Семинар - практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия в разные режимные моменты"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Табакова Ольга Валерьевна

Семинар - практикум предназначен для инструкторов по ФК и воспитателей ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика плоскостопия в разные режимные моменты»

Плоскостопие — далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и формируется до 7-8 лет. Только в подростковом возрасте можно с уверенность сказать, если ли у ребенка плоскостопие.

Профилактика плоскостопия особенно важна в дошкольном возрасте, когда идет интенсивный рост. Если в это время не будут допущены тотальные ошибки, вероятность развития плоскостопия будет минимальной.

Наиболее ответственный период — дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Если в этот период, связанный с интенсивным ростом костей, мышц, сухожилий, суставов, создать для ребенка правильные условия, то развитие будет нормальным и плоскостопия с большой долей вероятности не возникнет либо оно будет легким в коррекции.

        Профилактическая работа, в ДОУ должна проходить через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится игровое упражнение, способствующее развитию двигательной активности, укреплению мышц.

Утренняя гимнастика должна соответствовать возрасту детей и включать упражнения на профилактику плоскостопия. Такие, как

разные виды ходьбы:

На носках с различным положением рук (вверх, в стороны, на плечах);

На пятках, руки за спиной в замке внизу или за головой;

На внешней стороне стопы;

По ребристой доске;

С перекатом с пятки на носок.

В физкультурные занятия тоже важно включать профилактические упражнения.

Ходьба по бревну

По канату прямо и боком;

По мягкой поверхности – прыгать на носках;

По корригирующей дорожке – переступать с пятки на носок;

Упражнения с мячом, с гимнастическими палками, обручами.

ОРУ для профилактики и коррекции плоскостопия с мячом.

1. И.п.: ноги слегка расставить.

В.:1-Встать на  носки, мяч вверх, 2-3 – стоим, 4 – и.п.
2. И.п.: - лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

В.: 1-2 – поднять мяч и удерживать его стопами.

3. И.п.: сидя на полу, ноги согнуты, руки в упоре сзади.

В.: Катать мяч вперед назад двумя стопами вместе и поочередно.

4. И.п.: Сидя на полу, руки в упоре.

В.: Захватить мяч стопами и выполнить бросок вперед.

5. И.п.: сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

В.: Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

6. И.п.: стоя, мяч вниз.

    В.:Приседания, стараясь не поднимать пятки вверх.

7. Прыжки с мячом.

Физкультминутки. Воспитателям  необходимо проводить физкультминутки по профилактике плоскостопия. 
а) Между занятиями, сидя за столом – делается пауза, во время которой дети, сидя за столами выполняют движения стопами:

  • покрутили, вытянули носок,
  • потянули носок на себя,
  • удерживая носки вместе развести-свести пятки,
  • удерживая пятки вместе развести-свести носки,
  • отрывать пятки от пола, удерживая стопы на носочках
  • перекаты с пятки на носок.

Наши ножки с утра

Слова

Действия

Наши ножки с утра Делают зарядку.

Вот так встанут на носочки,А потом на пятки.

Приподниматься на носки, перекатываясь на пятки

На носочках постоим,

Вместе вдаль мы поглядим

Приподняться на носки, развести пятки в разные стороны

Опускаемся на пятки,

Танцевать начнем вприсядку

Приседать на полной стопе

Снова на носках стоим,

Вправо, влево поглядим.

Приподниматься на носках

Опускаемся на пятки,

Мы закончили зарядку.

Опускаемся на всю стопу.

Во время свободной деятельности. Разуть детей на ковре (можно до носочков) и предложить им следующие упражнения:

  • поднимание с пола карандашей, захватывая пальцами ног
  • перекладывание карандашей с места на место
  • катание карандашей стопой по полу
  • пробовать рисовать карандашом, зажав его между первыми двумя пальцами (для деток постарше)

«Птички на ветках» Дети превращаются в воробьёв, чирикают и занимают свою палку так, чтобы она оказалась как раз посередине стопы. По сигналу «День наступает, птички летают» дети бегают по площадке в разных направлениях, взмахами рук имитируют движения крыльев птиц. По сигналу «Ночь наступает, птичкизасыпают» дети занимают свои места

«Кто быстрее?» Дети стоят в шеренге. По сигналу воспитателя стараются схватить пальцами ноги скомканную бумагу и допрыгать до намеченной линии.

«Дружные ножки»   В ходе игры дети действуют по сигналу взрослого, выигрывает та пара игроков, которая дольше других сможет удержать обруч. И. п. – сидя, согнув ноги, лицом друг к другу, руки в упоре сзади, обруч впереди на полу, пальцы ног обхватывают обруч. По сигналу «Дружно обруч поднимаем, мышцы стоп мы упражняем!» дети в парах поднимают обруч и удерживают его как можно дольше. Возможны различные варианты этой игры.

«Каракатица» Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади.  По сигналу  «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку.

Музыкальная игра «Передача  платочка»  Дети сидят на полу. Зажав платок пальцами ноги, под музыку передают его по кругу. С окончанием музыки, ребенок получивший платок, танцует ножкой с платком, передвигая её вправо-влево.

«Футбол» родитель и ребенок в паре прокатывают мяч друг другу ногами в положении сидя.

«Собери игрушки»   ребенок, сидит на стульчике, собирают пробки с пола пальцами ног и складывают их в ведерко.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Игровое упражнение «Сложи фигуру».  Из пластиковых пробок собрать фигуру.

«Ловкие ноги» Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палки. Правую ногу перенести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

После тихого часа. Дети сели на стульчиках для переодевания, босиком          выполняют упражнения:

  • «гусеница» – стопы «ползут» подгибая-разгибая пальцы вперед и назад
  • «барабанщик» - удерживая пятки на полу стучать подушечками стоп
  • «кораблик» - соединяют подошвы вместе и делают скользящие движения по ковру вперед-назад
  • «маляр» - одной стопой гладят другую
  • «окно»   - удерживая стопы вместе сводить-разводить колени
  • разведение и сведение носков и пяток
  • «Здравствуйте – до свидания» совершать движения стоп на себя от себя;
  • Сгибание и разгибание пальцев ног

Гимнастика с массажными мячиками су-джок (покатать, переложить, захватить) 

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Ловко им поглажу ножку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимают лапку кошке Мячик пальцем покручу, И другой ногой начну.

Самомассаж стоп. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (2-4 минуты).

Прикроватные коврики. После тихого часа ежедневно расстилать массажные   коврики.
Дети шагают после сна по коррегирующим дорожкам, массируя  стопы и стимулируя кровообращение.

Консультации для родителей. В каждой группе должна быть информация по плоскостопию. Родителей также необходимо призывать к покупке ортопедической обуви – с жестким задником и на небольшом каблучке.

В летний период проводить закаливающие мероприятия. Ходьба босиком по камешкам, песку.

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину») Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки. Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах.

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...

Консультация для воспитателей "Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах"

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...

Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»

Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах» Подготовила Инструктор по ФК Донскова О.В. Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и ...

Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах.

Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...