Здоровьесберегающие технологии в группе ДОУ компенсирующей направленности (из опыта работы)
статья (подготовительная группа) по теме

Малей Галина Алексеевна

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников группы компенсирующей направленности, требуемого по ФГОС, в ДОУ я  использую различные виды современных здоровьесберегающих технологий, которые и представлены в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии в дошкольных  учреждениях компенсирующего вида  (из опыта работы)                                                  

 «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»                                                                        /В.А. Сухомлинский/

  Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.                                                                                                                                                                                          Сохранение   здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.   А для детей с нарушением речи задача сохранения и укрепления здоровья особенно  важна и актуальна, поскольку   в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми.

  Дети  с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников   свойственными  им  некоторыми  особенностями как  физического  (нарушение  органов артикуляционного аппарата;  нарушение  дыхания и голосообразования; нарушение общей и мелкой моторики;  расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;   заметное  отставание  в  показателях основных   физических качеств (силы, скорости, ловкости)),  так   и  нервно-психического развития (повышенная  утомляемость;    эмоциональная возбудимость;  двигательное беспокойство; неустойчивость и истощаемость нервных процессов,  отсутствие длительных волевых усилий и т. д.) Поэтому  воспитателю коррекционной группы и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.                                                                  Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми,  на основе  технологии  здоровьесбережения, цель которой  - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержание и обогащения здоровья детей.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников; 
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; 
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую  в своей работе.

1 блок.  Физкультурно-оздоровительные (созидание здоровья через различные формы двигательной активности)

*Дыхательная гимнастика                                                                                                                      В поисках методик здоровьясбережения   мы познакомились с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой, которую успешно применяем на протяжении нескольких лет.   Гимнастика  привлекла  нас своей несложностью, доступностью (для её выполнения  нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка) и эффектом воздействия на организм.  Как показала наша практика, она явилась    мощным фактором  оздоровления   и снижения заболеваемости детей, но и  помогает  преодолевать тяжёлые речевые нарушения, имеющиеся у деток нашей группы.                                                                       Самое главное в этой гимнастике - это вдох. Вдох носом. Он должен быть – коротким, активным, шумным.  При этом вдох делается только одновременно с движением (хватаем-вдох,  кланяемся–вдох, поворачиваемся-вдох). Выдох – самопроизвольный, пассивный, не шумный, через рот.                                                                                                                        Еще один очень важный момент в этой гимнастике – это система счета. Мы с детками дышим четверками. Делаем 4 вдоха –движения, затем пауза 3-5 сек. , - и снова  4 вдоха-движения.  Норма каждого упражнения -4 «четверки».  Всего 16 вдохов-движений.  Маленьким детям для профилактики простудных заболеваний этого достаточно и комфортно.  Темп выполнения  упражнений не быстрый, чтобы успеть выдохнуть. Все упражнения делаются без напряжения.                                                                                                                                  Дыхательные упражнения  мы  включаем в комплексы  утренней гимнастики,  в физкультминутки,  в динамические паузы,   а проведение её на прогулке в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр.  Используем время ожидания при смене режимных моментов:  например, перед музыкальным и или физкультурным занятием в зале мы с детьми иногда ожидаем пока закончится занятие предыдущей группы. Эти несколько минут мы проводим с пользой: делаем 1-2 упражнения.                                           Самое главное выполнять  ежедневно  комплекс  упражнений.

*Артикуляционная гимнастика.                                                                                                                   - улучшает  кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);                                                                                                                                                        - улучшает подвижность артикуляционных органов;                                                                                             - укрепляет  мышечную систему языка, губ, щёк;                                                                                              - уменьшает напряжённость артикуляционных органов.                                                     Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования конкретного  звука.                                                                               Может проводиться  в игровой форме /»Приключения веселого язычка»/ или в виде выполнения подобранного комплекса упражнений.

 Артикуляционное упражнение  «Язычок»                                                                                                                           Наш забавный язычок -                     /Дети идут хороводом хором и произносят слова/ Щелк, щелк, щелк, щелк.                         / Останавливаются,щелкают языком/                                  Зубки чистим мы умело,                          /Проговаривают текст/                                                          Вправо, влево, вправо, влево.               /Текст произносит восп-ль, а дети с закрытым ртом                  

                                                                        двигают языком в полости рта вправо, влево/                                    Мы нисколько не устали                          /Проговаривают  хором текст/                                                          Вверх и вниз им двигать стали       /Выполняют соответствующее движение языком/ Словно пчелки пожужжали,                     /Произносят звукоподражания: ж-ж-ж-ж…/                       Как машины, порычали.                            /Звукоподражания: р-р-р-р…/                                                    Как лошадки, вскачь пустились               /Бегут по кругу галопом/                                                     Вовремя остановились!                                                            /замедляя темп, останавливаются/

Данное  небольшое упражнение  можно выполнять во время  коррекционных занятий: выполняются действия в соответствии с текстом, развиваются и укрепляются мышцы языка, артикуляционные мышцы, закрепляется навык правильного звукоизвлечения.

