Задачи ДОУ по формированию у детей правил безопасного поведения
статья

Самойлова Татьяна Викторовна

Обеспечение безопасности детей является одним из основных принципов организации социальной психолого - педагогической работы в дошкольном учреждении. 

Можно выделить три составляющие этой работы:

1. организация условий,

2. непосредственное обучение,

3. контроль и коррекция линии саморазвития.

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

· Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах, о предметах, требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.

· Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.

· Сделать знания по разделу «безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

· Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности: знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.

· Активизировать знания о сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части; об опасностях при контактах с животными; об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми; о микробах и вирусах; о бытовых опасностях; о взаимосвязи и взаимодействии в природе.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

· Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.

· Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.

· О безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.

· О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.

· Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zadachi_dou.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи ДОУ по формированию у детей правил безопасного поведения
 Всякое дитя родится неученым.

Долг родителей есть дать детям учение.

Екатерина Вторая

   Обеспечение безопасности детей является одним из основных принципов организации социальной психолого - педагогической работы в дошкольном учреждении. Успешно сформировать навыки безопасного поведения можно лишь в том случае, если сам ребенок ощущает себя в безопасности. В ситуации защищенности ребенок испытывает положительные эмоции, которые являются и условием успешного формирования мотивации к освоению материала и тем основным показателем, по которому можно судить о результатах педагогической работы по обеспечению безопасности дошкольников.

Можно выделить три составляющие этой работы:

1. организация условий,

2. непосредственное обучение,

3. контроль и коррекция линии саморазвития.

   Говоря о создании условий, имеется в виду организация безопасной среды с точки зрения физической, психической и социальной безопасности.
    Строгое соблюдение санитарно - гигиенических норм, обеспечение экологической чистоты, организация качественного рационального питания, исключение из обихода потенциально опасных для детей веществ и предметов является непременным условием обеспечения 
физической безопасности.
     Создание благоприятной возможности для самореализации в интеллектуальной и познавательной деятельности; охрана нервной системы детей и их психики; организация рационального гибкого режима дня; оптимальное количество новой учебной информации; внедрение современных здоровьесберегающих форм обучения; обеспечение условий для оптимальной двигательной деятельности детей (самостоятельной и организованной); достаточное время пребывания на свежем воздухе - все это обеспечивает 
психическую безопасность ребенка. Китайские врачи говорят, что через движение дети получают энергию, необходимую для нормальной деятельности всех органов. Движение способствует не только снятию стресса, но даже агрессивных реакций.
     Формирование устойчивого детского сообщества и невмешательство в него, нормализация жизнедеятельности, отход от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми, организация атмосферы эмоционального благополучия - непременные условия 
социальной безопасности ребенка.
     Второе направление педагогической деятельности - 
формирование у детей образа безопасно действующего лица. «Обучение» детей включает и формирование навыков поведения, и предоставление детям необходимой информации, касающейся общепринятых норм поведения в различных ситуациях, в том числе и опасных.
    Однако третьему направлению педагогического процесса в настоящее время уделяется мало внимания. Имеется в виду 
контроль и коррекция саморазвития ребенка с точки зрения безопасного поведения. В этом случае наблюдают, насколько безопасно ведет себя ребенок в различных ситуациях: в детском саду и дома с электроприборами, бытовыми химическими веществами, медикаментами, на улице с незнакомыми людьми, с животными и растениями и т.л.

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

· Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах, о предметах, требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.

· Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.

· Сделать знания по разделу «безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

· Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности: знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.

· Активизировать знания о сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части; об опасностях при контактах с животными; об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми; о микробах и вирусах; о бытовых опасностях; о взаимосвязи и взаимодействии в природе.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

· Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.

· Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.

· О безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.

· О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.

· Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Используя в своей работе пособия К. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» и «Как обеспечить безопасность дошкольников», можно познакомить ребенка со всеми основами безопасного поведения.

Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»

Тема «Взаимная забота и помощь в семье»

Психологическая безопасность ребенка зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии ребенка. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.

Тема «Опасные предметы»

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

Тема «Опасные ситуации дома»

Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).

Тема «Один дома»

Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сумеет проявить смекалку и выдержку

Тема «Если ребенок потерялся»

С появлением в городах больших торговых центров все чаше отмечаются случаи, когда родители теряют своего ребенка в лабиринтах ярких, красочных отделов с множеством товаров. В этих случаях растерянность и страх как взрослого, так и ребенка часто приводят к их неадекватному поведению. И здесь очень важно правильно повести себя.

Тема «Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»

Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров, важно познакомить его с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем

Тема «О правилах пожарной безопасности»

Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями, о правилах пожарной безопасности.

Тема «Правила поведения при пожаре»

Пожар - ситуация, оказавшись в которой каждый может растеряться, запаниковать. Ребенок должен усвоить элементарные правила поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать.

Тема «Правила поведения на воде»

Беседуйте с ребенком о соблюдении правил безопасности на воде, объясняя ему различные ситуации и предлагая меры предосторожности.

Тема «Небезопасные зимние забавы»

Существует множество увлекательных и полезных игр и занятий для детей в зимнее время года - катание с горки, катание на коньках на катке, игры в снежки. Но без должной организации прогулки и без присмотра за детьми зимние забавы могут оказаться травмо - и даже смертельно опасными для дошкольников.

