В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.
проект по теме

Афонина Рамила Мингалиевна

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал В.А.Сухомлинский.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает не только сохранение и укрепление здоровья воспитанников, но и активное формирование здорового образа жизни.

В нашем детском саду в начале учебного года специалистами был проведен мониторинг здоровья воспитанников, по результатам которого было выявлено ослабленное здоровье детей. В связи со снижениемуровня здоровья, дети нестабильно посещают детский сад, что может сказаться на качестве подготовки детей к школе. А мы знаем, что психофизическое здоровье дошкольника является важным условием, критерием готовности ребенка к школе и залогом успешной адаптации и школьной успеваемости в период обучения. Это и побудило нас разработать и реализовать совместно с родителями проект «Здоровье детей в наших руках».

Особенностью проекта является то, что родители являются активными участниками проекта.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через организацию совместных действий всех участников образовательных отношений.

Задачи проекта:

• Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического здоровья детей.

• Мотивировать детей и родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.

• Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в рамках проекта.

• Способствовать формированию психофизического здоровья воспитанников посредством нетрадиционной деятельности. • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Практическая значимость проекта Данным проектом могут воспользоваться воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста в группах общей и комбинированной направленности. А после некоторой модификации проект может применяться учителями начальной школы в работе с первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove_detey_v_nashih_rukah_.docx931.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f53/0007fe92-843e7fbe/hello_html_m31eac8d7.jpg

Барабинского района Новосибирской области

Барабинск, 2016г.


Содержание

Паспорт проекта

стр. 3

Пояснительная записка

стр. 3

Актуальность проекта

стр.3

Цель, задачи проекта

стр.4

Объект и предмет

стр.4

Практическая значимость проекта

стр.5

Принципы реализации проекта

стр.5

Риски, пути решения

стр.5

Предполагаемые результаты реализации проекта

стр.5

Критерии оценки реализации проекта

стр.6

Структура реализации проекта

стр.6

I.Аналитический блок.

стр.6

II.Информационный блок.

стр.6

III. Образовательный блок

стр.6

IV.Практический блок

Календарно-тематический план

стр.7-15

V. Заключительный блок

стр.15

Литература

стр.16

Приложения

http://eduportal44.ru/Kostroma_EDU/88ds/SiteAssets/DocLib7/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0/fun-wallpaper-for-kids-wallpaper-desktop.jpg

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-просветительский.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медсестра.

Сроки реализации проекта: в течение 2016-2017  учебного года.

Пояснительная записка

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал

В.А.Сухомлинский.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
      Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает не только сохранение и укрепление здоровья воспитанников, но и активное формирование здорового образа жизни.

Актуальность проекта

В  последнее десятилетие в современном мире отмечается тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Неблагоприятная экологическая обстановка, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, воздух, ухудшение состояние здоровья матерей, дефицит двигательной активности, незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей отрицательно сказывается на  здоровье детей, повышается заболеваемость и, как следствие - снижает эффективность эффективности обучаемости детей. Дошкольный возраст – это период, в который начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому необходимо проводить превентивные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление  здоровья детей дошкольного возраста.

Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.

Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Это решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, а также выработать единые педагогические требования к дошкольнику.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
        В нашем детском саду в начале учебного года  специалистами был проведен мониторинг здоровья воспитанников, по результатам которого было  выявлено ослабленное здоровье  детей.   В связи со снижениемуровня здоровья,  дети нестабильно посещают детский сад, что может сказаться на качестве подготовки детей к школе.  А мы знаем, что психофизическое здоровье дошкольника  является важным условием, критерием готовности ребенка к школе и залогом  успешной адаптации и школьной успеваемости  в период обучения. Это и побудило нас разработать и реализовать совместно с родителями  проект «Здоровье детей в наших руках».  

Особенностью проекта является  то, что родители являются  активными участниками проекта.

           Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через организацию совместных действий всех участников образовательных отношений.

