Проект "Первые шаги к здоровью"
проект (старшая группа) на тему

Сидорова Татьяна Александровна

Проект направлен на развитие физических качеств и самостоятельной двигательной деятельности детей; приобщение семей воспитанников к здоровому образу жизни. Так же в проекте представлен комплекс нестандартного оборудования и его применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervye_shagti_k_zdorovyu.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Проект «Первые шаги к здоровью»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Автор проекта: Сидорова Татьяна Александровна

Актуальность:

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.

Но надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Сегодня дети  длительное время сидят у телевизоров, а многие занятия не требуют активных движений: чтение  книг, ручной труд, рисование, лепка. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Главная задача в решении этой проблемы  добиться повышения самостоятельной двигательной деятельности детей, которая развивается разными средствами. Одним из таких средств является нестандартное оборудование.

Цель проекта:

Развитие самостоятельной двигательной деятельности детей посредством использования нестандартного оборудования.

Задачи проекта:

  • расширение двигательных возможностей ребенка;
  • ознакомление детей с нестандартным физкультурным оборудованием;
  • укрепление здоровья детей, посредством использования нестандартного оборудования;
  • формирование у детей интереса к самостоятельному использованию разнообразного физкультурного оборудования;
  • развитие положительной мотивации у детей и их родителей к занятиям спортом, здоровому образу жизни.

Продолжительность проекта: 6 месяцев

Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Направленность проекта: познавательно-оздоровительная.

Образовательная область: «физическое развитие».

Области интеграции: «физическое развитие»; «социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие».

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Этапы осуществления проекта

1 этап. Организационный

- Обсуждение целей и задач проекта.

- Составление плана работы.

- Вызывать интерес к проекту всех его участников.

2 этап. Подготовительный        

- Привлечь родителей к сбору материалов, для изготовления нестандартного оборудования.

- Подобрать фотоматериалы, иллюстрации, литературу по соответствующей тематике.

 - Оказать информационную и методическую помощь педагогам и родителям.

- Совместный поиск информации по теме.

- Изготовление нестандартного оборудования.

- Разработка рекомендаций по его использованию (карточки, схемы).

- Выявление уровня развития самостоятельной двигательной деятельности детей.

3 этап. Основной        

- Проведение с детьми бесед: «Будь здоров»; «Растем сильными и ловкими»; «Витамины – лучшие друзья спортсменов»; «Бегай, прыгай и играй».

- Обучение детей использованию нестандартного оборудования в самостоятельной двигательной деятельности.

- Конкурс среди родителей на лучшее и многофункциональное нестандартное оборудование.

- Внесение оборудования в группу и его обыгрывание с детьми.

- Самостоятельная деятельность детей с нестандартным оборудованием.

- Игровое упражнение «Придумай сам – научи друга» (метод творческих заданий).

- Проведение физкультурных досугов, развлечений, соревнований, эстафет с использованием нестандартного оборудования.

- Фотосессия «Как мы умеем заниматься физкультурой».

- Проведение консультации для родителей по использованию нестандартного оборудования в домашних условиях.

4 этап. Заключительный        

- Выявить динамику уровня развития самостоятельной двигательной деятельности детей.

- Разработка методических рекомендаций по изготовлению и использованию нестандартного оборудования.

- Проведение физкультурного праздника «День здоровья» с привлечением родителей.

- Фото – газета «Мы спортсмены».

- Презентация проекта по проделанной работе.

- Объявление благодарности семьям, принимавшим участие в проекте.

Ожидаемые результаты:

  • развитие физических и спортивных качеств у детей, обогащение двигательного опыта, повышение двигательной деятельности;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;
  • проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом;
  • формирование у всех участников проекта индивидуального стиля здорового поведения;
  • умение самостоятельно использовать нестандартное оборудование для повышения двигательной деятельности;
  • снижение заболеваемости детей.

        Проведя диагностику, нами было выявлено, что часть детей  малоактивны, а остальные много и бесцельно бегают. Было принято решение улучшить двигательную деятельность детей посредством нестандартного оборудования.

Нами была поставлена задача, наполнить группу недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Для изготовления оборудования были привлечены сами дети, чем вызвало больший интерес к его использованию. Использование карточек и схем облегчило использование детьми нестандартного оборудования.

