Главные вкладки

    комплексы самомассажа для дошкольников
    картотека на тему

    Коренева Елена Павловна

    Данный материал может быть использован как приподготовке конспектов образовательной деятельности так и в режимных моментах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon komapleksy_samomassazha_starshiy_vozrast.doc44.5 КБ
    Microsoft Office document icon kompleksy_samomassazha.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексы самомассажа старший возраст

    «Капуста» (массаж спины)

    Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.)

    Мы морковку трём, трём. (Трущие движения костяшками пальцев.)

    Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.)

    Мы капусту жмём, жмём.  (Прожимание мышц пальцами.)

    Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)

    «Сбор урожая»

    (укрепление мышц стопы)

    Помидоры дружно рвали

    И по вёдрам рассыпали. (Сидя на стуле, между стопами зажат мяч, сгибание и разгибание ног в коленях.)

    Лук собрали и горох –

    Урожай у нас не плох! (Пальцами ног захватить мелкий предмет, приподнять его и удерживать 5 – 10 сек.)

    «Огуречик» (авт. текст)

    (формирование правильной осанки)

    Подняться со стула или встать у стены.

    Огуречик, огуречик – интересный человечек.

    (Напряжение и расслабление мышц спины через вхождение в образ огуречика.)

    Плечи расправляет, головку поднимает. (Стоять ровно, лопатки сблизить, голову гордо поднять.)

    И стоит, как часовой, возле грядки полевой. (Спина прямая, плечи отвести назад.)

    «Сбор фруктов»

    (формирование правильной осанки)

    Мы фрукты собирали: абрикосы, вишни рвали. (Стоя, потянуть одну руку вверх, словно срываешь с дерева плод, подняться на носочки, спина прямая.)

    И корзинки наполняли. (Опустить руки вниз.)

    Повторить другой рукой.

    «Слива»

    (самомассаж ладоней)

    Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.)

    Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.)

    Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.)

    И ладошками катаю. (Катать между ладонями.)                    

    «Козлик»

    (массаж биологически активных зон кожи)

    Я – козлик. Ме-е! Ме-е! Ме-е! (Поглаживают шею ладошками от подбородка сверху вниз.)

    Что у тебя на уме? (Четырьмя пальцами массируют лоб от середины к вискам.)

    Капустка в огороде, (Указательными пальцами растирают крылья носа.)

    Да не полезешь при народе! (Ладонями растирают уши.)

    «Кролики»

    (лёгкое поглаживание

    тыльной поверхности кисти)

    Во дворе у Толика маленькие кролики.

    Беленькие кролики, целых восемь штук (Массируемая правая рука «изображает» кролика, а массирующая левая гладит ласковыми, аккуратными движениями.)

    По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

    И едят морковку кролики из рук. (Меняем местами массируемую и массирующую руки.)

    «Ёжик»

    (самомассаж носа)

    Пыхтя, тащил домой грибок

    Проворный маленький зверёк.

    Ни головы, ни ножек, -

    Конечно, это ёжик. (Указательными пальцами растирать крылья носа и массировать ноздри сверху вниз и снизу вверх.)

    «Мышка»

    (массаж кистей рук)

    Маленькая мышка в норке

    Тихо грызла хлеба корку.  (Дети скребут ногтями по коленям.)

    «Хрум, хрум!» -  что за шум? (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.)

    Это мышка в норке хлебные ест корки. (Растирают ладони друг о друга.)

    «Лечим медвежонка» (авт. текст)

    (массаж шеи и грудной области)

    Медвежонок наш простужен,

    Мёд ему сегодня нужен.

    Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)

    А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

    «Бурундук»

    (самомассаж лица)

    Щёчка, щёчка – два мешочка. (Массируют щёки)

    Три-четыре корешочка. (Проводят пальцами от середины лба до подбородка.) Лапкой в щёчку –

    Стук, стук: - На здоровье, Бурундук! (Стучат кулачками по щекам.)

    «Жаворонки»

    (массаж биологически активных зон кожи)

    Жаворонушек на проталине распевает, (Проводят большими пальцами по шее от подбородка вниз.)

    Он зовёт весну красную, вызывает. (Кулачками энергично проводят по крыльям носа.)

    Не летать снегам в чистом поле, растопились,

    (Массируют лобную зону – от середины лба к вискам.)

    Буйной реченькой в сине море укатились. (Сделав из указательного и среднего пальцев «вилочку», энергично растирают ушную зону.)

    «Дятел»

    (массаж спины)

    Дятел жил в дупле пустом,

    Дуб долбил, как долотом.  (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями  по спине.)

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

    Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)

    Клювом, клювом он стучит,

    Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)

    Дятел в дуб всё тук да тук…

    Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)

    Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.) 

    «Воробей»

    (массаж лица)

    Сел на ветку воробей и качается на ней  (Двумя ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)

    Раз-два-три-четыре-пять – не охота улетать. (Массировать височные впадины указательными пальцами обеих рук, совершая вращательные движения.)

