцы или люди, знакомые ребенку, с которыми Вы его никуда не отпустили бы. Старшие ребята также могут обидеть ребенка или спровоцировать на неблаговидные или рискованные поступки. Во избежание беды необходимо, чтобы ребенок был готов к опасным, непредвиденным ситуациям, умел ориентироваться и защищаться.
3. Каковы бы ни были меры предосторожности, случаются минуты (секунды), в которые ребенок остается один. Например, выбежал из подъезда, пока Вы спускаетесь по лестнице; убежал в торговом центре в отдел игрушек, пока Вы смотрели обувь или одежду; отошел на 5 метров, пока Вы разговаривали со старой подругой.

  Как поведет себя ребенок, если в эти секунды незнакомый мужчина схватит его за руку и, прошептав: «Тихо, а то хуже будет!», потащит за собой? Если Ваша двоюродная сестра, с которой вы давно враждуете, откроет дверцу внезапно остановившегося автомобиля и попытается затащить ребенка в салон? Если благодушный старичок в костюме деда Мороза купит ему плюшевую собачку в магазине игрушек и поведет «знакомиться со своей внучкой». Сможет ли он действовать уверенно и изобретательно, если на принятие решения и действие у него будет 4-5 секунд?

Существует решение проблемы по устранению отсутствия у ребенка твердых знаний и устойчивых навыков обеспечения собственной безопасности.
При этом важно понимать, что чудес не бывает, и ребенок не сможет мгновенно преобразиться.  Тем не менее, многие родители и воспитатели пытаются решить эту проблему, устраивая своим детям «обучающие часы». Они сажают перед собой ребенка и грозно читают ему нотации, требуя не разговаривать с незнакомцами, не садиться в чужие машины, не уходить со двора и т.д.  Прочитав такую часовую лекцию, родители (воспитатели) порой считают, что дело сделано и ребенок подготовлен. Разве это так?
Да, ребенок может зазубрить, чего он «не должен делать», что с ним случится в случае ошибки, но разве он знает, что он должен делать в таких ситуациях? Он будет помнить только внушенные ему страхи, но у него не будет в голове инструкции к действию.  Разовые мероприятия, проводимые в детских садах, несомненно, имеют некоторый положительный эффект, но проблемы полностью не решают. Более того, создается ощущение, что дети обучены и защищены. Это опасное заблуждение.  Отрывочные теоретические знания, не переведенные в отработанные навыки, не защитят ребенка от опасной ситуации, хотя внушают родителям иллюзию защищенности. Рассмотренный способ решения проблемы в виде разовых лекций или бесед нельзя считать удовлетворительными.
Необходимо систематическое обучение. Что же нужно делать? Предлагаем стратегию решения – курс «10 шагов к безопасности Вашего ребенка», позволяющий заложить основы системы личной безопасности ребенка.
1. Познакомить ребенка с понятиями «незнакомый человек» и «знакомый человек», научить уверенно отличать одну категорию людей от других. Обосновать необходимость тесного контакта ребенка с опекающими его взрослыми, научить ребенка точно рассказывать о том, что с ним произошло, и не хранить в тайне факты общения с различными людьми, как незнакомыми, так и знакомыми. Родители часто дают ребенку инструкции такого типа: «Не разговаривай с незнакомым человеком!» Если уж так говорить, то не с «незнакомым человеком», а с «незнакомыми людьми», чтобы ребенок не ассоциировал понятие «незнакомый человек» только с лицами мужского пола. «Не разговаривай» - тоже не совсем точная фраза. Как мы увидим далее в Шагах 6 и 7, ребенок должен уметь попросить помощи именно у незнакомых людей (полицейских, охранников, военных и т.д.).
2. Определить варианты поведения ребенка с каждой из вышеназванных категорий, при этом, не запугивая ребенка, но давая ему четкие рекомендации.
Как реагировать ребенку в том случае, если с ним заговорят на улице незнакомые люди? А если заговорит папин знакомый, которого ребенок иногда видел вместе с папой?

