Статья "Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе"
статья

Мозерова Ольга Евгеньевна

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Использование педагогических технологий в работе с дошкольниками открывает новые возможности для реализации программы, поскольку технологический подход позволяет обеспечивать оптимальные условия для личностного развития дошкольника, способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов со стороны педагога, тем самым мотивирует его к постоянному профессиональному росту.

В связи с этим в ГБДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе.

Информационно - коммуникативные технологии

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Использование педагогических технологий в работе с дошкольниками открывает новые возможности для реализации программы, поскольку технологический подход позволяет обеспечивать оптимальные условия для личностного развития дошкольника, способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов со стороны педагога, тем самым мотивирует его к постоянному профессиональному росту.

В связи с этим в ГБДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.  

Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров: 

  • проведение образовательной деятельность с использованием ИКТ в младшем дошкольным возрасте 5 минут, в старшем дошкольном возрасте 10 минут;
  • образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
  • на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
  • перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Технология «Мнемотехника»

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». 

Цель: развитие связной речи и логического мышления.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Она способствует развитию связной речи, навыков выразительного чтения и «пересказывания», речь становится более «цепкой» и значительно совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.

Технология «Утренний круг»

Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми через свободное общение, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.

Утренний круг основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. Утренний круг может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей.

Задачи утреннего круга

  • создать положительный эмоциональный настрой на весь день — «задать тон»;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, решение некоторых обучающих задач;
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, умений планирования и организации собственной деятельности, развития самостоятельности;
  • выбрать совместно с детьми тему, новый проект, разработать план его реализации, подвести итоги;
  • развивать эмпатию, умение объяснять словами своё эмоциональное состояние, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;
  • поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Этапы:

  • Приветствие.
  • Новость дня.
  • Игра.
  • Работа с линейным календарём.

Технология «Линейный календарь»

Цель: формирование представления о времени, а также навыков счета, математических и логических представлений.

С помощью данной технологии дети знакомятся с представлением о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.), что, в свою очередь, готовит их к освоению понятия числовой оси. Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий.

Технология «Я пришёл»

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и навыков счёта.

С помощью данной технологии дети знакомятся с представлением о последовательности чисел, о порядковом счёте, времени.

Технология «Загадка дня»

Цель: Закрепление детских представлений в различных областях развития.

Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки.

Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.

Данная технология помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.

Технология «Графическая практика»

Цель: подготовка руки к письму.

Данная практика предоставляет возможность практиковаться в развитии мелкой моторики (начинать и прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т. д.); осваивать ряд пространственных представлений (точки внутри кружочков или снаружи) и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов (моделирование).

Графическая практика помогает при составлении рисуночных планов работы в центрах, так как расширяет репертуар схематических изображений, которые дети смогут воспроизводить самостоятельно и дополнять индивидуальными деталями. Овладение ребенком письменной речью (чтением написанного текста и письмом) — очень важная задача. В обыденной жизни мы связываем это в основном с дальнейшим обучением ребенка в школе, с необходимостью читать и писать, удовлетворяя требования учителей.

Технология «Лаборатория историй»

Цель: развитие у дошкольника понимания текста, а также внимания и памяти, способствует обогащению опыта ребенка и расширению его словарного запаса, особенно если содержание историй совпадает с текущей темой игр, занятий, проектов.

«Лаборатория историй» помогает детям усвоить новые слова и понятия, обеспечивая возможность их употребления в контексте чтения книг и обсуждения с детьми.

В отличие от обычных обсуждений прочитанного, когда на вопросы воспитателя отвечают только отдельные дети, технология предполагает активное обсуждение содержания книги всеми детьми — друг с другом в больших и малых группах, а также в парах.

В «Лаборатории историй» используются книги и особые карточки с картинками, обозначающими то, на чем ребенку следует сконцентрировать внимание во время чтения истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...

Презентация "Использование информационно-педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ".

Проект ,который направлен на  формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

презентация "Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно в...

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...