Конкурсная работа
проект на тему

Кулева Юлия Олеговна
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы выявить роль здоровье сберегающих технологий в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovoe_opisanie_k_konkursu_vospitatel_goda.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида № 4                                                                                                        607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79                                                                     тел: 8(831)77 6-78-40; e-mail: mbdou2012@yandex.ru

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

 ВОСПИТАТЕЛЯ

МБДОУ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4

КУЛЕВОЙ ЮЛИИ ОЛЕГОВНЫ

НА КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2015»

Образование: среднее профессиональное, ГБОУ ДПО НИРО, 2014 г.

Профессиональное кредо:   

«С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь «Не навреди!»

  

Городской округ город Выкса, 2015 г.

Слайд 2.        

         В связи с ухудшающимся уровнем здоровья детей, существует необходимость организации образовательной работы с акцентом на решение оздоровительных задач.                                                                        В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г.  № 273 «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому Вашему вниманию представляю опыт работы на тему:  «Формирование основ здорового образа жизни   у детей старшего дошкольного возраста посредством применения здоровье сберегающих технологий».                                                                 Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.                                                                        Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Слайд 3.

            Условия формирования личного вклада в развитие образования строилось с учетом научно-исследовательских, методических и организационно-педагогических  условий.

Слайд 4.

         Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий. Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровье сберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

Слайд 5.

        Методологическую основу опыта составляют: теория формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения Ю. Ф. Змановского, Г. К. Зайцева, В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева, Ю. П. Лисицина, Л. Г. Татарниковой и др., а также исследования отечественных ученых в области дошкольного воспитания.                                                                        Опыт работы по данной теме сложился постепенно. Он формировался в течение двух лет. Система работы, изложенная в опыте, способствует укреплению здоровья детей, проявлению собственных потенциальных возможностей, приобщению к здоровому образу жизни, привитию любви к физической культуре и спорту.                                                        

Слайд 6

         Важность выбранной темы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволила  определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.                        

Слайд 7.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы выявить роль здоровье сберегающих технологий в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 8-11.

           Для начала работы перед тем, как разработать систему оздоровительных мер провела диагностику, охватывающую все вопросы по разделу здорового образа жизни:личная гигиена;оптимальный двигательный режим;рациональное питание;закаливание;отрицательное отношение к вредным привычкам;положительные эмоции. После проведения диагностики наметились пути реализации цели и задач.                                                 Было разработано:

  1. Перспективное планирование  по формированию основ здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста, которое направлено на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, ответственного отношения, как к собственному здоровью.
  2. Оздоровительный проект «Здоровые дошколята»
  3. Оздоровительные подпроекты различной длительности:

- «Здоровячок»;                                                                                                                         - «Неделя здоровья»;                                                                                                            - «Быть здоровыми хотим»;                                                                                                           - «По дороге к доброму здоровью».

В проекты вошли:                                                                                           1. Конспекты  регламентированной образовательной деятельности, сценарии активизирующего общения, конспекты валеологических бесед: «Скелет – опора тела и движения», «Сохраним свое здоровье сами», «Помоги своему позвоночнику», «В гости к зубной Феи», «Какие мы?», «Уроки Мойдодыра», «В гости к зайцу», «Если хочешь быть здоров», «Путешествие по организму человека», «Витамины я люблю», «Продукты питания» и др.;                                    2. Сценарии праздников: «Чистота – залог здоровья», КВН « Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу», спортивный праздник «День здоровья»;       3. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо…», «Подскажи словечко», «Узнай по вкусу», «Что можно, а что нет».                                                   4. Картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений на релаксацию .

Для работы с родителями разработала:                                                                                  1.  План взаимодействия, который направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста ;                                                                           2. Информационный материал по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информацию по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года и т. д.

         Осуществление работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни проводила поэтапно, с опорой на развитие социальной и нравственной сфер, формирование гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни.                                                                         В работе с детьми старшего дошкольного возраста была разработана модель двигательного режима, ведущее место в организации которой отводилось:                                                                                         1. Утренней гимнастике, которая является одним из важных компонентов двигательного режима. Использовались традиционные виды, а также разные типы и варианты:- утренняя гимнастика игрового характера;                                         - упражнения гимнастика на дорожке здоровья;                                                            - утренняя гимнастика в форме оздоровительного бега;                                                                    - комплекс упражнений с тренажерами;                                                                                 - комплекс с музыкально – ритмическими упражнениями;

2. Физкультминуткам, которые проводятся ежедневно, в процессе РОД, используются разные виды: с текстом, музыкальным сопровождением, в форме подвижных игр и др.

3. Подвижным играм, физическим упражнениям на прогулке.

Используются разные по содержанию игры: с правилами (сюжетные, бессюжетные), спортивные (элементы спортивных игр), волейбол, баскетбол, волейбол, городки,  футбол, хоккей, а также большой, средней, малой подвижности.

4. Бодрящей гимнастике.

5.Организации активного отдыха.