Задачи проекта:

  • Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического  здоровья детей.
  • Мотивировать детей и родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое  питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в рамках проекта.
  • Способствовать формированию психофизического здоровья воспитанников посредством нетрадиционной деятельности.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

Практическая значимость проекта

Данным проектом могут воспользоваться воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста в группах общей и комбинированной направленности. А после некоторой модификации проект может применяться учителями начальной школы в работе с первоклассниками.

Принципы отбора содержания проекта:

  1. Принцип системности.
  2. Принцип включенности.
  3. Принцип превентивности.

Риски

Пути решения

Недостаточная заинтересованность                                                                                                                 родителей и педагогов к участию в мероприятиях в рамках проекта.

Мотивировать педагогов и родителей через привлечение к участию в конкурсах, по результатам проведения выражением благодарности, поощрениями активных участников (грамоты, дипломы).

Недостаток временных ресурсов воспитателей.

Рациональное распределение мероприятий и степень включенности педагогов в процесс проведения проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Выявлена  готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического  здоровья детей.
  • Повысилась мотивация детей и родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое  питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
  • Повысилась психолого-педагогическая  компетентность педагогов и родителей в рамках проекта.
  • Сформировано психофизическое здоровье воспитанников посредством нетрадиционной деятельности.
  • Установлены партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

         

 Критерии оценки реализации проекта:
- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров;
- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
- мониторинг отношения детей к здоровому образу жизни (беседа);

-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).http://funforkids.ru/pictures/rainbow/rainbow17.gif

           Структура проекта
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

  1. Аналитический блок.
  • Анкетирование;
  • Мониторинг;
  • Тестирование;
  • Беседа.
  1. Информационный блок.
  • Подбор наглядной информации;
  • Оформление  папок – передвижек;
  • Проведение выставок презентаций;
  • Составление памяток для родителей;
  • Консультации для родителей на официальном     сайте детского сада;
  • Распространение буклетов в рамках проекта.
  1. Образовательный блок

Традиционные формы и методы работы.

  • Семинары-практикумы.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Индивидуальные рекомендации специалистов.
  • Дни открытых дверей.
  • Физкультурные праздники и досуги.
  • Творческие конкурсы и выставки.
  • Психологические лектории, тренинги, мозговой штурм.

Нетрадиционные формы и методы работы.

  • Ежемесячная традиция «Гостиная здоровья».
  • Семейные творческие проекты.

            IV Практический блок

  • Календарно-тематический план работы

 


Календарно-тематический план

Мероприятия

Целевая группа

Ответственный

Результат

 Месяц:  сентябрь (Приложение № 1)

Тема: «Что такое здоровье и как его беречь?»

Цель работы: ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей. Определение роли семьи в воспитании детей.

Беседа:  «Что такое здоровье?»

Дети

Воспитатель,

педагог - психолог

Представление о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться.

Гостиная здоровья: «Здоровый ребенок — здоровое общество»:

  • Анкетирование «Здоровье вашего ребенка».
  • Презентация: «Если хочешь быть здоровым».
  • Составление памятки: «Формирование у детей здорового образа жизни».

Родители, дети

Воспитатель, педагог - психолог

Выявление степени осведомленности родителей в вопросах оздоровления ребенка.

Презентация

Памятка

Оформление папки – передвижки «Здоровье ребенка в наших руках».

Родители

Воспитатель

Папка – передвижка

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

Медсестра, воспитатель, родители, дети.

Воспитатель, педагог - психолог

  Месяц:  октябрь (Приложение № 2)

Тема: «К здоровью через правильное питание»

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста  основы рационального питания,  представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья,  воспитывать у детей культуру здоровья.  Повысить  уровень культуры здоровья родителей, под которой понимается общая способность и готовность личности  к деятельности по его охране и укреплению.

Семейный клуб ««К здоровью через правильное питание»

Воспитатель, родители, дети.

Воспитатель

Способность и готовность  к деятельности по охране и укреплению здоровья.

 Месяц: ноябрь (Приложение № 3)

Тема: «Закаливание»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными методами закаливания.

Составление с детьми правил эффективного использования закаливания.