*Гимнастика для глаз                                                                                                                     Является профилактикой  нарушений зрения, снятие напряжения с глаз,  тренировка зрительно-моторной координации.                                                                                                                Провожу  (по показу!) в середине занятия с большой зрительной нагрузкой и  обязательно на занятиях  с использованием  информационных компьютерных технологий.       1.комплекс упражнений:                                                                                                                                                   1.Зажмурьте из всех сил глаза, а потом откройте их.  /4-6 раз/                                                        2.Быстро моргайте ( в течение 15 секунд)/ повторить  3раза/                                                                                 3.Закройте глаза и поглаживайте веки круговыми движениями кончиками (подушечками) пальцев. /1минута/

2 комплекс упражнений:

  1. Зажмурьте из всех сил глаза, а потом откройте их.  /4-6 раз/
  2. Закройте глаза и поглаживайте веки круговыми движениями кончиками (подушечками) пальцев. /1минута/
  3. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо –вниз –направо – вверх – налево – вниз. /5 раз/
  4. Вытяните вперед  руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно прижимайте его к носу, а потом так же медленно отодвигайте обратно. /4-5 раз/
  5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержите на ней  взгляд.

*Бодрящая гимнастика                                                                                                       Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, является профилактикой плоскостопия…                                            Во время проведения целесообразно музыкальное сопровождение.                                                                                                    Провожу ежедневно после дневного сна /5 -10минут/

Ходьба   босиком  по ребристым  дорожкам,  дощечкам, массажным коврикам.                               Легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

*Развитие общей моторики                                                                                                  Снимают усталость и напряжение;  вносят эмоциональный заряд; совершенствуют общую моторику; вырабатывают четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.              Использую в работе с детьми:                                                                                                                                         -  двигательно - речевые физкультминутки  /по каждой лексической теме/ и без речевые;        -  подвижные игры разной степени подвижности для  помещения  и на прогулке. Игры подбираются  в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения.                          - занятия по физической культуре (проводит руководитель по физ.культуре)                                      - Физкульминутка   для занятий по математики:                                                                                       Раз, два,                                            /Правая рука вперед,  затем левая /                                                                                                                   три, четыре                                      /Правая рука в сторону, затем левая/                                                                                                                                 Руки выше,                                       /Обе руки вверх;  расставить ноги прыжком/                                                  Ноги шире                                        /Одновременно руки на пояс и прыжок ног/                                                                                                                               Вправо, влево поворот,                /Повороты вправо, влево/                                                                                                                                          Наклон назад, наклон вперед .  /Наклоны туловища назад, затем вперед/.

- Двигательно-речевая  «На водопой» /по лексической теме «Дикие животные»                         Дети, проговаривая текст, выполняют соответствующее движение.                                                     Жарким днем лесной тропой                                                                                                                                                Звери шли на водопой                                / Дети идут по кругу друг за другом/                                        За мамой-лосихой топал лосенок,                   /Идут, громко топая/                                                          За мамой-лисицей крался лисенок,                   / Крадутся на носочках/                                                     За мамой- ежихой катился ежонок,                   /Приседают, медленно продвигаясь вперед/                                                                 За мамой-медведицей шел медвежонок,          /Идут вперевалку/                                                         За мамою-белкой скакали бельчата,          /Скачут на согнутых ногах/                                                           За мамой-зайчихой – косые зайчата,            / Скачут на прямых ногах/                                                   Волчица вела за собою волчат.                       /Идут на четвереньках/                                               Все мамы и дети напиться хотят.         /Повернувшись лицом в круг, делают движения                  языком – «лакают»/                         

*Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.                                                        Позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.                                    Пальчиковую  гимнастику провожу  в любой удобный отрезок времени  и как  часть  каждого занятия. Упражнения провожу с детьми  под речевое сопровождение.

Дикие животные водятся в лесу,                      /  Последовательно                                                                 Здесь увидеть можешь ты волка и лису,                  соединять пальцы то                Зайца и медведя, белку, кабана,                                 правой, то левой руки                            Прячет всех надежно лесная тишина.                         с большим пальцем/.

-  Обводки шаблонов и штриховки;                                                                                                                                                                                                                                                                                    - Выполнение графических диктантов;                                                                                                                -  Игры в «сухом бассейне»;                                                                                                                          -  Пальчиковые  «ходилки»;                                                                                                                                           -  Игры  со счетными палочками;                                                                                                                              - «Волшебная коробка» /рисование по песку/;                                                                                          -  Игры с мелкой мозаикой «Лего» и др.