Осуществляется в форме различных праздников, досугов, каникул в летний период. Темы: «День сказок», «День здоровья», «День игр» и т. д.                                   6. Самостоятельной двигательной деятельности.                                           Организуется в разное время дня: утром, между организованными видами деятельности, после дневного сна, во время прогулок.                                                     7. Организации досугов, дней здоровья.                                                В процессе работы по укреплению физического здоровья детей и формирования основ здоровья широко использовала нетрадиционные формы оздоровления детей:оздоровительный бег,  дыхательная и звуковая гимнастика,нетрадиционные виды упражнений: самомассаж (ушных раковин, пальцев, игровой самомассаж); релаксация; музыкотерапия; пальчиковая гимнастика;музыкально-ритмические упражнения в режиме дня; динамические минутки  после сна. Проводила целенаправленную систематическую работу с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни. Для осуществления работы по данной теме определила следующие направления:привитие культурно – гигиенических навыков; развитие представлений о строении собственного тела; обучение по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма; формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.                                                                                Система работы осуществляемая с детьми включала в себя различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы являются: регламентированная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные мероприятия, в процессе которых детям сообщали новые сведения и закрепляли ранее полученные представления. Закреплять представление оказалось лучше в продуктивной, опытно-экспериментальной деятельности, поэтому использовала интегрированный подход к организации РОД.

Слайд  12.

Материалы педагогического опыта рассматривались при проведении различных методических мероприятий: педагогических советах, семинарах, в том числе в виде презентаций, при проведении смотров-конкурсов, «Дня педагогического мастерства», открытых показах .

         Новизна опыта заключается в разработке и адаптации методов и приемов образовательного процесса в ДОУ, направленного на формирование у дошкольников основ культуры собственного здоровья, здоровье сбережения:   -внедрение инновационных здоровье сберегающих технологий (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, коррегирующая гимнастика, познавательно-оздоровительные мероприятия, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, коммуникативные игры);                       -использование валеологических приемов, применяемых в качестве мотивации к здоровому образу жизни; -использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни; -разработке форм и методов по взаимодействию с другими образовательными областями.

Слайд 13-15.

        В результате организованной целенаправленной работы с детьми по формированию здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки, что было выявлено в итоговой комплексной диагностике.                                                                                        Работа с детьми по формированию основ здорового образа жизни показала положительную результативность : ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей;

- имеют представления о своем здоровье, знают, как можно поддержать, укрепить и сохранить его;

- дети умеют практически решать некоторые задачи здорового образа жизни (умеют обслуживать себя и владеют полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены – вымыть руки, умыться, почистить зубы, вымыть уши, причесать волосы;

- умеют определять состояние своего здоровья – здоров он или болен, высказываются о своем самочувствии.                                                                               - владеют культурой приема пищи, различают полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляют их;                                                 - умеют выполнять разные виды гимнастик;                                                                  - проявляют интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;                                                                                                                      - проявляют внимание к заболевшему близкому взрослому:                                                             - умеют объяснить значимость занятий физической культурой        Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику сформированности уровня представлений, умений и навыков по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает эффективность использования системы внедрения здоровье сберегающих технологий. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера. У детей сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.                Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обеспечила низкие показатели детской заболеваемости в группе.

Слайд 16.

С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе формирования культуры ЗОЖ у дошкольников делась своим опытом работы на педсоветах, семинарах, смотрах-конкурсах, открытых показах РОД.                                                                        Через методическое мероприятие «День педагогического мастерства» («Калейдоскоп проектов») представляла: проекты и материалы по формированию у детей здорового образа жизни («Здоровячок», «По дороге к доброму здоровью», «Будь здоров», «Быть здоровыми хотим»); выступала с сообщениями для воспитателей («Воспитание культурно гигиенических навыков, здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и семьи», «Роль организации прогулок в зимний период для здорового образа жизни детей» и т. д.).                         Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.                                                                                В приемной оборудован стенд: «Уголок здоровья», с постоянно меняющейся информацией по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информация по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года, провела консультации по темам: «О закаливании детей в семье», «Формирование правильного дыхания у детей», «Активный детский отдых зимой». Провела родительские встречи в форме круглого стола: «Здоровье дошкольника – общая забота», «Охрана жизни и здоровья детей». Совместно с родителями были проведены спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», досуг – «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», «День туризма» (активный отдых на природе).                                                                Таким образом, можно сказать, что постоянная систематическая работа способствовала формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дала позитивную динамику оздоровления детского организма, позволила достичь положительных результатов: повысить индекс здоровья детей, уровня физического состояния.                                                        Правильная организация здоровье сберегающей среды, а также использование здоровье сберегающих технологий, введение модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, модели двигательного режима, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня детей, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа "Русская изба"

Конспект занятия – развлечения  в подготовительной к школе  группе «Во горнице, во широкой», направленный на стимулирование интереса к русской национальной культуре и на возр...

конкурсные работы квиллинг

МОИ ЗАНЯТИ В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ...

Нетрадиционное рисование. Пейзаж и Весенний букет. Индивидуальная конкурсная работа по просьбе мамы ребенка

Весенний букет. Оттиск листа пекинской капусты (зелень) , штампирование картофелем (подснежники, листья), тычкование поролоном (верба)Весений пейзаж. Нетрадиционное рисование с помощью пекинской капус...

Исследовательско – творческий проект "Знакомство с Черным морем" (конкурсная работа-диплом фестиваля)

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:Развитие познавательных способностей детей  в  процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.Познакомить детей...

"Путешествие в новогоднюю сказку" Конкурсная работа

Новогодний сценарий для старшей и подготовительной группы. Разработан музыкальным руководителем МДОУ № 198...

Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"

Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...