Беседа с детьми  «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!»

Гостиная здоровья: «Закаливание»:

  • Семинар-практикум «Нетрадиционные методы закаливания».
  • Оформление папки-передвижки «Закаливание ребенка в домашних условиях».

Дети, воспитатель, медсестра

Дети, воспитатель

Родители, воспитатель, медсестра

Родители, воспитатель

Воспитатель, медсестра

Воспитатель

Воспитатель, медсестра

Воспитатель

Памятка эффективного использования закаливания.

Презентация

Знакомство родителей с нетрадиционными методами закаливания.

Папка – передвижка

Фото - выставка: «Как мы закаливаемся в детском саду».

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели

Фото - выставка

Месяц: декабрь (Приложение № 4)

Тема: «Зимние забавы для здоровья»

Цель: Вызывать интерес у родителей к зимним прогулкам, созданию снежного городка для зимних забав  детей.

Составление с детьми памятки соблюдения правил во время зимних игр и развлечений.

Дети, воспитатель

Воспитатель

Оформление памятки по соблюдению правил во время игр.

Гостиная здоровья «Зимние забавы»:

  • Методические рекомендации для родителей «Зимние игры и забавы детей».
  • «Коньки, ходьба на лыжах  и здоровье»

Родители, воспитатель

Родители, воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Представлены разнообразные зимние забавы для детей.

Рекомендации начинающим, фото родителей и детей.

«Зимние забавы» — физкультурный  праздник для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

Дети, родители, воспитатель

Воспитатель

Конспект совместного физкультурного праздника

Оформление выставки рисунков  «Зимние забавы в детском саду».

Дети, родители, воспитатель

Воспитатель

Выставка рисунков  

Постройка снежного городка

Родители, воспитатели

Родители, воспитатели

Снежный городок для детей

 Месяц: январь

Тема: «Дыхательная гимнастика»  (Приложение № 5)

Цель: Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающей сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Оформление папки-передвижки «Комплекс  дыхательной гимнастики после сна»

Воспитатель, родители, логопед

Учитель-логопед

Папка-передвижка

Гостиная здоровья «Дыхательная гимнастика»:

  • Показ презентации «Дыхательная гимнастика»

  • Методические рекомендации

для родителей и воспитателей по формированию правильного речевого дыхания.

  • «Развитие речевого  дыхания»

  • Релаксация «Освобождение от забот»

Воспитатель, родители, логопед

Воспитатель, родители, логопед

Воспитатель, родители, логопед

Воспитатель, родители, логопед

Воспитатели, родители, педагог - психолог

Воспитатель, учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Педагог - психолог

Презентация

Методические рекомендации

Памятка

Месяц: февраль

Тема: «Нетрадиционные способы оздоровления» (Приложение № 6)

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными методами работы, как средством коррекционно-развивающей (лечебной) педагогики в детском саду, создание благоприятного психологического климата в  педагогических, родительских коллективах и  детских группах.

Гостиная здоровья «Нетрадиционные способы оздоровления»:

  • Глесс – терапия или  рисование на стекле.        

  • Чайная психология. Ароматерапия

Родители, дети, воспитатель, педагоги

Родители, педагог – психолог, педагоги

Воспитатель,

 педагог - психолог

Педагог – психолог

Фото – отчёт

Презентация

        Студия  «Чудеса на песке»        

Воспитатели,

родители, дети, педагог-психолог

Педагог-психолог

Презентация

«Важней всего погода в доме»

Воспитатели,

родители, дети, педагог-психолог

Педагог-психолог

Презентация мини - проекта

 Месяц: март

Тема: «Профилактика плоскостопия. Осанка» (Приложение № 7)

Познакомить родителей  со специальными коррекционными упражнениями для профилактики плоскостопия у детей;познакомить с системой специальных упражнений для профилактики и воспитания правильной осанки детей.