3. Что должен знать и уметь ребенок, остающийся один дома?
Как ему правильно реагировать на стук в дверь? Кому можно, а кому нельзя открывать дверь? Что делать, если дверь начинают ломать? А если в доме пожар?
4. Как ребенку правильно разговаривать по телефону, чтобы не выдать важной информации? Ребенок должен вести разговор так, чтобы собеседник не узнал ничего важного, никаких семейных тайн. Телефон не должен стать отмычкой для потенциальных преступников, поскольку в случае проникновения их в дом угрозе подвергаются как материальные ценности, так и жизнь и здоровье ребенка.

5. Как ребенку безопасно преодолеть путь от подъездной двери через подъезд, лифт и до двери квартиры? Подъезд является опаснейшим местом даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Необходимо уделить отработке этого вопроса особое внимание.

6. Как безопасно организовывать прогулки ребенка во дворе его собственного дома (и в других дворах)? Как ребенку уверенно и безопасно передвигаться по городу? Какие места являются для него небезопасными, а в каких, напротив, он может попросить о помощи?

7. Какую подготовку должен иметь ребенок, чтобы не потеряться в толпе (в цирке, магазине, торговом центре, в кинотеатре, на улице), а, потерявшись, как можно быстрее отыскать своих родителей или других опекающих его взрослых?
8.Основы самообороны ребенка: «Закричал, вырвался, убежал, рассказал!»
9. Каковы правила безопасного общения ребенка с кошками и собаками? Как не допустить нападения собаки и что делать, если нападение вот-вот состоится?
10. Что такое виктимное поведение ребенка? Какие навыки необходимо в нем развить, чтобы свести виктимность поведения и поступков к минимуму?
Виктомология происходит от соединения 2-х латинских слов «victima» (жертва) и «logos» (учение, знание), т.е. это учение о жертве преступления.
Эта наука изучает потерпевших от преступлений, несчастных случаев, бедствий.
Несовершеннолетним присущи психологические особенности, свойственные детскому и подростковому возрасту. Эти особенности: внушаемость, доверчивость, жажда приключений, любопытство, дезориентированность в конфликтной ситуации.  Велика возможность стать жертвой преступлений у малолетних детей, так как они беспомощны перед авторитетом взрослого человека и не имеют возможности противодействовать преступнику и самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.
Таким образом, виктимное поведение – это поведение жертвы (предполагаемой жертвы) преступления. А профилактика виктимного поведения – это способы воздействия на личность, в целях обеспечить ее защиту от преступного посягательства.

 Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.

 Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровой ситуации, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

 Нужно научить детей правильно падать во избежание тяжелых травм.

 Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

 Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

 Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

 Тренинги (игровые) с телефоном  дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

 Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

 Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – необходимая составляющая работы по воспитанию безопасного поведения в семье.

Целесообразно обогащение предметно-игровой среды дома объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности дошкольников.

 «Что если… ?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

 Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских)

 Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше. 

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

 * Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

 * Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.

 * Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

 * В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить.

                                                   https://img5.lalafo.com/i/posters/api/4d/c9/1f779e95ecc38a4cffec9f84226e.jpeg



Предварительный просмотр:

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. 

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям! 

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. 

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка. 

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов. 

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 3 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек. 

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования: 

• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша. 

• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом. 

• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах. 

• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор. 

• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите. 

• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге. 

• Переходите улицу строго под прямым углом. 

• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода. 

• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку. 

• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал. 

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге. 

• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин. 

• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД. 

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте: 

• Играй только в стороне от дороги. 

• Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара. 

• Переходи улицу только шагом, не беги. 

• Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу. 

• Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо. 

• Не пересекай путь приближающемуся транспорту 

• Трамваи всегда обходи спереди. 

• Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит. 

• Не высовывайся из окна движущегося транспорта. 

• Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги. 

• Не выезжай на велосипеде на проезжую часть. 

• Если ты потерялся на улице - не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь. 


«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

 

- Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

Игры на проезжей части и возле нее.

- Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

- Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.

- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.

- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

- Незнание правил перехода перекрестка.

- Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

- Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

- Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.


Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду. 

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

                                https://naukarysowania.com/resources/Transport/hipisowski-Beetle/jak-narysowac-hipisowski-beetle13.jpg