Воспитываем у детей правила безопасного поведения.
консультация

Зайцева Виктория Евгеньевна

Консультация для педагогов и родителей по воспитанию у детей безопасного поведения. В статье освещены принципы, средства и методы ознпкомления детей с основами безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form-e_bezopasnosti_.docx211.47 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем у детей правила безопасного поведения.

Безопасность жизнедеятельности  в современном мире можно выделить как одну из проблем человечества. Основы безопасности жизнедеятельности - область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и закономерности их проявлений, разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека. В педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место занимают вопросы воспитания здорового образа жизни и навыков безопасного поведения. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше  они приобретут опыт безопасного поведения. 

К.Ю. Белая и дает подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления. В 1997 г. Р.Б. Стеркиной была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме даются знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие понятия безопасного поведения. Программа разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

1. Ребёнок, другие люди и животные.

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми и животными.

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4.  Здоровье ребёнка.

Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

     5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов и родителей - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, профилактике конфликтных ситуаций.

Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности  детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях. Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Эта работа  может проводиться в форме беседы, наблюдений, игровых занятий, экскурсий, тренингов. Игровые методы и приёмы должны использоваться в каждом занятии и игре, поскольку игра – основной вид деятельности детей. Важным является практический метод. Игры и  развлечения помогают уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный тонус.  Направления в работе по формированию основ безопасности:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Противопожарная безопасность.

3. Безопасность в быту.

4. Безопасность в природе.

5. Безопасность при контактах с домашними животными.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых

Принципы, условия, средства и методы ознакомления детей с основами безопасности.

Систематичность. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Театрализованные игры, и другие виды деятельности детей могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвидеть все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Учет условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дети имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у ребят, проживающих в городе,  особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Учет возраста. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одна информация для работы с детьми младшего дошкольного возраста, более сложная - для среднего, и еще более сложная — для старших дошкольников. То есть с взрослением ребенка сложность материала возрастает.

Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Важно организовать процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы родители воспитанников могли не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

 Воспитательная среда. Создание комфортного, благоприятного микроклимата, способствующего формированию основ безопасности. Создание пространства, где дети могут ознакомиться с различным материалом по этой теме. В родительском уголке  должны быть консультации, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки. В группе создана развивающая предметно – пространственная среда: настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц.

Духовная среда. Коллектив работников ДОУ должен постараться не создавать такие ситуации, где были отрицательные эмоции, а напротив, формировать доверие друг к другу, интерес всех к каждому и каждого ко всем. Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является школой передачи социального опыта. Деятельность обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, какие опасности подстерегают ребенка. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. В искренности переживаний ребенка заключена сила воспитательного воздействия игры.

 Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. От того, как ребёнок воспринимает социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей. Это предметная деятельность, труд, наблюдение. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью сенсорных чувств. Манипулируя предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть). И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности [6;62].

Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами [8;86].

Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Средства ознакомления детей с основами безопасности.

Социальная действительность. Главное для воспитателя - это показать детям социальный мир и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена общества. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру[4;18].

Предметы окружающего мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока взрослые не укажут на них, не создадут условия для действий с предметами. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Художественная литература. Книги являются одновременно источником знаний и источником чувств. Детям будет полезно почитать произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют их через наглядность, образность.        

Музыка. Музыкальные произведения объединяют эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, душевно реагировать. Хорошо, если дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей и могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность [5;72].

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс [5;43].

Методы ознакомления детей с основами безопасности.

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д. [4;17].

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

Метод повторения. Важнейший дидактический метод, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Это дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка [1;31].

Таким образом, воспитание у детей безопасного поведения - непрерывный, систематический, последовательный процесс, который начинается в раннем возрасте. Только глядя на жизнь, глазами ребенка, понимая окружающий мир через  его внутреннее мироощущение, мы сможем научить его правильно вести себя в сложных ситуациях, выходить из этих ситуаций, а может даже спасти свою жизнь.

Список литературы:

1.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.E:\фотоотчет ПДД\IMG_20180926_071002.jpg

2.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.

3.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1999.

4.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении– М.: Педагогика, 2001

5.Князева О. Мои помощники. –Д/В 2000 №2.

6.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.

7. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.- Детский сад от А до Я.-2004, №4.

8.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.

9.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для детей Правила безопасного поведения через сказку

Интерес у детей к обыгрыванию опасных ситуаций возникает не только в реальной обстановке на конкретных примерах, но и на материале знакомых сказок с участием любимых персонажей...

Задачи ДОУ по формированию у детей правил безопасного поведения

Обеспечение безопасности детей является одним из основных принципов организации социальной психолого - педагогической работы в дошкольном учреждении. Можно выделить три составляющие этой работы:1...

Консультация для родителей. Родители – образец подражания для детей. Правила безопасного поведения.

Родители часто читают натации своим детям или задают риторический вопрос. задав вопрос, родители не всегда слушают ответ ребёнка или забывают о чём он им рассказал. поэтому многие дети потом стараются...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «Правила безопасного поведения на льду в зимний период»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙОсенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольш...