Здоровьесберегающие технологии в группе ДОУ компенсирующей направленности (из опыта работы)
статья (подготовительная группа) по теме
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников группы компенсирующей направленности, требуемого по ФГОС, в ДОУ я использую различные виды современных здоровьесберегающих технологий, которые и представлены в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (из опыта работы)
«Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» /В.А. Сухомлинский/
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. А для детей с нарушением речи задача сохранения и укрепления здоровья особенно важна и актуальна, поскольку в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми.
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников свойственными им некоторыми особенностями как физического (нарушение органов артикуляционного аппарата; нарушение дыхания и голосообразования; нарушение общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости)), так и нервно-психического развития (повышенная утомляемость; эмоциональная возбудимость; двигательное беспокойство; неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.) Поэтому воспитателю коррекционной группы и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, на основе технологии здоровьесбережения, цель которой - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержание и обогащения здоровья детей.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе.
1 блок. Физкультурно-оздоровительные (созидание здоровья через различные формы двигательной активности)
*Дыхательная гимнастика В поисках методик здоровьясбережения мы познакомились с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой, которую успешно применяем на протяжении нескольких лет. Гимнастика привлекла нас своей несложностью, доступностью (для её выполнения нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка) и эффектом воздействия на организм. Как показала наша практика, она явилась мощным фактором оздоровления и снижения заболеваемости детей, но и помогает преодолевать тяжёлые речевые нарушения, имеющиеся у деток нашей группы. Самое главное в этой гимнастике - это вдох. Вдох носом. Он должен быть – коротким, активным, шумным. При этом вдох делается только одновременно с движением (хватаем-вдох, кланяемся–вдох, поворачиваемся-вдох). Выдох – самопроизвольный, пассивный, не шумный, через рот. Еще один очень важный момент в этой гимнастике – это система счета. Мы с детками дышим четверками. Делаем 4 вдоха –движения, затем пауза 3-5 сек. , - и снова 4 вдоха-движения. Норма каждого упражнения -4 «четверки». Всего 16 вдохов-движений. Маленьким детям для профилактики простудных заболеваний этого достаточно и комфортно. Темп выполнения упражнений не быстрый, чтобы успеть выдохнуть. Все упражнения делаются без напряжения. Дыхательные упражнения мы включаем в комплексы утренней гимнастики, в физкультминутки, в динамические паузы, а проведение её на прогулке в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр. Используем время ожидания при смене режимных моментов: например, перед музыкальным и или физкультурным занятием в зале мы с детьми иногда ожидаем пока закончится занятие предыдущей группы. Эти несколько минут мы проводим с пользой: делаем 1-2 упражнения. Самое главное выполнять ежедневно комплекс упражнений.
*Артикуляционная гимнастика. - улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшает подвижность артикуляционных органов; - укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшает напряжённость артикуляционных органов. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования конкретного звука. Может проводиться в игровой форме /»Приключения веселого язычка»/ или в виде выполнения подобранного комплекса упражнений.
Артикуляционное упражнение «Язычок» Наш забавный язычок - /Дети идут хороводом хором и произносят слова/ Щелк, щелк, щелк, щелк. / Останавливаются,щелкают языком/ Зубки чистим мы умело, /Проговаривают текст/ Вправо, влево, вправо, влево. /Текст произносит восп-ль, а дети с закрытым ртом
двигают языком в полости рта вправо, влево/ Мы нисколько не устали /Проговаривают хором текст/ Вверх и вниз им двигать стали /Выполняют соответствующее движение языком/ Словно пчелки пожужжали, /Произносят звукоподражания: ж-ж-ж-ж…/ Как машины, порычали. /Звукоподражания: р-р-р-р…/ Как лошадки, вскачь пустились /Бегут по кругу галопом/ Вовремя остановились! /замедляя темп, останавливаются/
Данное небольшое упражнение можно выполнять во время коррекционных занятий: выполняются действия в соответствии с текстом, развиваются и укрепляются мышцы языка, артикуляционные мышцы, закрепляется навык правильного звукоизвлечения.