    «Муха»

    (игровой закаливающий самомассаж ушей, повышение защитных свойств организма).

    Муха-горюха села на ухо. (Загнуть вперёд всеми пальцами ушные раковины, прижать и отпустить.)

    Сидела, сидела, никуда не летела. (Кончиками большого и указательного пальцев тянуть вниз обе мочки ушей.)

    Жужжала, жужжала, ухо чесала. (Большим и указательным пальцами захватить козелок, сдавить, повернуть его во все стороны.)

    Песню пела: «За- за- за», и по уху ползла. (Всеми пальцами массировать ушные раковины.)

    Посидела, посидела, дальше полетела: (Массировать противозавиток – хрящевой выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода.)

    «Н –н –н…» (Прижать ладони к ушам.)

    «Лягушата»

    (самомассаж тела)

    Лягушата: «Ква! Ква!»

    Стучим по грудке «раз» -  «два».

    И немного по бокам – хлоп-хлоп тут и там. Лапки-ладошки хлопают по ножкам. Погладили ладошки и ручки, и ножки…

    «Грибы»

    (самомассаж пальцев рук)

    Топ-топ -  пять шагов, в туесочке пять грибов.  (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их)

    Мухомор красный – гриб опасный,

    А второй – лисичка, рыжая косичка.

    Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

    А четвёртый гриб – сморчок,

    Бородатый старичок.

    Пятый гриб – белый, ешь его смело! (На каждое название гриба надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его, а большой палец выставляют вверх. Повторяют с пальцами другой руки.)

    «Лепестки» (авт. текст)

    (профилактика плоскостопия)

    Дети идут по «дорожке здоровья», состоящей из разных по качеству поверхности «лепестков».

    Вот цветочки, посмотри, потеряли лепестки.

    Мы по ним пойдём, наши ножки разомнём.

    Этот гладкий лепесток,

    Есть колючий хвощ-цветок.

    Колокольчик – синий цвет

    С язычком, а звону нет.

    Есть шершавый лепесток,

    Ландыш – беленький звонок. 

    «Дождик»

    (массаж спины)

    Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).

    Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

    По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом!  (Постукивают пальчиками.)

    Дома, дома посидите – бом! бом! бом!(Легко постукивают кулачками.)

    Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)

    Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи  впереди стоящего ребёнка.)

    А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.) 

    «Неболейка»

    (самомассаж биологически активных зон кожи)

    Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

    Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

    Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)

    «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

     Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.)

    «Стена осанки»

    (формирование правильной осанки)

    Подравнялись.  Посмотрели  

    Через левое плечо,   через правое ещё.

    Ровненько стоим, за осанкою следим: (Выполняют у стены осанки.)

    Затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки. (Проверяют, чтобы все названные части тела касались стены – тогда осанка будет красивой.)

    «Повар»

    (самомассаж пальцев рук)

    Повар каши наварил, кашу всем положил. (Растирают ладони круговыми движениями.)

    Кошке – в чашку, жучке – в плошку,

    А коту – в большую ложку.

    В миску курице, цыплятам

    И в корытце поросятам. (Надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его)

    «Паровоз»

    (массаж спины)

    Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, (Похлопывание по спине ладонями.)

    Стоять на месте не хочу! (Поколачивание кулачками.)

    Колёсами стучу, стучу (Постукивание пальцами)

    Садись скорее, прокачу!(поглаживание ладонями)

    Чу, чу, чу! (Лёгкое поглаживание ладонями.)



    Предварительный просмотр:

    Комплексы самомассажа

    (младший возраст)

    №1 «Капуста»

    (самомассаж ладоней)

    Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные удары ребром правой руки по ладони.)

    Мы капусту рубим, рубим! (То же левой рукой.)

    Мы морковку трём, трём! (Трущие движения ладони о ладонь.)

    Мы капусту солим, солим! (Перебирание  пальчиками.)

    Мы капусту жмём, жмём!  (Сгибание и разгибание пальцев рук.)

    Сок капустный пьём, пьём! (Поглаживающие движения пальцами одной руки ладони другой и наоборот.)

    «Арбуз»

    (самомассаж головы и  лица)

    Вот какой у нас арбуз:

    Замечательный на вкус. (Пальцами рук проводить от середины верхней части головы  до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)

    Даже нос и щёки

    Все в арбузном соке. (Массировать пальцами рук крылья носа, а затем щёки лица.)

    «Свинки»

    (массаж спины)

    Как на пишущей машинке

    Две хорошенькие свинки (Дети поворачиваются друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка.)

    Всё постукивают, всё похрюкивают: (Поколачивают кулачками.)

    Туки – туки – туки – тук! (Постукивают пальчиками.)

    Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (Поглаживают ладонями.)

    На повторение – поворот на 180 градусов.

