Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
статья на тему

Кочкарова Эльза Жавитовна

Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochkarova1.docx24.24 КБ
Файл ispolzovannaya_literatura.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.

Задачи:

-  Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания.

-  Побуждать детей к самостоятельности.

-  Оснастить предметно - развивающую среду учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.

 -  Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно -гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Актуальность:

Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём) занимают большую часть времени бодрствования.

Период раннего детства – благоприятный период для формирования культурно  - гигиенических навыков . Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети в этом возрасте понимают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно – гигиенических навыков. Освоение бытовых процессов позволяют детям раннего возраста удовлетворять потребность в самостоятельности. Навык -  это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющие действие, и комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает . Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций  и результат,  а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно – гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно -  гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле При одевании и умывании ребенок, рассматривая  свое отражение в зеркале , приходит к пониманию некоторых изменений , происходящих в нем самом  в ходе бытового процесса : лицо из грязного превратилось в чистое , волосы ииз растрепанных стали красиво причесанными . Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки , замечает неполадки в одежде просит  взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется  потребность в чистоте и опрятности. Формирование культурно гигиенических навыков связано  с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки итд. При правильном  отношении взрослого  к этим вещам и ребенок  бережно к ним относится . Малыш складывает одежду, расправляет  полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.

В период от года до трех лет у малыша закладываются  основы культуры  поведения. Он осваивает  правила поведения в быту: например не мешать другим во время еды, есть спокойно , не отвлекаясь ; не выходить  из – за стола до окончания еды; спокойно  подождать , пока подадут следующее блюдо; говорит  «спасибо» после еды . Постепенно ребенку становится понятным  смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит : не сложил  одежду перед сном  - она помялась ,стала некрасивой . В основном освоение правил происходит  входе приучения , когда взрослый систематически  выдвигает требования  и контролирует  их выполнение  которых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы  и любознательность . Ребенок видит, что полотенце было  сухим , а когда вытерли руки , оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось Если взрослый постоянно обращает  внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро  начинает замечать все, на ее взгляд, необычное  и пытаться объяснить, установить простейшие причинно – следственные связи.

Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, кто-то стал значительно опрятней и т. д.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали

В режимных процессах, в совместной деятельности детей и взрослого мы формируем следующие умения:

Умываться, мыть руки

Приём пищи

Правила проведения и последовательность одевания и раздевания.

Пользоваться расчёской

Использовать зеркало

 Пользоваться носовым платком

Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;

С целью облегчения процесса освоения культурно-гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс не только наиболее доступным, но также интересным и привлекательным для ребенка раннего возраста. И делать это необходимо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом, очень важным является учёт возрастных особенностей детей 3-го года жизни, а именно, стремление к самостоятельности.

Так же следует учитывать тот факт, что дети третьего года жизни, овладевая новыми навыками, довольно часто превращают собственные действия в игру. Отсюда можно сказать, что самым эффективным способом усвоения новых навыков является - игра.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры- инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

С целью развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, целесообразно проводить такие виды игр:

• Навык одевания и раздевания

Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей» (Знакомство с раздевалкой, дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»«Чья картинка»игра «Уложим куклу спать»игра «Такие разные носочки», дидактическая игра «Кукла Маша идёт на прогулку»игра «Поможем кукле раздеться», дидактические игры «Застёжки и шнурки» ,«Волшебные пуговки»игра «Каждая ножка - в свой домик»и т. д.

• Навык культуры еды

Игровая ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин; игра «Кукла ждет гостей»игра «Накормим куклу обедом»игра «Семья» и т. д.

• Навык пользования носовым платком

Игра "Кукла заболела", упражнение "Носики-курносики", игра «Платочек для куклы Оли», игра «Чудесный платочек» и т. д.

• Навык мытья рук

Игра «Умоем куклу Машу»игра «Покажи чистые ладошки», упражнение «Мыльные перчатки», упражнение «Сделаем лодочки», дидактические игры«Причешем куклу Машу» ,«Купание куклы» и т. д.

Главным критерием отбора игр является доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры должны проводиться в небольшом временном интервале.

Особое внимание следует уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход.

Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.

Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно

сопровождать любые действия малыша

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает детям разнообразные сведения: о назначении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:

1.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»

2.«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»

3.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила личной гигиены, то окружающие будут проявлять к ним уважение и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.



Предварительный просмотр:

Использованная литература :

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.

2.Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991

3. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.

Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой, 1989.

5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007.

6. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.

7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.

8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека, 2006. – (Программа развития) .

9. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

10. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979.

12. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...