Картотека упражнений на развитие саморегуляции
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Митрофанова Елена Николаевна

Игры ти упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_samoregulyatsii.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Рекомендации родителям

                                           Упражнения по саморегуляции

Как помочь ребёнку в сложные минуты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с упражнениями саморегуляции. Все они построены на трех этапах:

1) Осознание – это, пожалуй, самое сложное. Детям тяжело отследить своё эмоциональное состояние. Они очень импульсивны, реакции быстро сменяются одна другой. Здесь на первых порах необходима помощь взрослого. Скажите малышу: «Я заметила, что ты нервничаешь (сердишься, злишься).» Можете показать лицо ребенка в зеркале или изобразить, что вы увидели. Уточните, правильно ли вы поняли. Это должен быть спокойный дружеский разговор, а не нотация или упреки.

2) Напряжение. Далее ребенку необходимо дать инструкцию, что делать в такой ситуации. Это должно быть связано с мышечным напряжением. Например, сожми кулаки или сильно надави ногами в пол.

3) Расслабление. Нужно попросить ребенка расслабиться. Это всегда легче после напряжения.

 Вот несколько примеров таких упражнений:

«Возьми себя в руки»

Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что ты забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, остановись на секунду. Поставь ноги чуть шире плеч, обхвати ладонями плечи и сильно прижми руки к груди, – это поза выдержанного человека».

 «Врасти в землю»

Попробуй сильно-сильно надавить стопами на пол, руки прижми к туловищу, сожми зубы, напряги шею и спину.
Ты огромное крепкое дерево, у тебя мощные корни, и никакие бури тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

 «Пружинка»

Поставь ноги на ширину плеч, согни их немного в коленях, расслабь туловище и свободно опусти руки, расправь пальцы и склони голову к груди. Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А сейчас резко выпрямись, как бы раскройся, подними голову и руки, выпрями ноги. Ты стряхнул всю усталость. Чуть-чуть осталось? Повтори ещё.

«Солдатик»

Когда ты бегаешь и не можешь остановиться, взять себя в руки замри, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки прижми к туловищу. Ты превратился в солдата на посту, ты несёшь свою службу, оглянись по сторонам, посмотри, что вокруг тебя происходит, кто чем занят, кому надо помочь, кого защитить. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник.

«Гора с плеч»

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад. Сделай это упражнение 5-6 раз и тебе станет легче.

 После нормализации эмоционального состояния можно вместе поискать конструктивные пути решения проблемы или продумать действия, которые предотвратят её возникновение.

 Для профилактики напряжения или стимуляции расслабления можно использовать игровые упражнения такого плана:

«Ёжик»

Представь, что ты маленький ёжик и идешь по зимнему лесу. Вдруг подул сильный морозный ветер. Ёжик сжался в клубочек и задрожал от ледяного порыва. Но вдруг выглянуло солнышко и погладило ёжика теплым лучиком по спинке и он развернулся, потянулся и улыбнулся ласковым лучикам.

«Медвежонок»

Представь, что ты медвежонок. И играешь с шишками. Ты берёшь шишку и разламываешь её на две части. Для этого нужно много силы, хорошенько напряги пальцы рок. И брось шишку на пол — стряхни руки, расслабь кисти.

«Свет»

Представь, что в нашей комнате горит очень яркий свет. Он немного режет глаза — нужно изо всех сил их зажмурить. А теперь свет потушили — расслабь лицо.

Эти упражнения помогут снять мышечное напряжение, расслабиться, избавиться от зажимов.

             

                Консультация для родителей

           «Саморегуляция дошкольника»

              Саморегуляция –

процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками

Общие  закономерности  саморегуляции  зависят от:

  •  от конкретных условий
  •  от характеристик нервной деятельности
  •  от личностных качеств субъекта
  •  от привычек в организации своих действий

Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.

Ребенок должен овладеть умениями саморегуляции в следующих сферах:

  • Двигательная сфера
  • Эмоциональная сфера
  • Сфера общения
  • Сфера поведения

Двигательная сфера

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

-произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

-различать и сравнивать мышечные ощущения;

-определять соответствующие характера ощущений (“напряжение- расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость- плавность”, темп, ритм);

-менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эмоциональная сфера

ребенку необходимо овладеть такими умениями как:

-произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

-различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

-одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

-произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения

ребенку необходимо овладеть такими умениями как:

-управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

-сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

-отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Сфера поведения

ребенку необходимо овладеть такими умениями как:

-определять конкретные цели своих поступков;

-искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

-проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

-предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

-брать на себя ответственность.

Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:

  • I. Упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля.
  • II. Упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер.
  • III. Упражнения, направленные на развитие психологической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
  • В комплекс занятий направленных на развитие саморегуляции детей необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, растяжки, постазометрическую релаксацию (ПИРС) и аутогенную тренировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на саморегуляцию для педагогов. Упражнения на саморегуляцию для детей.

Комплекс упражнений.  Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания....

Обучающие тренинговые упражнения на саморегуляцию

Обучающие тренинговые упражнения на саморегуляцию...

Картотека игр и упражнений на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения

Игры на снятие напряжения: успоаивающие игры, игры - доверия и др....