шахматы -17 " Символы".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Джебраилова Севиль Ага кызы

Шахматы – 17.

                                                               «Символы».

Цель: обучение шахматным символом, закрепить знание детей о пешке, развитие внимания и логического мышления.

 Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, карточки с записью символами и шахматной партии для каждого ребенка, «Волшебный мешочек».

                                                    Методика проведения. 

           Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди пару» - в этой игре вы будете находить свою пару с помощи карточки по заданным группам ( по записью шахматной партии).  Воспитатель раздает детям карточки, дети под музыку ищут свою пару, и импровизируют  выполнение заданных движений под музыкой.  Пары, который нашли друг – друга быстрее всех, объявляются  победителями. Воспитатель напоминает детям о шахматной записи или нотации и объясняет, что в дальнейшем предстоит их познакомить не с отдельными ходами, а с целыми партиями, которые записываются алгебраической  шахматной нотацией. В нотации так же пользуются специальные шахматные обозначения – символов, давайте с ними познакомимся:

– (знак тире) – обозначает, что сделан любой ход;

: ( знак двоеточие) - обозначает, что побита пешка или фигуры;

+ (знак плюс) - обозначает, что королю сделан шах;

Х ( знак умножения)  - обозначает, что королю мат ( конец  игры);

? ( один вопросительный знак) – плохой ход;

?? ( два вопросительных знака) – грубая ошибка;

   ! (один восклицательный знак) – хороший ход;  

  !! ( два восклицательных знака) – отличный ход; 

  0 – 0 ( два нуля через черточку) – короткая рокировка;  

  0-0-0 (три нуля через две черточки ) – длинная рокировка.

 

           Проводиться с детьми  игра «Волшебный мешочек»: в игре дети  угадывают  на ощупь фигуру, называют ее, а потом, достают, их из мешка и ставят, их на шахматную доску называя поля.

          Дети начинают  игру в шахматы. Игра проводится по группам. Условия игры довольно просты: выигрывает тот, кто правильно будет пользоваться символами и побьет больше пешек противника. Дети ставят пешки на исходную позицию, называя  вслух поля, на которые они ставятся. Воспитатель, наблюдая за игрой детей, напоминает детям, как пешка бьет пешку противника: наискосок влево или вправо по диагонали, но не в правую или левую сторону по горизонтали. Взятие пешки следует разъяснить детям более популярно: пешка идет прямо, бьет вкось, ставится именно на то поле, где стояла сбитая неприятельская пешка, а не перепрыгивает через это поле, как в шашках. Дотронувшись до пешки противника, игрок обязан ее взять, даже если это ему невыгодно. Воспитатель напоминает детям, что маленький  пехотинец – это самая главная ударная и многочисленная рать королевского войска и служит до игры единице измерения силы всех фигур, кроме короля. Он бесценен, так как его не уничтожают, без него игра прекращается, он остается на доске до конца сражения.

Физкультминутка: 

      Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку.

       И. п.: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.

      И. п.: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.

       Приседания с пешкой на ладони.   Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.

 

Проводиться с детьми  словесная игра: «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)  

 

В конце занятие воспитатель благодарит детей за игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы – 17.

                                  «Символы».

Цель: обучение шахматным символом, закрепить знание детей о пешке, развитие внимания и логического мышления.                                                                                                Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, карточки с записью символами и шахматной партии для каждого ребенка, «Волшебный мешочек».

                                          Методика проведения.  

           Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди пару» - в этой игре вы будете находить свою пару с помощи карточки по заданным группам ( по записью шахматной партии).  Воспитатель раздает детям карточки, дети под музыку ищут свою пару, и импровизируют  выполнение заданных движений под музыкой.  Пары, который нашли друг – друга быстрее всех, объявляются  победителями. Воспитатель напоминает детям о шахматной записи или нотации и объясняет, что в дальнейшем предстоит их познакомить не с отдельными ходами, а с целыми партиями, которые записываются алгебраической  шахматной нотацией. В нотации так же пользуются специальные шахматные обозначения – символов, давайте с ними познакомимся:

– (знак тире) – обозначает, что сделан любой ход;

: ( знак двоеточие) - обозначает, что побита пешка или фигуры;

+ (знак плюс) - обозначает, что королю сделан шах;

Х ( знак умножения)  - обозначает, что королю мат ( конец  игры);

? ( один вопросительный знак) – плохой ход;

?? ( два вопросительных знака) – грубая ошибка;

                                                                                                                                                                               ! (один восклицательный знак) – хороший ход;  

                                                                                                                                                                               !! ( два восклицательных знака) – отличный ход;  

                                                                                                                                                                   0 – 0 ( два нуля через черточку) – короткая рокировка;  

                                                                                                                                                                    0-0-0 (три нуля через две черточки ) – длинная рокировка.

Проводиться с детьми  игра «Волшебный мешочек»: в игре дети  угадывают  на ощупь фигуру, называют ее, а потом, достают, их из мешка и ставят, их на шахматную доску называя поля.                                                                                                                                            Дети начинают  игру в шахматы. Игра проводится по группам. Условия игры довольно просты: выигрывает тот, кто правильно будет пользоваться символами и побьет больше пешек противника. Дети ставят пешки на исходную позицию, называя  вслух поля, на которые они ставятся. Воспитатель, наблюдая за игрой детей, напоминает детям, как пешка бьет пешку противника: наискосок влево или вправо по диагонали, но не в правую или левую сторону по горизонтали. Взятие пешки следует разъяснить детям более популярно: пешка идет прямо, бьет вкось, ставится именно на то поле, где стояла сбитая неприятельская пешка, а не перепрыгивает через это поле, как в шашках. Дотронувшись до пешки противника, игрок обязан ее взять, даже если это ему невыгодно. Воспитатель напоминает детям, что маленький  пехотинец – это самая главная ударная и многочисленная рать королевского войска и служит до игры единице измерения силы всех фигур, кроме короля. Он бесценен, так как его не уничтожают, без него игра прекращается, он остается на доске до конца сражения.

Физкультминутка:  

                                                                                                                                                   Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку.

                                                                                                                                                                  И. п.: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.

                                                                                                                                                                    И. п.: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.

                                                                                                                                                        Приседания с пешкой на ладони.                                                                                                   Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.

Проводиться с детьми  словесная игра: «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)  

В конце занятие воспитатель благодарит детей за игру.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...