Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Гимнастика мозга."
статья на тему

Ладыгина Галина Витальевна

Статья о пользе проведения гимнастики мозга в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_mozga_statya.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Гимнастика мозга».

Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка (авт. Пол Деннисон).

Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом И. Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии. В течение 20 лет помогал детям и взрослым с помощью разработанной системы быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. По мнению автора Пола И. Деннисона [1] гимнастика мозга оказалась эффективна в отношении детей, у которых проблемы с чтением и детей диагностированных, как "неспособных к обучению".  

Деннисон задумался над тем, что связывает человека с чтением? Наблюдая за детьми от раннего возраста до школьного, он заметил, что очень многие «вещи», которые понадобятся при чтении, осваиваются на телесном уровне, в обыкновенном движении ребенка (например, ползание).

Во время чтения глаза двигаются последовательно: слева - направо, сверху – вниз, слово за словом, строка за строкой, страница за страницей. Т.е в определенных плоскостях. Когда мы слышим речь, мы дешифруем её так же по горизонтали. Идет сканирование, фокусировка. Когда ребенок, еще не умеющий читать раскладывает на полу игрушки, он фокусируется на том, как он их кладет (пирамидкой, башней или просто вряд). Разглядывает комнату - шкаф, картину, лампу, маму.  Если глаза не научились сканировать в реальности мира, то и на бумаге это так же может и не произойти. Будут спонтанные всплески внимания  в отдельные точки,  и текст будет распадаться. Если представить книгу, то это - двухмерная плоскость, и для того, чтобы в ней ориентироваться, нужно освоить на уровне тела верх-низ, лево-право, серединную линию. Нельзя читать часть с одной страницы, часть - с другой.  

В работе Мухиной В.С.[2] утверждается, что начальное освоение левого-правого происходит при грудном вскармливании. Когда ребенка перекладывают с одной стороны на другую, он чувствует, что у него есть сторонность,  и  начинает различать правое и левое на телесном уровне. Эту сторонность он объединяет, когда начинает ходить. Появляется контрлотеральность. Первый раз это соединяется в ползании. Ребенок начинает ползти к цели. Происходит соединение понимания левого-правого, серединной линии, направления движений, целеполагание, подлинное достижение и оценка достижения.

Все это происходит в раннем младенческом возрасте. И если эта фаза по какой-то причине была пропущена, ребенок не работал в двухмерном пространстве пола, не научился последовательно распределять внимание между объектами, не освоил систему координат (верх-низ и т.д.) на телесном уровне,  в тот момент, когда он возьмет книгу, он не поймет, что он должен делать. Т.о. существует прямая корреляция между ползанием ребенка и проблемой чтения.

Сегодня я хочу представить вам «Антистрессовую гимнастику для взрослых и детей» («Троицкую гимнастику мозга») психолога Троицкой Ольги Иосифовны. Её комплекс основан на работе психолога Пола И. Деннисона. Комплекс упражнений доступно обоснован с точки зрения физиологии, нейропсихологии. По словам автора Троицкой О.И. [3] несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.

Цели упражнений:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
  •  Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Формирование абстрактного мышления.

Комплекс упражнений «Троицкая гимнастика мозга»

ВНИМАНИЕ! Каждое упражнение делается не более 1 минуты!

Упражнение 1. КРОСС КРОЛЫ (перекрестный шаг).

Движения имитируют обыкновенное детское ползание. При этом головной мозг включает, соединяет и синхронизирует работу левого и правого полушария.

И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке!

Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения.

Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются.

Рот не зажимать. Губы свободны. Зажата нижняя часть лица - зажаты все остальные мышцы тела.

Можно делать стоя, сидя, лежа – доставать локтем коленки. Можно просто маршировать.

Скорость – для детей не ограничена. Взрослым, для того, чтобы они услышали свое тело, первое время делать медленно, чувствовать, как плечо идет к бедру, и включаются косые мышцы живота.