    «Кошечка-царапка» (авт. текст)

    (чередование напряжения и расслабления

     мышц рук)

    Кошечка довольная –

    Мягкие лапки: «Мяу!» (Стоять, держа согнутые руки перед грудью, и показывать мягкие лапки, распустив «коготки». Мышцы рук расслаблены.)

    Кошечка сердитая –

    Острые царапки: «Ш-ш-ш!» (Изображать «коготки» полусогнутыми напряжёнными пальцами.)

    «Кролики»

    (самомассаж ладоней и пальцев рук)

    Мы на ферме побывали,

    Белых кроликов видали. (Массирующей левой рукой гладить ласковыми, аккуратными движениями ладонь правой руки.)

    Шустренькие кролики в проволочном домике (Пальцами левой руки надавливать на каждый палец правой руки и загибать его.)

    Лапками стучали, (Каждым пальцем левой руки стучать по одноимённому пальцу правой руки.)

    Весело пищали. (Растирать ладони друг о друга.) 

    «Барашек»

    (массаж биологически активных зон )

    Ты скажи, барашек наш, (Приложить ко лбу ладони ребром и растирать его от середины к краям.)

    Сколько шерсти ты нам дашь? (Указательными пальцами энергично массировать крылья носа.)

    Не стриги меня пока – (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ими ушную зону.)

    Дам я шерсти три мешка. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

    «Гладь мои ладошки, ёж»

    (массаж ладоней)

    Гладь мои ладошки, ёж!

    Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.)

    Я хочу тебя погладить,

    Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)

    «Сидит белка на тележке»

    (массаж кистей рук)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт она орешки  (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

     Лисичке-сестричке, \воробью, синичке,

    Мишке толстопятому, заиньке усатому. (Загибать по одному пальчику, начиная с большого, на одной руке, а затем на другой.)

    «Лечим медвежонка» (авт. текст)

    (массаж шеи и грудной области)

    Медвежонок наш простужен,

    Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.)

    А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

    «Мне дала синичка хрупкое яичко»

    (самомассаж ладоней)

    Птичка веток набрала, крепко гнёздышко свила,  (Свести ладони в форме гнезда.)

    И снесла яичко умница-синичка. (Взрослый кладёт в «гнездо» грецкий орех - «яйцо».)

    Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

    Очень хрупкое оно – так у птиц заведено. (Катать «яйцо» между ладонями – одна сверху, другая снизу.)

    «Скворчата»

    (самомассаж пальцев рук)

    Из скворечника торчат

    Клювы маленьких скворчат. (С силой сжимать пальцы в кулаки и разжимать их.)

    Клювик раз, клювик два, лапки, лапки, голова! (Соединять поочерёдно, надавливая  друг на друга, начиная с мизинца, одноимённые пальцы обеих рук.)

    «Дарики-комарики»

    (массаж биологически активных зон кожи)

    Дарики, дарики, вились комарики! (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

    Вились, вились, в носик вцепились! (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

    Вились, вились, в лобик вцепились! (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)

    Вились, вились, в ушки вцепились! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

    Давайте их прогоним: «Кыш-кыш-кыш!» (Потирать ладошки друг о друга.)

    «Оса» (авт. текст)

    (самомассаж рук)

    Са-са-са – прилетела к нам оса, (Потирать ладони друг о друга.)

    Оса прилетела, на руку села. (Пунктировать указательным пальцем одной руки запястье другой.)

    Пела песню: «З-з-з-за…», по руке ползла. (Надавливать этим же пальцем на руку от кисти до плеча, имитируя ползущую осу.)

    На другую села, укусить хотела -  (То же на другой руке.)

     «Бз-з-з…» - улетела!.. (Взмахнуть пальцами рук.)

    «Черепаха»

    (самомасаж рук и ног, снятие эмоционального напряжения)

    Шла купаться черепаха

    И кусала всех от страха.

    Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь. (Поочерёдно пощипывать руки от кисти к плечу. При повторении массировать ноги от щиколоток вверх.)

    «Ветер и листья»

    (самомассаж пальцев рук)

    Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)

    Будем листья собирать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

    Листья берёзы,

    Листья рябины,

    Листики тополя,

    Листья осины,

    Листики дуба мы соберём, (Вновь загибать пальцы, начиная с мизинцев, на каждую строчку текста.)

    Маме осенний букет отнесём. (Потирать ладони друг о друга и по окончании текста выставить вперёд ладони, пальцы развести.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации и комплексы самомассажа для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики.

    Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи...

    Комплексы самомассажа для детей

    Предлагаемый сборник комплекса самомассажа  в игровой форме  на разнве группы мышц могут использовать в работе педагоги и родители...

    Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста

    Игровые комплексы для дошкольников...

    Комплекс самомассажа в детском саду

    Данная методическая разработка интересна для проведения консультаций с воспитателямиhttps://vk.com/vospitalki...

    Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

    Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...