Статья "Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе"
статья
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Использование педагогических технологий в работе с дошкольниками открывает новые возможности для реализации программы, поскольку технологический подход позволяет обеспечивать оптимальные условия для личностного развития дошкольника, способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов со стороны педагога, тем самым мотивирует его к постоянному профессиональному росту.
В связи с этим в ГБДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_pedagogicheskie_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе.
Информационно - коммуникативные технологии
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Использование педагогических технологий в работе с дошкольниками открывает новые возможности для реализации программы, поскольку технологический подход позволяет обеспечивать оптимальные условия для личностного развития дошкольника, способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов со стороны педагога, тем самым мотивирует его к постоянному профессиональному росту.
В связи с этим в ГБДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров:
- проведение образовательной деятельность с использованием ИКТ в младшем дошкольным возрасте 5 минут, в старшем дошкольном возрасте 10 минут;
- образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
- на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
- перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.
Технология «Мнемотехника»
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания».
Цель: развитие связной речи и логического мышления.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Она способствует развитию связной речи, навыков выразительного чтения и «пересказывания», речь становится более «цепкой» и значительно совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.
Технология «Утренний круг»
Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми через свободное общение, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
Утренний круг основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. Утренний круг может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей.
Задачи утреннего круга
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день — «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, решение некоторых обучающих задач;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, умений планирования и организации собственной деятельности, развития самостоятельности;
- выбрать совместно с детьми тему, новый проект, разработать план его реализации, подвести итоги;
- развивать эмпатию, умение объяснять словами своё эмоциональное состояние, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;
- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Этапы:
- Приветствие.
- Новость дня.
- Игра.
- Работа с линейным календарём.
Технология «Линейный календарь»
Цель: формирование представления о времени, а также навыков счета, математических и логических представлений.
С помощью данной технологии дети знакомятся с представлением о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.), что, в свою очередь, готовит их к освоению понятия числовой оси. Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий.
Технология «Я пришёл»
Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и навыков счёта.
С помощью данной технологии дети знакомятся с представлением о последовательности чисел, о порядковом счёте, времени.
Технология «Загадка дня»
Цель: Закрепление детских представлений в различных областях развития.
Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки.
Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
Данная технология помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.
Технология «Графическая практика»
Цель: подготовка руки к письму.
Данная практика предоставляет возможность практиковаться в развитии мелкой моторики (начинать и прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т. д.); осваивать ряд пространственных представлений (точки внутри кружочков или снаружи) и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов (моделирование).
Графическая практика помогает при составлении рисуночных планов работы в центрах, так как расширяет репертуар схематических изображений, которые дети смогут воспроизводить самостоятельно и дополнять индивидуальными деталями. Овладение ребенком письменной речью (чтением написанного текста и письмом) — очень важная задача. В обыденной жизни мы связываем это в основном с дальнейшим обучением ребенка в школе, с необходимостью читать и писать, удовлетворяя требования учителей.
Технология «Лаборатория историй»
Цель: развитие у дошкольника понимания текста, а также внимания и памяти, способствует обогащению опыта ребенка и расширению его словарного запаса, особенно если содержание историй совпадает с текущей темой игр, занятий, проектов.
«Лаборатория историй» помогает детям усвоить новые слова и понятия, обеспечивая возможность их употребления в контексте чтения книг и обсуждения с детьми.
В отличие от обычных обсуждений прочитанного, когда на вопросы воспитателя отвечают только отдельные дети, технология предполагает активное обсуждение содержания книги всеми детьми — друг с другом в больших и малых группах, а также в парах.
В «Лаборатории историй» используются книги и особые карточки с картинками, обозначающими то, на чем ребенку следует сконцентрировать внимание во время чтения истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Из опыта работы...
Презентация "Использование информационно-педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ".
Проект ,который направлен на формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
презентация "Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования"
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно в...
«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»
Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе
Алгоритм презентации...