Консультация для педагогов "Методика проведения прогулок в детском саду"
консультация на тему

Светлана Аркадьевна Яковлева

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_progulok.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Методика проведения прогулок в детском саду »  (для педагогов).

Цель: «Дать знания о проведении прогулок, их структуре и организации»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют и много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка-обязательный элемент режима дня!

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

-активной

-содержательной

-разнообразной

-интересной для детей деятельности.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка два раза в день (в первую и во вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться!

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

-оздоровление детей

-физическое развитие

-развитие самостоятельности

-расширение кругозора

-ознакомление с окружающим миром

-воспитание эстетических чувств, культуры поведения

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

-погодные условия

-возраст и контингент детей

-наличие инвентаря

-предыдущие занятия в группе и многое другое

Структура прогулки

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

-наблюдение

-трудовая деятельность детей

-подвижные игры

-индивидуальная работа с детьми

-самостоятельная деятельность детей

Наблюдение на прогулке:

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) и в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе.  Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами при наблюдении может использоваться опыт. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается причина, наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к суждениям, умозаключениям. Опыты, во время наблюдений, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают   мыслительную   деятельность, пытливость, любознательность. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы- все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение   детей в нужное русло.

Экскурсия-  один из основных   видов занятий   и особая форма организации прогулки. Одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Воспитание ребенка через общение с природой –одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулки и экскурсии, через прикосновение к живому окружающему миру дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, проявляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее сберечь и сохранять.

Трудовая деятельность:

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и форма ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, листья для гербария. Зимой могут сгребать снег, подметать   пешеходные дорожки, сметать снег с оборудования, сооружать из снега разные конструкции. Необходимо стремиться сделать   детский труд   радостным, помогающий малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Необходимо, чтобы дети выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Для успешного решения задач по развитию   самостоятельности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь-грабли, лопатки, совки, ведерки и др.

Важно создать правильную мотивацию объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старших групп следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры:

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни прогулку целесообразно начинать с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом -  это езда на велосипеде, зимой –катание на санках, лыжах, коньках. Проводятся 2-3 подвижные игры. Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем мире. К ним   относятся

экологические игры. Игры по экологии   для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задания. Есть игры, где действия   играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты и овощи и др.) В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Для этого должны использоваться   природные материалы,  такие как: песок ,вода, снег, лед, плоды, глина, и др.)

Большое значение для развития детей имеют творческие игры. Связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни.  А игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.

Индивидуальная работа:

 Во время прогулок проводится индивидуальная работа с детьми: для одних организуют игру с мячом, метание в цель, для других-упражнение для равновесия, для третьих- спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствия, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа по развитию речи детей: отработка звукопроизношения, звучания стихов, беседы по рекомендации   узких специалистов. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность:

Самостоятельная деятельность на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель предлагает детям организовать разные сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, занимательные задания, инвентарь для труда. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, педагог постоянно должен держать всех детей в поле зрения.

Вовремя предотвратить конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе проявил трудолюбие – собрал веточки на участке, убрал бумажки, смел снег с оборудования, подмел дорожки и т.д. Так создаются благоприятные условия для детской инициативы и самостоятельности.

Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании на основе впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения прогулок в детском саду

Методика проведения прогулок в детском саду...

Организация и методика проведения прогулок в детском саду.

Консультация: Организация и методика проведения прогулки в детском саду....

Методические рекомендации по проведению прогулок в детском саду (консультация для педагогов)

Прогулка – один из режимных моментов, в процессе которого педагог решает образовательные задачи. Прежде всего, задачи образовательной области  «Физическое развитие».  Пребы...

Презентация "Организация и проведение прогулок в детском саду"

Цели, задачи, виды прогулок.. Требования к санитарному состоянию участка,  времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулку...

Консультация для воспитателей МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛОК В ДЕТСКОМ САДУ

Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлений детей об окружающем мире (природе, деятельности и вза...