Закаливание в дошкольном возрасте
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Закаливание в дошкольном возрасте
Составила
инструктор по ФК
Михеева И.А
Санкт-Петербург
2017
Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание. Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Именно поэтому важно начинать закаливать ребенка как можно раньше.
Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма.
Существуют принципы закаливания:
- Регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток.
- Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют увереннее достигать желаемого результата.
- Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше обычного воздействия.
- Эмоциональность. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.
- Соответствие возрастным и физиологическим возможностям. Закаливающие процедуры должны проводиться с учётом возраста и здоровья ребёнка.
- Комплексность. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к. все они между собой взаимосвязаны.
Существуют разные виды закаливания:
Закаливающее дыхание.
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.
- «Носик гуляет» - взрослый предлагает ребёнку крепко закрыть рот и хорошо дышать только носом.
- «Носик нюхает приятный запах» (Понюхаем: цветочки, ягодки, фрукты и т.д.) - ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
- «Наш музыкальный носик» на выдохе ребёнок постукивает указательным пальцем по крыльям носа, пытаясь произнести любой слог: «ба - бо"
- «Погладим свой носик» ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
Затем нужно хорошо очистить свой нос, высморкавшись в носовой платок.
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.
«Поиграем с ручками»
I. Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
П. Основная часть.
- Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
- Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Такой массаж благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, а так же на его физическое здоровье, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Существует множество пальчиковых гимнастик и упражнений.
Например:
Во дворе | |
Во дворе мы все друзья Самый младший - это я Это Маша, Это Саша, Это Юра. Это Даша | Дети ритмично стучат кулачками по столу Разжимают кулачки, начиная с мизинчика |
Массаж волшебных точек ушек.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
Например:
«Поиграем с ушками»
«Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
«Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
«Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
«Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
«Погреем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
III. Заключительный этап.
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Массаж стоп ног.
Основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно утром или вечером по 3-10 минут. Существует множество методик проведения массажа стоп. Они все состоят из игровых упражнений, которые выполняет ребёнок под руководством взрослого.
Обширное умывание прохладной водой.
Суть умывания заключается в следующем: ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Раз»- обмывает правой рукой левую кисть.
«Два»- обмывает левой рукой правую кисть.
«Три»- мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре»- мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять»- мокрые ладошки кладёт сзади на шею и ведёт одновременно вперёд.
«Шесть»- мокрой правой ладонью делает круговые движения по груди.
«Семь»- мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь»- ополаскивает руки.
«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять»- вытирает руки насухо.
Босоножье .
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводиться в любое время дня. Дозировка определяется возрастом ребёнка. Желательно начинать в тёплое время года.
Ходьба по солевым дорожкам.
Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям.
Суть заключается в том, что ребёнок ходит по смоченным в солевом растворе( 1 кг. соли на 10 литров воды) дорожкам. Проводить желательно перед дневным сном. Проводиться один раз в день продолжительность 5-8 минут. Во время ходьбы ребёнок должен ходить на носках, на пятках, на всей ступне. Выполнение процедуры можно сопровождать стихами или потешками ("Топ, топ ножки, прямо по дорожке", "Потопали ножки по солевой дорожке" и т.д.)
Топтание в тазике с холодной водой.
Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям, стимулирует активные точки, расположенные на подошвах ног.
Ребёнок топчется 2-3 минуты в тазике с холодной водой, затем быстро и тщательно нужно растереть стопы ног полотенцем. Закаливание начинается в воде комнатной температуры и с каждым днём температура становится ниже на один градус. И в конечном результате вода становится + 18 градусов. Можно для лучшего эффекта перед топтанием походить по шипованным коврикам или дорожкам.
Закаливание проводится только со здоровыми детьми. Дети после болезни в процедуре закаливания не участвуют.
Ежедневные солнечные и воздушные ванны.
Ребёнок должен как можно больше находиться на свежем воздухе. Прогулки проводятся 2-3 раза в день. Длительность прогулок зависит от состояния погоды и времени года.
Одежда ребёнка должна соответствовать погоде.
Примерные оздоровительные мероприятия в течении дня
- Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика(в теплый период - на улице, в холодный - в зале)
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная; вечерняя
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Будьте здоровы! Закаляйтесь сами и закаляйте ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315349-1381736992.jpg)
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма» Подготовила и прове...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-746422-1454866289.jpg)
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-50741-1490553031.jpg)
"Зимнее закаливание" краткий справочный материал о правилах закаливания детей дошкольного возраста .
Материал изложен кратко, его удобно размещать на информационных стендах в группах. Содержит основные понятия закаливания, которое можно начать даже в холодное время года....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738334-1453128918.jpg)
Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-1139353-1585387282.jpg)
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740658-1453319024.jpg)
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740658-1453319024.jpg)
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...