Закаливание в дошкольном возрасте
консультация на тему

Михеева Ирина Анатольевна

Консультация на тему "Закаливание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разные виды закаливания детей23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Закаливание в дошкольном возрасте

 

Составила

инструктор по ФК

Михеева И.А

Санкт-Петербург

2017

        Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание.         Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Именно поэтому важно начинать закаливать ребенка как можно раньше.

        Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма.

Существуют принципы закаливания:

- Регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток.

- Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют увереннее достигать желаемого результата.

- Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше обычного воздействия.

- Эмоциональность. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.

- Соответствие возрастным и физиологическим возможностям. Закаливающие процедуры должны проводиться с учётом возраста и здоровья ребёнка.

- Комплексность. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к. все они между собой взаимосвязаны.

Существуют разные виды закаливания:

Закаливающее дыхание.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.

  • «Носик гуляет» - взрослый предлагает ребёнку крепко закрыть рот и хорошо дышать только носом.
  • «Носик нюхает приятный запах» (Понюхаем: цветочки, ягодки, фрукты и т.д.) - ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
  • «Наш музыкальный носик» на выдохе ребёнок постукивает указательным пальцем по крыльям носа, пытаясь произнести любой слог: «ба - бо"
  • «Погладим свой носик» ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

Затем нужно хорошо очистить свой нос, высморкавшись в носовой платок.

Массаж рук.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.

«Поиграем с ручками»

 I. Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

П. Основная часть.

  1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
  2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
  3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

5.  Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Такой массаж благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, а так же на его физическое здоровье, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Существует множество пальчиковых гимнастик и упражнений.

Например:   

Во дворе

Во дворе мы все друзья

Самый младший - это я

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра.

Это Даша

Дети ритмично стучат кулачками по столу

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

Массаж волшебных точек ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

Например:

«Поиграем с ушками»


«Найдем и покажем ушки».

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

«Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки».

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

«Покрутим козелком».

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

«Погреем ушки».

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

III. Заключительный этап.

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Массаж стоп ног.

Основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно утром или вечером по 3-10 минут. Существует множество методик проведения массажа стоп. Они все состоят из игровых упражнений, которые выполняет ребёнок под руководством взрослого.

Обширное умывание прохладной водой.

Суть умывания заключается в следующем: ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Раз»- обмывает правой рукой левую кисть.

«Два»- обмывает левой рукой правую кисть.

«Три»- мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре»- мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять»- мокрые ладошки кладёт сзади на шею и ведёт одновременно вперёд.

«Шесть»- мокрой правой ладонью делает круговые движения по груди.

«Семь»- мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь»- ополаскивает руки.

«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять»- вытирает руки насухо.

Босоножье .

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводиться в любое время дня. Дозировка определяется возрастом ребёнка. Желательно начинать в тёплое время года.

Ходьба по солевым дорожкам.

Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям.

Суть заключается в том, что ребёнок ходит по смоченным в солевом растворе( 1 кг. соли на 10 литров воды) дорожкам. Проводить желательно перед дневным сном. Проводиться один раз в день продолжительность 5-8 минут. Во время ходьбы ребёнок должен ходить на носках, на пятках, на всей ступне. Выполнение процедуры можно сопровождать стихами или потешками ("Топ, топ ножки, прямо по дорожке", "Потопали ножки по солевой дорожке" и т.д.)

Топтание в тазике с холодной водой.

Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям, стимулирует активные точки, расположенные на подошвах ног.

Ребёнок топчется 2-3 минуты в тазике с холодной водой, затем быстро и тщательно нужно растереть стопы ног полотенцем. Закаливание начинается в воде комнатной температуры и с каждым днём температура становится ниже на один градус. И в конечном результате вода становится + 18 градусов. Можно для лучшего эффекта перед топтанием походить по шипованным коврикам или дорожкам.

Закаливание проводится только со здоровыми детьми. Дети после болезни в процедуре закаливания не участвуют.

Ежедневные солнечные и воздушные ванны.

Ребёнок должен как можно больше находиться на свежем воздухе. Прогулки проводятся 2-3 раза в день. Длительность прогулок зависит от состояния погоды и времени года.

Одежда ребёнка должна соответствовать погоде.

Примерные оздоровительные мероприятия в течении дня

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  • Утренняя гимнастика(в теплый период - на улице, в холодный - в зале)
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  • Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная; вечерняя
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кроватях
  • Обширное умывание, ходьба босиком
  • Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

Будьте здоровы! Закаляйтесь сами и закаляйте ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

"Зимнее закаливание" краткий справочный материал о правилах закаливания детей дошкольного возраста .

Материал изложен кратко, его удобно размещать на информационных стендах в группах. Содержит основные  понятия закаливания, которое можно начать даже в холодное время года....

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...