Тема «Поведение ребенка на детской площадке»

Чаще обсуждайте с ребенком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте ребенка. Стремитесь к тому, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожнее.

Тема «Психологическая безопасность, или защити себя сам»

Одним из составляющих фактора безопасности является формирование уверенности и защищенности ребенка (психологическая безопасность). Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в каждом конкретном случае. Следует помнить, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт и знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у дошкольника элементы психологической безопасности - защитные реакции - задача взрослых.

Раздел «Бережем свое здоровье»

Тема «Как устроен мой организм»

В доступной форме, используя иллюстрации, познакомьте ребенка с тем, как устроено тело человека. В зависимости от интересов и темпов развития ребенка, в беседе по этой сложной теме можно сообщить ему самые общие сведения или более полную информацию. Главное - не усвоение ребенком формальных знаний, а формирование умения прислушиваться к своему организму, чувствовать его работу. Дать ребенку первоначальные представления об устройстве организма необходимо для того, чтобы научить его осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену.

Тема «Соблюдаем режим дня»

Соблюдение режима дня способствует нормальному развитию ребенка, укрепляет его здоровье, воспитывает волю, приучает к дисциплине

Тема «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко»

Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях.

Тема «О правильном питании и пользе витаминов»

Один из основных принципов правильного питания - максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, включающий все основные группы продуктов (рыба, мясо, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др.), обеспечивающий ребенка всеми необходимыми пищевыми веществами. В понятие «правильное питание» входит культура приема пищи и формирование общих культурно-гигиенических навыков.

Тема «Правила первой помощи»

Ребенку необходимо знать, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь. В беседах, во время игр знакомьте ребенка с элементарными способами помощи, рассказывайте, что можно и нужно делать в каких-то случаях, а что - нельзя.

Тема «Врачебная помощь»

Для того чтобы поход к врачу не пугал ребенка, подготовьте его: объясните, к какому врачу вы идете, что он будет делать (посмотрит ушко, залечит зуб, сделает укол и т. д.), убедите, что нужно немного потерпеть, чтобы выздороветь.

Раздел «Безопасность на дорогах и улицах»

Тема «Правила безопасного поведения на улицах»

Основная задача бесед на тему безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у ребенка стереотип безопасного поведения. Он должен умело применять правила и легко ориентироваться на улице. Ребенок должен знать, что он не одинок на дороге, у него есть помощники: дорожные знаки, сигналы светофора, взрослые, полиция. Надо только научиться «понимать» их и взаимодействовать с ними.

Тема «Дорожные знаки»

Научить ребенка различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, - непростая задача. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) к автомобилям для организации тематических игр, в которых ребенок берет на себя роль водителя. В процессе совместной игры ненавязчиво сообщайте ребенку новые интересные сведения.

Тема «О правилах поведения в транспорте»

Воспитание у дошкольника навыков безопасного поведения в транспорте так же важно, как и формирование умения правильно вести себя на улице, на дороге, ведь транспорт - сфера повышенной опасности.

Раздел «Безопасный отдых на природе»

Тема «Правила поведения на природе»

Важно познакомить ребенка с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Следует объяснить ребенку, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения на природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь и не навредить животному и растительному миру.

Тема «Опасные насекомые»

Из рассказов взрослых о природе ребенок должен узнать о том, что растительный и животный мир таит в себе много необычного, а иногда и опасного. Среди, казалось бы, крошечных и безобидных насекомых есть осы, шершни, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребенка от нежелательных последствий.

Тема «Ядовитые растения»

Знакомя дошкольника с растениями, следует рассказать ему об отличительных особенностях этих растений, об их пользе для человека, о том, что многие растения являются лекарственными и человек уже давно использует их. Помимо лекарственных растений существуют ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Следует обязательно показать ребенку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно. Ядовитые растения никогда нельзя трогать.

Тема «Не все грибы съедобны»

Сбор грибов - интересный и полезный вид досуга, развивающий любовь к родной природе, закаляющий физически. Приобщая ребенка к «тихой охоте» за грибами, сообщите ему элементарные сведения: как выглядит тот или иной гриб, как он называется, в каких местах предпочитает расти, как отличить съедобный гриб от ложного (несъедобного).

Тема «Правила поведения при грозе»

Необходимо дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга. А главное - познакомить с правилами поведения во время грозы. Беседы, игры, чтение художественной литературы на эту тему стимулируют развитие у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях.

Тема «Правила поведения при общении с животными»

Общение с домашними животными воспитывает в ребенке добрые чувства. Но, несмотря на то, что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное - заботиться и ухаживать за ними.

Для каждой из этих тем в пособии приводятся правила, которые можно и нужно объяснить детям и постараться, чтобы они поняли их и запомнили.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах города

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возр...

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах.

Формирование у дошкольников правил  безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах....

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций

В рекомендациях для воспитателей рассказывается об одном из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста - использовании проблемных ситуаций. Обоз...

Фотоотчет о проведении мастер-класса с педагогами ДОО «Партнерское взаимодействие с родителями при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дороге».

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов16.02.2017 года на педагогическом совете ДОО я представила мастер-класс для педагогов по теме: «Партнерское взаимодействие с родителями при форм...

Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах

Игры - эксперименты  являются важной частью образовательного процесса. Что же дает детское экспериментирование? Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования дошколь...