ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по теме

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, прогнозируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель: всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на формирование и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Прогнозируемые результаты:

  1. Повышение результативности образовательного процесса.
  2. Формирование у педагогов и родителей ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  3. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 25 мин, со среднего возраста в физкультурном зале либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Инструктор по ФК

Ритмопластика

Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 20 мин, со среднего возраста в физкультурном зале

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность с возрастными показателями ребенка

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Динамические паузы

Во время организованной образовательной деятельности 2-5 мин по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и др. гимнастик в зависимости от вида образовательной деятельности

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть занятий физкультурой, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности. Ежедневно во всех группах

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения

Воспитатели, инструктор по ФК

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность данной технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы

Воспитатели, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются в образовательных областях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, выставок, театров и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется во время организованной образовательной деятельности, а так же по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги Центра

Пальчиковая гимнастика

Индивидуально или с подгруппой ежедневно. Для всех возрастных групп

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Воспитатели, учитель-логопед

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене носа и полости рта перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Разминочная гимнастика

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым доскам, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях

Воспитатели

Корригирующая гимнастика

Во второй половине дня,  раза в неделю по 20 мин, со среднего возраста, в физкультурном зале

Форма проведения зависит от поставленных задач и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и нарушением осанки с целью профилактики

Инструктор по ФК

  1. Технология обучения здоровому образу жизни

Занятие физической культурой

2 раза в спортивном зале, 1 раз на улице на прогулке. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин, младший – 15 мин, средний – 20 мин, старший – 25 мин, подготовительный к школе – 30 мин

Занятия проводятся в соответствии с программой. Перед занятием хорошо проветрить помещение

Инструктор по ФК, воспитатели групп раннего возраста

Проблемно-игровые (игротерапия и игротренинги)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач

Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, педагог-психолог

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 20 мин со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, педагог-психолог

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 20 мин с младшего возраста

Осуществляется в любое свободное время, могут быть включены в образовательную деятельность по познавательному развитию

Воспитатели, инструктор по ФК, педагог-психолог, учитель-логопед

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом  целей в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, инструктор по ФК, медсестра

  1. Коррекционные технологии

Музыкотерапия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо музыкальные или отдельные занятия 2 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и др.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 раза в месяц по 20 мин

Занятия используются для психологической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, педагог-психолог

Театр

Как специальное занятие 1 раз в неделю с младшего возраста

Занятия проводятся по подгруппам в соответствии с программой

Воспитатели

Технологии коррекции поведения

Сеансами о 10-12 занятий по 20 мин со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах в игровой форме

Педагог-психолог

Психогимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время организованной образовательной деятельности

Рекомендуется для всех детей. Проводится по  специальным методикам

Воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Логоритмика

2 раза в неделю с младшего возраста 15-20 мин

Цель занятий – фонетически грамотная речь в соответствии  с движениями

Воспитатели, учитель-логопед, инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Витаминотерапия, ароматерапия

В осенний и весенний периоды. В течение дня

Используется в качестве вспомогательного средства для профилактики простудных заболеваний, повышения иммунитета. Согласовывается с педиаторм

Медицинская сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это вр...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»...