*Гимнастика для глаз Является профилактикой нарушений зрения, снятие напряжения с глаз, тренировка зрительно-моторной координации. Провожу (по показу!) в середине занятия с большой зрительной нагрузкой и обязательно на занятиях с использованием информационных компьютерных технологий. 1.комплекс упражнений: 1.Зажмурьте из всех сил глаза, а потом откройте их. /4-6 раз/ 2.Быстро моргайте ( в течение 15 секунд)/ повторить 3раза/ 3.Закройте глаза и поглаживайте веки круговыми движениями кончиками (подушечками) пальцев. /1минута/
2 комплекс упражнений:
- Зажмурьте из всех сил глаза, а потом откройте их. /4-6 раз/
- Закройте глаза и поглаживайте веки круговыми движениями кончиками (подушечками) пальцев. /1минута/
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо –вниз –направо – вверх – налево – вниз. /5 раз/
- Вытяните вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно прижимайте его к носу, а потом так же медленно отодвигайте обратно. /4-5 раз/
- Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержите на ней взгляд.
*Бодрящая гимнастика Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, является профилактикой плоскостопия… Во время проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Провожу ежедневно после дневного сна /5 -10минут/
Ходьба босиком по ребристым дорожкам, дощечкам, массажным коврикам. Легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.
*Развитие общей моторики Снимают усталость и напряжение; вносят эмоциональный заряд; совершенствуют общую моторику; вырабатывают четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Использую в работе с детьми: - двигательно - речевые физкультминутки /по каждой лексической теме/ и без речевые; - подвижные игры разной степени подвижности для помещения и на прогулке. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения. - занятия по физической культуре (проводит руководитель по физ.культуре) - Физкульминутка для занятий по математики: Раз, два, /Правая рука вперед, затем левая / три, четыре /Правая рука в сторону, затем левая/ Руки выше, /Обе руки вверх; расставить ноги прыжком/ Ноги шире /Одновременно руки на пояс и прыжок ног/ Вправо, влево поворот, /Повороты вправо, влево/ Наклон назад, наклон вперед . /Наклоны туловища назад, затем вперед/.
- Двигательно-речевая «На водопой» /по лексической теме «Дикие животные» Дети, проговаривая текст, выполняют соответствующее движение. Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой / Дети идут по кругу друг за другом/ За мамой-лосихой топал лосенок, /Идут, громко топая/ За мамой-лисицей крался лисенок, / Крадутся на носочках/ За мамой- ежихой катился ежонок, /Приседают, медленно продвигаясь вперед/ За мамой-медведицей шел медвежонок, /Идут вперевалку/ За мамою-белкой скакали бельчата, /Скачут на согнутых ногах/ За мамой-зайчихой – косые зайчата, / Скачут на прямых ногах/ Волчица вела за собою волчат. /Идут на четвереньках/ Все мамы и дети напиться хотят. /Повернувшись лицом в круг, делают движения языком – «лакают»/
*Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковую гимнастику провожу в любой удобный отрезок времени и как часть каждого занятия. Упражнения провожу с детьми под речевое сопровождение.
Дикие животные водятся в лесу, / Последовательно Здесь увидеть можешь ты волка и лису, соединять пальцы то Зайца и медведя, белку, кабана, правой, то левой руки Прячет всех надежно лесная тишина. с большим пальцем/.
- Обводки шаблонов и штриховки; - Выполнение графических диктантов; - Игры в «сухом бассейне»; - Пальчиковые «ходилки»; - Игры со счетными палочками; - «Волшебная коробка» /рисование по песку/; - Игры с мелкой мозаикой «Лего» и др.
* Су Джок терапия.
Массаж кистей рук с помощью шарика Су Джок Такой массаж оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе. Стимуляция биологически-активных точек расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений: Су Джок массажеров, , грецких орехов, прищепок, шестигранного карандаша…). Эффективен и ручной массаж пальцев.
- Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке. - Ребёнок кладёт массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
«Ежик» : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. /Дети катают су-джок между ладонями/ На спине иголки /Массажные движения большого пальца/ Очень-очень колки /Массажные движения указательного пальца/ Хоть и ростом ёжик мал, /Массажные движения среднего пальца/ Нам колючки показал, /Массажные движения безымянного пальца/ А колючки тоже /Массажные движения мизинца/ На ежа похожи. /Катание су-джока между ладонями/.
*Кинезиологические упражнения
Систематически использую кинезиологические упражнения, которые развивают у детей межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания, наблюдается прогресс в управлении своими эмоциями.
1.«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. Ладошка вверх, Ладошка вниз, А теперь их на бочок, И зажали в кулачок.
2.« Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, Поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
2 блок. Социально-психологические технологии (поддержка эмоционального благополучия)
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
* Атмосфера психологического комфорта - Создание психологического пространства безопасной среды для ребенка, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
-Уделяю особое внимание цветовой гамме интерьеров в группе. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. -Добрые традиции: ласковая встреча и ритуал прощания с ребенком; использование в своей речи ласковых имен детей; празднование дней рождения…
* Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в моей практике являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия - это отличное средство для борьбы с детскими неврозами.
* Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
* Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
* Музыкотерапия и релаксация— игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции. 1.Комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную классическую музыку Рахманинова, Чайковского , звуки природы. Примером такой работы может послужить упражнение «Тихое озеро», которое проводится на ковре под спокойную музыку.
Ложитесь на ковер. Примите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышны лишь дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц. Стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокоыными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Вы снова в детском саду. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и приятные ощущения не покидают вас в течение всего дня. 2.«Тряпичная кукла и солдатик» - Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.
* Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
* Психологический настрой /на занятие; на коррекционный час; на игру…/ Способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости - Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи. - Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза). - «Подари улыбку» Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
3 блок. Образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
* Эвристические беседы. Вместе с детьми ищем ответ на проблемные вопросы: «Почему мы болеем?», «Что такое иммунитет?» и др.
* Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья, где воспитанники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета.
*Исследования. Дети узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств. Валеологические исследования провожу через изучение макетов («Скелет», «Тело человека») и просмотр познавательных видеороликов. Вначале формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии.
4 блок. Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
* Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
* Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
* Приобщаем родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
* Проводим консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
В результате проводимой работы по использованию здоровьесберегающих технологий у детей значительно снизился процент простудных заболеваний; формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение. Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Литература. 1.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – «Сфера». 2008. 2. М.Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». –АЙРИС- ПРЕСС, Москва 2007. 3. Овчинникова Т.С. «Организация здоровье-сберегающей деятельности В ДОУ». – «Каро». 2006. 4. Составитель Громова О.Е. «Инновации в логопедическую практику».-Линка-Пресс,2008. 5. Акименко В.М. Новые логопедические технологии – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г. 6.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 7. Кудинова М.А. Здоровье сберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снегири" (коллективная работа).
Предлагаю конспект занятия по рисованию с детьми ЗПР 6 - 7лет. Занятие способствует развитию творческих способностей, художественного воображения. Методика построена на использовании игровых мет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102017-1547572235.jpg)
Тема:« Укрепление здоровья, повышение двигательной и речевой активности у детей старшей группы компенсирующей направленности» (из опыта работы)
Выступление на районном методическом обьединении.Тема:« Укрепление здоровья, повышение двигательной и речевой активности у детей старшей группы компенсирующей напра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-419359-1395150816.jpg)
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-737548-1452882412.jpg)
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности "Подводим итоги работы за год"
К концу учебного года дети научились основам звукового анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), научились чтению слогов. Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определя...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453694-1675000849.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/05/picture-1454037-1696474147.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)
Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...