Утренник без стресса.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лантухова Елена Михайловна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennik_bez_stressa.odt25.67 КБ

Предварительный просмотр:

                       Утренник без стресса

                             Консультация для воспитателей

      Подготовка и проведение детского утренника — дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нём используется, стараются свести своё участие в утреннике к минимуму.

     Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети — только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются  на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

     Утренник — не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

     Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребёнком.

     1.Музыкально — исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестроиться  в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.

     2.Сценически — организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить  и др.

     3.Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

     4.Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул,  что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

     5.Личностно — оценочные: что делать,если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео — ужас!

     Воспитатель должен не только знать все сложности ребёнка, но и обязан решить на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.

                         Задачи воспитателя при проведении утренника

     Музыкально — исполнительские:  знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

     Организационные: уметь организовывать выход детей на номер, посадку, перестроение, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

     Эмоционально — речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника — этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов ( «встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

     Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком — умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.

    Надо признать, что проведение утренника — стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем.  Наша задача — избежать стресса.

    Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

    1-й этап: «воспитатель как ребёнок»  (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитатель — 4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель — понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

     2-й этап: «воспитатель как ведущий»  (6-7-я неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет  детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель — понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

     3-й этап:   «воспитатель как актёр» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают  без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель — работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить  из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказку» в зале.

     Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдёт без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

     В идеале утренник должен быть итогом двух-месячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы — тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Утренник без стресса"

Данная статья взята из интернет источника. Считаю, что информация правильная и нужная для работы музыкального руководителя. Спасибо автору....

"Утренник без стресса" Консультация для педагогов

Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети  - то...

"Утренник без стресса"

Консультация для воспитателей...

Утренник без стресса

Подготовка и проведение детского утренника-дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных зан...

Утренник без стресса

консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей "Утренник без стресса"

Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных руководителей так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие в музыкал...