* Су  Джок терапия.
Массаж кистей рук с помощью шарика Су Джок                                                            
Такой массаж оказывает благотворное влияние на весь организм,  но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг,  развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного  мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.     Стимуляция биологически-активных точек  расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений:    Су  Джок массажеров, , грецких  орехов, прищепок, шестигранного карандаша…). Эффективен и ручной массаж пальцев.

- Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке.                                - Ребёнок кладёт массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

«Ежик» : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.                                             Ёжик, ёжик, хитрый ёж,                                                                                                                                                      на клубочек ты похож.                 /Дети катают су-джок   между ладонями/                                             На спине иголки                          /Массажные движения большого пальца/                                                Очень-очень колки                     /Массажные движения указательного пальца/                                           Хоть и ростом ёжик мал,          /Массажные движения среднего пальца/                                           Нам колючки показал,               /Массажные движения безымянного пальца/                                               А колючки тоже                           /Массажные движения мизинца/                                                                                       На ежа похожи.                            /Катание су-джока между ладонями/.                                

*Кинезиологические  упражнения

Систематически  использую  кинезиологические  упражнения, которые   развивают у детей межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания, наблюдается прогресс в управлении  своими эмоциями.

1.«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.                                                                                                                                                                         Ладошка вверх,                                                                                                                                                             Ладошка вниз,                                                                                                                                                                      А теперь их на бочок,                                                                                                                                                              И зажали в кулачок.

2.« Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, Поменяйте положение рук с «точностью  до наоборот».

2 блок.  Социально-психологические технологии (поддержка эмоционального благополучия)

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

*  Атмосфера психологического комфорта                                                                                -  Создание  психологического  пространства  безопасной среды для ребенка, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

-Уделяю особое внимание цветовой гамме интерьеров в группе. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.                             -Добрые традиции: ласковая встреча и ритуал прощания с ребенком; использование в своей речи ласковых имен детей; празднование дней рождения…

*  Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в моей практике являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия  - это отличное средство для борьбы с детскими неврозами.

*  Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.). 

*   Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

* Музыкотерапия и релаксация— игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.                                                                                      1.Комплекс  расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц  рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.  Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную  классическую музыку  Рахманинова, Чайковского , звуки природы. Примером такой работы может послужить упражнение  «Тихое озеро», которое проводится на ковре под спокойную музыку.

 Ложитесь на ковер. Примите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь.  Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного  озера.  Слышны лишь дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц. Стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокоыными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…       А теперь открываем глаза. Вы снова в детском саду. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и приятные ощущения не покидают вас в течение всего дня.                                                                                                                                                     2.«Тряпичная кукла и солдатик»                                                                                                                                     -  Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.

* Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

* Психологический настрой /на занятие; на коррекционный час;  на игру…/  Способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости                                                                                                                                  - Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи.                                                                                                                                        - Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза).                                                                                        - «Подари улыбку»                                                                                                                                                Собрались все дети в круг.   Я - твой друг и ты - мой друг.                                                                                             Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.                                                                                      

3 блок.  Образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

* Эвристические беседы.  Вместе с детьми  ищем  ответ на проблемные вопросы: «Почему мы болеем?», «Что такое иммунитет?» и др.

* Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья, где воспитанники  узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. 

*Исследования.  Дети  узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств.  Валеологические исследования провожу через изучение макетов («Скелет», «Тело человека») и просмотр познавательных видеороликов. Вначале формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии.

4 блок. Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

 * Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

* Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

* Приобщаем  родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

* Проводим консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

В результате проводимой работы по использованию  здоровьесберегающих технологий  у детей значительно снизился процент простудных  заболеваний;   формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение  реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность;  улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;  снимается эмоциональное напряжение.                                                                                   Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Литература.                                                                                                                                                  1.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. –  «Сфера». 2008.                                                                                                                                                                                           2. М.Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». –АЙРИС- ПРЕСС, Москва 2007.                                                                                                                                                                3. Овчинникова Т.С.  «Организация  здоровье-сберегающей  деятельности В ДОУ». –  «Каро». 2006.                                                                                                                                                                 4. Составитель Громова О.Е. «Инновации в логопедическую практику».-Линка-Пресс,2008.                   5. Акименко В.М. Новые логопедические технологии – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г.                       6.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.                                                                                                                                         7. Кудинова М.А. Здоровье сберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снегири" (коллективная работа).

Предлагаю конспект занятия по рисованию с детьми ЗПР 6 - 7лет. Занятие способствует развитию творческих способностей, художественного воображения. Методика построена на использовании игровых  мет...

Тема:« Укрепление здоровья, повышение двигательной и речевой активности у детей старшей группы компенсирующей направленности» (из опыта работы)

Выступление на районном методическом обьединении.Тема:« Укрепление  здоровья, повышение     двигательной и речевой активности у детей старшей группы компенсирующей напра...

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности "Подводим итоги работы за год"

К концу учебного года дети научились основам звукового анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), научились чтению слогов. Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определя...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)

Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...