Шахматы № 19. « Волшебный квадрат».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Джебраилова Севиль Ага кызы

                                                                                                  « Волшебный  квадрат».

Цель:  Знакомство с правилами квадрата, развитие умения применять его во время игры. Воспитывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.  

                                                                              Методика проведения.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Здесь войска выстроилось в ряд,

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей, игру мне назови. (шахматы)

 

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),

Вправо- влево -…(горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт…(диагональ).

             Дети отгадывают загадку. Воспитатель хвалить детей: - вы знаете ребята, существует специальное правило квадрата. Оно применяется, когда пешка вдруг отваживается стать генералом без поддержки своего короля. Нередко результат партии  зависит от того, сможет ли одна из сторон довести свою пешку до конца шахматного поля и превратить ее в ферзя. Сначала построим квадрат, сторона которого будет равна количеству клеток от пешки до поля превращения, включая и то поле, на котором находится пешка. Для белой пешки h4 квадратом станет h4 – h8 – d8 – d4. Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе попадает в него, то он задерживает пешку.

Получается, что при своём ходе король попадет в квадрат, успеет задержать пешку и уничтожить её. При ходе белых – пешка успеет стать ферзём. Проверим, так ли это на самом деле. Но надо учитывать, что квадрат уменьшается по мере продвижения пешки.

Итак, при ходе - (воспитатель показывает на настенной шахматной доске).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Если король своим ходом попадает в квадрат, то пешка, превратившись в ферзя, сразу же будет «съедена».

Ход белых:

1. а4 Крe4

2. а5 Крd5

3. а6 Крс6

4. а7 Крb7

5. а8 Кр:а8

           Пешку, одной стороны, расположенную на какой- либо вертикали так, что впереди этой пешки ни на той же вертикали, ни на одной из соседних с ней вертикалей, нет ни одной пешки другой стороны, будем называть проходной пешкой. Чтобы выяснить сможет ли король слабейшей стороны догнать проходную пешку, если она каждым ходом, будет продвигаться к полю превращения применяют «правило квадрата». Суть «правила квадрата» - если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при очереди хода слабейшей стороны может войти в квадрат пешки, то король может настигнуть пешку. Всегда ли проходная пешка достигает желанного поля превращения?

Нет, не всегда. Бывает ситуации, в которых король сильнейшей стороны находится настолько далеко от своей пешки, что не сможет вовремя прийти ей на помощь.

 «Если король слабейшей стороны уже расположился в квадрате пешки или при своем ходе попадает в него, то он успевает эту пешку догнать и уничтожить. Если же король размещается за пределами квадрата и не входит в него, то пешка сильнейшей стороны становится ферзем или другой любой фигурой (кроме короля)».

Это и есть правила квадрата.

Четко зная правило квадрата пешки, не обязательно играть все встречающиеся аналогичные позиции до самого конца.

 Физкультминутка:

Незнайка потянулся -  (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся -                 (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёл -     (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашёл -  (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать -    (погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать -  (круговые движения пальцем по голове).

Воспитатель:

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Наше занятие подошло к концу.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_19.docx64.21 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы № 19.

                                                         « Волшебный  квадрат».

Цель:  Знакомство с правилами квадрата, развитие умения применять его во время игры. Воспитывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.  

                                                 Методика проведения.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Здесь войска выстроилось в ряд,

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей, игру мне назови. (шахматы) 

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),

Вправо- влево -…(горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт…(диагональ).

             Дети отгадывают загадку. Воспитатель хвалить детей: - вы знаете ребята, существует специальное правило квадрата. Оно применяется, когда пешка вдруг отваживается стать генералом без поддержки своего короля. Нередко результат партии  зависит от того, сможет ли одна из сторон довести свою пешку до конца шахматного поля и превратить ее в ферзя. Сначала построим квадрат, сторона которого будет равна количеству клеток от пешки до поля превращения, включая и то поле, на котором находится пешка. Для белой пешки h4 квадратом станет h4 – h8 – d8 – d4. Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе попадает в него, то он задерживает пешку.

Получается, что при своём ходе король попадет в квадрат, успеет задержать пешку и уничтожить её. При ходе белых – пешка успеет стать ферзём. Проверим, так ли это на самом деле. Но надо учитывать, что квадрат уменьшается по мере продвижения пешки.

Итак, при ходе - (воспитатель показывает на настенной шахматной доске).                                                                                                  Если король своим ходом попадает в квадрат, то пешка, превратившись в ферзя, сразу же будет «съедена».

Ход белых:

1. а4 Крe4

2. а5 Крd5

3. а6 Крс6

4. а7 Крb7

5. а8 Кр:а8

           Пешку, одной стороны, расположенную на какой- либо вертикали так, что впереди этой пешки ни на той же вертикали, ни на одной из соседних с ней вертикалей, нет ни одной пешки другой стороны, будем называть проходной пешкой. Чтобы выяснить сможет ли король слабейшей стороны догнать проходную пешку, если она каждым ходом, будет продвигаться к полю превращения применяют «правило квадрата». Суть «правила квадрата» - если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при очереди хода слабейшей стороны может войти в квадрат пешки, то король может настигнуть пешку. Всегда ли проходная пешка достигает желанного поля превращения?

Нет, не всегда. Бывает ситуации, в которых король сильнейшей стороны находится настолько далеко от своей пешки, что не сможет вовремя прийти ей на помощь.

 «Если король слабейшей стороны уже расположился в квадрате пешки или при своем ходе попадает в него, то он успевает эту пешку догнать и уничтожить. Если же король размещается за пределами квадрата и не входит в него, то пешка сильнейшей стороны становится ферзем или другой любой фигурой (кроме короля)».

Это и есть правила квадрата.

Четко зная правило квадрата пешки, не обязательно играть все встречающиеся аналогичные позиции до самого конца.

 Физкультминутка:

Незнайка потянулся -  (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся -                 (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёл -     (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашёл -  (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать -    (погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать -  (круговые движения пальцем по голове). 

Воспитатель:

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Наше занятие подошло к концу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...