Проведение бесед с детьми способствовало приобретению и закреплению знаний о здоровом образе жизни.

Также, проводя конкурс среди родителей, нами преследовалась цель приобщить родителей к здоровому образу жизни и ….

        Проведения физкультурных досугов, фото – сессии детьми воспринимались очень хорошо, чем вызывало все больший интерес к нестандартному оборудованию.  

Используемое оборудование было красочно оформлено, многофункционально, что способствовало привлечению внимания, создавало у детей интерес, способствовало развитию самостоятельной двигательной деятельности. В изготовлении многих пособий принимали участие дети.

  Для  знакомства с новым оборудованием использовались следующие методы и приёмы: внесение оборудования; вопросы к детям: «Как можно использовать это оборудование?»; обыгрывание и показ; варианты усложнений.  Например «Солнышко» - сшитое из материала со съемными лучиками набитыми поролоном,  вносилось во вторую половину дня. Для его обыгрывания нами  использовался метод творческих заданий, предлагалось детям самим придумать варианты его использования. У некоторых детей это  вызывало   затруднение,  не все дети могли   придумать  задания. Чтобы помочь детям, предлагала придумать задания на усложнения вместе или с  помощью  других детей. Для развития самостоятельности в двигательной деятельности использовались  следующие методы и приемы:

  • алгоритм выполнения заданий;
  • инструктаж;
  • помощь другого ребенка;
  • советы;
  • совместное придумывание заданий;
  • соединение с детьми, имеющими высокий уровень.

В процессе применения нестандартного оборудования использовались  опосредованные приемы руководства, направленные на развитие самостоятельной двигательной деятельности детей:

  • внесение карточек и схем с упражнениями;
  • обыгрывание  пособий детьми самостоятельно;
  • метод творческих заданий;
  • поощрение интересных начинаний детей.

Эффективным приемом руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников, по нашему мнению, является совет, рекомендация. В доступной форме педагог может  посоветовать выбрать то или иное физкультурное оборудование,  следить за тем, чтобы чередовались разные виды движений, а также за тем, чтобы двигательная активность детей была бы то большой, то средней, то малой.

Мотивация к самостоятельной двигательной деятельности   усиливается, если оборудование предназначается для коллективного использования.    Стремились  объединять  детей, занимающихся рядом, так как известно, что продолжительность и интенсивность двигательной деятельности возрастает в общении.

Список литературы

1.        Адашкевичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / Э.Й Адашкевичене. – М.: Просвещение, 2014. – 124c/

2.        Васильева, И. Развитие основных движений в самостоятельной деятельности детей [Текст] / И.Васильева// Дошкольное воспитание. 2015, №7. – с.18.

3.        Голубева, Г.Н. Проблема физического воспитания детей раннего возраста с дошкольном образовательном учреждении на современном этапе и уровни двигательной активности [Текст] // Здоровье и физическое развития в дошкольном образовательном учреждении: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: Гном, 2001. – С.18-31.

4.        Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание – 2017. – №1. – С.28-32.

5.        Как стать сильным и выносливым [Текст] / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 2009 – 64с.

6.        Коровина, Л.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий [Текст] / Л.М. Коровин; под ред.А.В. Кенеман, М.Ю. Кистековой, Т.И. Осокиной. – М.: Наука, 2002. – 176с.

7.        Люблинская, А.А. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / А.А. Люблинская // Дошкольное воспитание. – 2013. - №2. – С.66-72.

8.        Осницкий, А.К. Психология самостоятельности [Текст]: методы исследования и диагностика / А.К. Осницкий. – Москва – Нальчик: Издат-во «Эльфы», 2016. – 384с.

9.        Рунова, М. Двигательная активность старших дошкольников и ее регулирование [Текст] / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1984, №3. – с.16.

10.        Рунова, М.А. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке [Текст] / М. Рунова// Дошкольное воспитание.  – 2013.- №8. – с.35.

11.        Силина, О. Двигательная активность и состояние здоровья дошкольника [Текст] / О. Силина // Дошкольное воспитание, 2015, №10 - с.17.

12.        Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степанкова.- М.: Изд. центр «Академия», 2015 г.- 368с.