Делайте «КРОСС КРОЛЫ» или просто маршируйте когда:

- Чувствуете упадок сил, вялость, ничего делать не хочется;

- Надо включиться в работу;

- Надо почувствовать себя более бодрым и живым

Упражнение 2. КНОПКИ МОЗГА

Два пальца одной руки под ключицами – там две ямочки. Вторая рука лежит на пупке. Мягко массируете подключичные ямки.  Меняем руки.

Между 1 и 2 ребром под ключицами ямочки – там с двух сторон от сердца идут крупные сосуды. Это мощная нейро-лимфатическая зона.

Слегка массируем (могут быть  болезненные ощущения, т.к. эта зона чаще всего зажимается при стрессе).

Делайте «КНОПКИ МОЗГА», когда:

  • плохо видите или появилась пелена перед глазами;
  • за рулем автомобиля, когда перестали видеть боковой обзор

(остановиться у обочины и сделать упражнение);

  • трудно включиться в какую-то работу;
  • появилась усталость или что-то не ладится.

 Упражнение 3. КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ

  1. Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди, мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.
  2. Поворачиваем голову влево до предела. Берем себя за уши и массируем, позволяя своей голове, глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массируем несколько раз сверху вниз. Когда голова повернется до предела – достаточно.
  3. Поворачиваем голову вправо. И повторяем действия пункта 2.

Делайте « КОЛПАК для ДУМАНИЯ», когда:

  • голова отказывается работать;
  • нужно быстро собраться с мыслями;
  • активизировать работу головного мозга

Упражнение 4.  СОВА 

 Берем правой рукой за левое плечо посередине.

Немного поворачиваем голову влево.

Начинаем массировать  на выдохе, сжимаем пальцы и говорим -  «УХ».

Глаза расширить – смотреть как сова. Голову немного поворачиваем из стороны в сторону. Затем берем левой рукой за правое плечо и делаем то же самое.

Делайте «СОВУ»,  когда:

  • хотите спокойно общаться (помогает расслабить плечевой пояс);
  • нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание. 

Упражнение 5.  ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ 

 И.п.: Ноги на ширине плеч. Стопы параллельны, колени по направлению большого пальца ноги. Колени слегка согнуты. Тело расслаблено.

Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая.

 1. Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия - вверх.

2. Меняем руки.  И рисуем левой рукой.  Начало влево вверх.

3. Рисуем двумя руками вместе. Начало влево вверх.

Делайте «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» когда:

  • плохо видите (повышает эластичность и кровоснабжение глазодвигательных мышц);
  • нужно восстановить целостность работы организма;
  • улучшить координацию движений. 

Упражнение 6.  КРЮКИ ДЭНИСОНА

 В крюках хорошо думать о каких-то проблемах

 1 часть: Ноги переплетаем.

Руки вытягиваем вперед, ладошки поворачиваем наружу, складываем ладошки, пальцы переплетаем, затем руки выворачиваем к груди.

Язык поднять и прижать к небу.

Глаза поднять вверх.

Стоим или сидим столько, сколько комфортно.

2 часть.  Ноги поставить  на ширину плеч, руки опустить вниз и сцепить лодочкой на уровне низа живота. Глаза опустить вниз.  Язык к небу. Чувствуем, как уходят остатки напряжения.

Упражнение  КРЮКИ рекомендуется выполнять,  когда:

  • надо быстро снять стресс и успокоиться;
  • нужно обдумать сложную проблему;
  • подумать, что лучше сейчас делать;
  • хотите понять себя и принять взвешенное решение.

  Таким образом, выполняя каждый день гимнастику мозга, мы  научим детей самоконтролю, улучшим психоэмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние детей. Упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Литература 

1. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. 2015 год.

2. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

3. Троицкая О.И. «Здоровье школьника» 2009 г Цикл статей в журнале «Здоровье школьника» 2008 – 2013 г.г. в рамках проекта журнала и Центра межличностных коммуникаций «Азбука чувств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"

Материал будет интересен молодым специалистам и педагогам с большим стажем работы...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

Статья:«Современные инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ»

Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и инноваций.Понятие «здоровь...

Статья "Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его ...

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ".

Инновационная деятельность является находкой для современного педагога. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают само...