Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах
консультация на тему

Кузьмина Анна Валентиновна
Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и корригирующие меры по плоскостопию в детском саду в разных режимных моментах

Скачать:


Предварительный просмотр:

АОУ детский сад № 4 "Рябинка"

Инструктор

 по физической культуре

Кузьмина А.В.

 Октябрь 2017 год

Консультация для воспитателей

«Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»

инструктор по физкультуре Кузьмина А.В.

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и корригирующие меры по плоскостопию в детском саду в разных режимных моментах

  1. Физкультурные занятия. Очень важно включать в занятия по физкультуре специальные упражнения – в разминочной, в заключительно или в межфазовой части. Инструктор должен знать и делать с детьми упражнения по профилактике плоскостопия.
  2. Физкультминутки.  Воспитателям также желательно проводить физкультминутки по профилактике плоскостопия. 
    Между занятиями и во время занятий, сидя или стоя выполнять упражнения для стоп:
  • покрутили, вытянули носок,
  • потянули носок на себя,
  • удерживая носки вместе развести-свести пятки,
  • удерживая пятки вместе развести-свести носки,
  • отрывать пятки от пола, удерживая стопы на носочках
  1. Во время свободной деятельности. Без обуви или даже без носочков дети выполняют следующие упражнения:
  • поднимание с пола карандашей, захватывая пальцами ног
  • перекладывание карандашей с места на место
  • катание карандашей стопой по полу
  • пробовать рисовать карандашом, зажав его между первыми двумя пальцами (для деток постарше)
  • ходьба на пятках, на носочках, на внешней и внутренней стороне стопы
  • ходьба спиной вперед
  • перекаты стоя на месте с пятки на носок
  1. После дневного сна. Дети сели на стульчиках для переодевания, босиком выполняют упражнения:
  • «гусеница» – стопы «ползут» подгибая-разгибая пальцы вперед и назад
  • «барабанщик» - удерживая пятки на полу стучать подушечками стоп
  • «кораблик» - соединяют подошвы вместе и делают скользящие движения по ковру вперед-назад
  • «маляр» - одной стопой гладят другую
  • «окно» - удерживая стопы вместе сводить-разводить коленочки
  • Поднимать с пола носочки пальцами ног
  1. Массажные коврики.  В группах предложить родителям приобрести прикроватные массажные коврики. Дети могут топтаться по этим коврикам после сна, массируя тем самым стопы и стимулируя кровообращение.
  1. Консультации для родителей. Желательно, чтоб в каждой группе была папка с информацией по плоскостопию. Родителей также необходимо призывать к покупке ортопедической обуви – с жестким задником и на небольшом каблучке.
  1. Комплекс упражнений направленных  на укрепление мышц голени, стопы

Каток

Ребёнок катает вперёд - назад мяч, скалку, бутылку. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.

Я катаю, я катаю

Свои ножки разминаю.

Раз вперёд, два назад

Прокатить вас буду рад.

Репка

Ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течении всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.

Тянем, потянем

Усилье приложим,

Правой и левой

Друг другу поможем.

Ласковая ножка

Ребёнок сидит на полу, ноги согнуты в коленях. Ступнёй одной ноги поглаживает подъём другой, в направлении от пальцев к колену и наоборот. Затем то же самое проделывает другой ногой.

Ножкой ножку я ласкаю

Быть здоровой ей желаю.

А теперь меняемся -

Гладим, улыбаемся.

Пылесос

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Пальцами ног пытается собрать разбросанные по полу мелкие предметы. Упражнение может выполняться стоя, в зависимости от возраста ребенка.

Порядок нужен нам во всём,

Это всем известно

Всё на место уберём

Чисто и полезно.

Художник

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Карандашом, зажатым пальцами ног он рисует на листе бумаги, другая нога придерживает лист.

Рисовать умею я,

Разные фигуры.

Как приятно совмещать

Всё это с физкультурой.

Гусеница

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Сгибая пальцы, он подтягивает пятку вперёд до тех пор, пока пальцы касаются пола. Затем он проделывает то же самое другой ногой.

Носок от пятки убегает

Но та никак не отстаёт.

Лодочка

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Плотно прижимает ступни друг к другу, и пытается выпрямить ноги, имитирует скольжение лодочки по воде.

Лодочка вперёд плывёт

На волнах качается

Наш сегодня капитан

В море отправляется.

Ладушки

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Ногами играет ладушки, под слова потешки.

Танцы

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Поочерёдно носки и пятки поднимает и опускает, имитирует танец.

Пляшут, пляшут наши ножки

Вместе веселятся

Пяточки носочки

Пляшут на песочке.

Пружинки

Стоя на ковре, ребёнок пружинит на носочках.

Мы пружинки,

Как пушинки,

Легонько поднимаемся

Легонько опускаемся.

Серп

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Ставит подошвы ног на пол, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на месте.

Две ноги, как два серпа

Воздух прорезают.

То друг к дружке подойдут,

То снова убегают.

Мельница

Ребёнок, сидя на полу, с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

Крутится, вертится

Маленькая мельница.

Крутится, вращается

У нас всё получается.

Ходули

Ребёнок, стоя на полу, разводит и сводит прямые ноги, не отрывая подошвы от пола.

На ходулях мы идём,

Ловко управляемся.

Влево, вправо разбежимся,

А потом встречаемся.

Барабанщик

Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Стучит по полу только носочками, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Барабанщик – стук, стук, стук

По полу барабанит.

И чем больше он стучит,

Тем сильнее тем сильнее тянет.

  1. Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой) . Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное) .

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол.

Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

  1.  Комплексы гимнастик после пробуждения

Головастики

Мы братья головастики

Любители гимнастики.

(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)

Ныряем, кувыркаемся,

Всплываем, улыбаемся.

(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)

Головастики спешат

Превратится в лягушат.

(лёжа на спине, имитируют плавание)

Просыпалочка – заряжалочка

Добрый день!

Скорей проснись

Солнцу шире улыбнись!

(потянуться в кроватях, улыбнуться)

Глазки открываются,

Реснички поднимаются.

(лёгкий массаж лица)

Дети просыпаются,

Друг другу улыбаются.

(лёжа на спине, выполняют повороты головы вправо, влево)

Как у нашей кошки

Как у нашей кошки

Подросли котята

Подросли ребята –

Пушистые котята

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках,

Острые царапки.

Очень любят умываться

Лапкой ушки почесать,

И животик полизать.

Улеглись все на бочок

И свернулися в клубок.

А потом прогнули спинки,

И залезли все в корзинки.

Кошка с котятами вместе играла,

Кошка котяток всему обучала.

Весело прыгать, хвостами махать.

Вот как котята умеют играть.

  1. Упражнения на коррекционном массажном коврике

Раз, два, три и точно в раз

На коврик нужно нам попасть.

Этот коврик не обычный,

Пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный.

Он лечебный, он массажный.

Потопчитесь, походите

И немножко пробегите.

Теперь по полу пойдём

На носках, на пятках,

На внешней стороне стопы,

А потом вприсядку!

Мы трусцой пробежим,

Потанцевать чуть–чуть хотим.

После лёгкого круженья

Фигуру сделаем на удивленье.

Грудную клетку

Поднимаем-опускаем,

Вдох и выдох выполняем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах.

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...

Консультация для воспитателей "Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах"

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...

Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»

Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах» Подготовила Инструктор по ФК Донскова О.В. Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и ...

Семинар - практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия в разные режимные моменты"

Семинар - практикум предназначен для инструкторов по ФК и воспитателей ДОУ...

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах.

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...