Комплекс нестандартного оборудования и его применение

Оборудование направленно на развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей детей.

 «Волшебные клубочки» - четыре клубка ниток (синий, красный, желтый, зеленый) и длинные карандаши тех же цветов в коробочке. Количество играющих от 1 до 4 человек.

        Цель: развивать мелкую моторику

 Варианты заданий:

 - Кто быстрее смотает клубочек.

 - Размотай и смотай клубочек.

 - Обмотай карандаш ниткой в соответствии с цветом.

 «Моталочка» - яркие атласные ленты двух цветов; с одного края ленты закреплены на деревянных палочках (длинной в 3 ширины ладони ребенка), а с другой стороны ленты скреплены между собой бантиком. Количество игроков – 2. Игра носит соревновательный характер.

        Цель: развивать мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции.

Варианты заданий:

 - Кто быстрее смотает ленту до бантика.

 - Кто быстрее смотает и размотает ленту.

 Настенное панно «Волшебная поляна» - расшитое многофункционально панно состоит из четырех прямоугольников сшитых между собой, на каждом изображено время года (лето, зима, осень, весна). Съемные детали – листочки, плоды, облака, цветы и т.д. Так же на нем используются молнии и шнуровки.

         Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, учить завязывать шнурки; закреплять знания о временах года и их признаках; развивать творческое воображение детей, развивать произвольную и непроизвольную память.

Варианты заданий:

 - Запомни как было. (Прикрепляется определенное количество деталей, дается время запомнить ребенку расположение. После ребенок отворачивается, детали снимаются и дается возможность воспроизвести прежнее расположение деталей).

 - Прикрепи детали в соответствии со временем года.

 - Дети придумывают варианты игры сами.

Оборудование направленно  на  профилактику простудных заболеваний, развитие плавного выдоха:

 «Бабочки» - на шелковой нитке длинной 40 – 50 см прикреплена бабочка из гофрированной бумаги, а на другом конце маленькое пластиковое кольцо. При игре можно использовать помощника (второго ребенка) или повесить в дверной проем.

        Цель:

  Варианты заданий:

 - Чья бабочка выше взлетит.

 - Чья бабочка будет лететь дольше.

 «Снегопад» - пластиковая бутылочка (0.6л) обклеенная мелкими снежинками; внутрь бутылочки засыпаются конфетти белого и голубого цвета; в крышечке проделывается отверстие и вставляется трубочка для коктейля.

        Цель:

 Варианты заданий:

 - Подуй в трубочку, чтобы полетели снежинки.

 - Подуй в трубочку три раза и на третий раз протяжный, плавный выдох.

     Доведи шарик до дома – два шелковых шнура (2м) и теннисный шарик.

        Цель: развивать дыхание, ловкость, быстроту реакции.

Варианты заданий:

 - Доведи шарик до дома по прямой дорожке (два шнура выкладываются на полу параллельно друг другу на расстоянии 10см, ставится шарик в начале пути и ребенок начинает дуть, приводя шарик в движение).

 - Прокати шарик по улитке (шнур выкладывается по спирали и шарик ведется из середины к краю или наоборот).

Оборудование направлено на развитие основных видов  движений,  содержит готовую инструкцию, используя которую, ребенок может выполнять разнообразные задания:

 «Волшебный куб» - куб набитый поролоном, на каждую грань крепится нашивка с изображением движения. Так же вместо нашивок с движениями можно использовать цифры и  пронумерованные карточки с заданиями.

        Цель: развивать основные виды движений, тренировать детей в самоорганизации своего досуга.

Варианты заданий:

 - Дети объединяются в группу играющих и по очереди бросают. После выполняют выпавшее упражнение.

 - Бросать куб поочередно друг другу, кто не поймал, выполняет выпавшее упражнение.

 «Разноцветные бутылочки» - капроновые бутылочки (0,5 – 0,6л), оклеенные цветной пленкой, внутрь насыпана крупа или песок для веса.
        
Цель: развивать  мышцы плечевого пояса, выносливость; укреплять мышцы рук, брюшного пресса, спины и груди.

Варианты заданий (используются карточки с заданиями):

 - Поднимать бутылочки через стороны вверх (использовать как гантели, для силовых упражнений).