Гостиная здоровья «Плоскостопие – дело поправимое»:

  •  «Нетрадиционное  оборудование в оздоровительной работе детей в домашних условиях»
  • Методические рекомендации для родителей  «Упражнения для профилактики  плоскостопия»

Родители,  воспитатель

Родители,  воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Оформление стендовой наглядности

Упражнения для профилактики  плоскостопия

Папка – передвижка «Как предупредить развитие плоскостопия у ребёнка?»

Родители,  воспитатель

Воспитатель

Рекомендации для профилактики  плоскостопия

Буклет «Воспитание  правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Родители,  воспитатель, медсестра

Медсестра

Рекомендации по воспитанию правильной осанки детей

Месяц: апрель

Тема:  «Витамины для здоровья» (Приложение № 8)

Цель работы: Познакомить родителей с «волшебной» силой витаминов для укрепления здоровья.

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

НОД «Кафе «Витаминка»

Гостиная здоровья «Ищем витамины»:

  • Консультация: «Витаминная азбука здоровья».
  • Буклет: «В каких продуктах «живут»  витамины».
  • Проект-конкурс: Презентация и дегустация витаминных салатов.

Дети

Дети, воспитатель

Медсестра, воспитатель, родители, дети

Родители, дети

        

Воспитатель

Воспитатель

Медсестра

Воспитатель

        

Участие в региональном конкурсе детского творчества «Весёлый урок о том, что вкусно и полезно»

Буклет

Книга... Шкатулка рецептов витаминных салатов.

Мини-проекты (фото)

 Месяц: май

Тема: «Движение-залог здоровья» (Приложение № 9)

Цель: Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима для детей.

Гостиная здоровья «Организация двигательного режима»:

  • Консультация для родителей «Двигательная активность и здоровье ребёнка»
  • «Подвижные игры»

Родители,  воспитатель

Родители, воспитатель, дети

Воспитатель

     Воспитатель        

Папка – передвижка

Спортивная игра «Мама, папа, я - спортивная семья».

Родители, воспитатель, дети

Педагоги

Фотоотчет

Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопоставление с предыдущим периодом, и общей заболеваемостью воспитанников детского сада.

Медсестра

Диаграмма

Анкетирование родителей.

Родители

Педагог-психолог

Результаты

Месяц: Июнь

Тема: «Защита проектов» (Приложение № 10)

Цель:  Приобщение родителей делиться опытом оздоровления с другими семьями.

«Защита проектов родителей»

Родители, воспитатель, дети

Родители, воспитатель

Фото

V. Заключительный блок

Подведение итогов проекта (анализ результатов мониторинга, выставки, творческие работы, защита семейных проектов),  обобщение.


Литература:

  1. Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания.
  2. Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма
  3. Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы). - М.: Медицина, 1999.
  4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.
  5. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми М., 2002
  6. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
  7. Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.
  8. Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». –[webmaster@komarovskiy.net]
  9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». – М.: ИДОСВ РАО, 2003– [http://www.tovievich.ru]
  10. Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста М., 2004
  11. Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ М., 2004
  12. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. – 2006.– №1. – С.107-111.
  13. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.
  14. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
  15. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
  16. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении – [www.1september.ru/]
  17. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. — Л.: Медицина, 1991г.
  18. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. - М.,1994.
  19. Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23
  20. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М., 2006
  21. Шаврыгин Б.В. Если малыш часто болеет М., 2005
  22. Щетинин Михаил: Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект педагога-психолога Гайнутдиновой Лейсан Рафиковны и воспитателя Бакиевой Ольги Владимировны на тему: "Какую роль играет собака в жизни человека"

Авторы педагог-психолог Гайнутдинова Лейсан Рафиковна, воспитатель Бакиева Ольга ВладимировнаИсследовательский проект «Какую роль играет собака в жизни человека?»Тема нашего проекта «О роли собаки в ж...

Реализация здоровьесберегающей технологии "Здоровье в наших руках" в первой младшей группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №12 г. Красноармейска Саратовской области»     Здоровьесберегающая технология. «Здоровье в наших...

Презентация для воспитателя На тему: « Здоровье наших детей- в наших руках»

•Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. •Познакомить воспитателей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоров...

Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.

В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...