 - Сложи бутылочки ногами в корзину.

 - Прыжки с продвижением вперед, зажав бутылочки ногами.

Еще можно использовать как зрительный ориентир или для прыжков и перешагиваний.

 «Солнышко» – многофункциональное пособие, сшитое в форме солнышка из желтой ткани, лучики – набитые поролоном и толстые желтые шнурки.

Трансформируется в арки для подлезания.

        Цель: закреплять умение подлезать под аркой разными способами, профилактика плоскостопия.

Варианты заданий:

 - Подлезь под аркой разными способами.

 - Пройди по кругу по лучикам (профилактика плоскостопия).

 - Перепрыгни через лучики на одной (двух) ногах.

 Так же можно использовать лучики, как гимнастические палки, а солнышко, как вертикальную мишень.

Оборудование направленно на развитие равновесия и координации движений:

 «Удав» – сшитая игрушка удав, набитая ватой и расшитая пуговицами.

        Цель: развивать равновесие на ограниченной поверхности, ловкость, координацию движений.

Варианты заданий:

 - Пройди не упади (пройти по пуговицам снаряду, наступая полной стопой, руки в стороны).

 - Пройти по снаряду боком (пройти приставным шагом, руки на поясе).

 - Прыгни зигзагом (прыжки на двух ногах через снаряд зигзагом, руки на поясе).

       «Ходули» - по бокам 2-х пластиковых ведёрок от майонеза сверлятся отверстия, вставляется лента или веревка на уровне вытянутой руки ребёнка. Использование: дети встают ногами на перевёрнутые ведёрки, держась руками за ленточки, идут на них, как на ходулях.

Цель: развитие ловкости, выносливости, равновесия.

Варианты заданий:

 - Пройди в заданном направлении;

 - Пройди змейкой между кеглями;

 - Кто быстрее до флажка.

 «Лыжи» – пластиковые бутылки одного размера с прорезанными продолговатыми отверстиями для ног.

        Цель: учить детей скользящему шагу, развивать координацию движений.

Варианты заданий:

 - Пройди между колпачками.

 - Кто быстрее.

Оборудование направленно на развитие глазомера, ловкости:

 «Попади в цель» - из линолеума вырезаны фигуры в форме яблок и оклеены яркой пленкой (желтой, зеленой и красной). Они подвешиваются на стойку и используются в качестве вертикальной цели.

        Цель: развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

Варианты заданий:

 - Попади только в желтые (зеленые, красные) яблоки.

 - Попади во все яблоки поочередно.

 «Воротца» – жесткая проволока изгибается в виде дуги, на нее нанизываются капсулы «киндер-сюрприза»; на основание стойки крепятся коробочки от йогурта для устойчивости.  

        Цель: развивать глазомер и ловкость.

Варианты заданий:

 - Прокати мяч в ворота (усложнение зависит от размера мяча и расстояния до ворот).

Так же можно использовать для перешагивания и подлезания под дуги.

 «Кольца» (горизонтальная цель) – разноцветные крышки от капроновых бутылок нанизываются на шнурок и скрепляются в кольцо.

        Цель: развивать глазомер и ловкость.

Варианты заданий:

 - Попади в цель (может быть выложено одно кольцо, а так же два и три).

Так же можно использовать для прыжков на ногах (одной, двух) по кольцам.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - шаги к здоровью.

Информирование родителей о развитии и воспитании детей дошкольного возраста....

«Семь шагов к здоровью» Практическое занятие для родителей и детей

Цель: способствовать сохранению и укреплению физического психического здоровья;развивать ловкость, внимание, мышление;воспитывать чувство взаимопомощи;доставить радость от совместных игр детям и их ро...

Консультация для родителей "9 шагов к здоровой жизни

Консультация для родителей "9 шагов к здоровой жизниЦель: повышение педагогической культуры.Задача: формировать представления о здоровом образе жизни.Никогда не поздно начать новую жизнь. Только начин...

"Шесть шагов к здоровью малыша".

Информация для педагогов и родителей...

Анкета для родителей"для проведения родительского собрания на тему "Семь шагов к здоровью" на тему:"Здоровый образ жизни"

перед проведением за неделю до родительского собрания родителям была предложена Анкета на тему "Здоровый образ жизни"...