Интегрированное занятие «Осанка – красивая спина»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Осанка – красивая спина»
в подготовительной группе
Цель: закреплять знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.
Материалы: свеча, зеркало, музыка, подносы с деталями «лего», пластилиновые человечки, картинки с изображением верблюда и старого человека.
Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».
Беседа по «Урокам Мойдодыра». Как нужно заботиться о своем организме. Что такое «здоровье».
Лепка пластилиновых человечков.
Ход занятия.
- Дети садятся в кружок.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня мы собрались в кругу, чтобы продолжить знакомство о своем здоровье, чтобы познать себя (зажигается свеча).
- Помните сказку А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»?
Чтобы узнать что-нибудь о себе, царевна достала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (раздаю зеркала).
- У меня для вас тоже есть волшебные зеркала, для каждого, с помощью которых можно узнать много интересного друг о друге и о себе. Сегодня мы посмотрим на себя со стороны. Ответим на вопрос, какой Я?
- Приготовимся, расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи (звучит спокойная музыка).
- Теперь посмотрите на себя в зеркальце. Какие вы красивые. Какие у вас белые зубки. Добрая улыбка!.. Можете пожелать себе хорошего настроения на весь день.
- Положите, пожалуйста, перед собой свои зеркала. Возьмитесь за руки и мысленно пожелаем, друг другу добра и передадим его через легкое пожатие руки…
- А теперь все вместе, легким ветерком задуем свечу – (вдох через нос, выдох – через рот).
2. Основная часть (закрепление знаний детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения).
Сюрпризный момент (появление Незнайки).
Стук в дверь.
Воспитатель: - Кто же это к нам пришел? (заходит Незнайка).
Незнайка: - Это здесь Знайки живут?
Воспитатель: - Да, здесь. Проходи, пожалуйста, Незнайка.
Незнайка: - А что, они и правда у вас настоящие Знайки?
Воспитатель: - Правда. И сейчас мы это докажем.
Воспитатель:
- Ребята, приятно смотреть на людей, когда они улыбаются? А еще, согласитесь, очень красиво выглядит человек, который умеет правильно держать свое тело. У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко и уверенно шагает, смотрит вперед. Про такого человека говорят: у него хорошая осанка. Человеку с хорошей осанкой легко дышится, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает. Хорошая осанка может быть у каждого.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы у человека была хорошая осанка? (ответы детей).
- Очень важно научиться правильно сидеть. Спина должна быть прямой! Это сложно, но постепенно мышцы спины окрепнут, и человек перестанет сутулиться.
Дети:
- Через каждые 5-10 минут нужно менять позу. Потягиваться, двигать руками и ногами.
- Укреплять мышцы спины и живота, развивать гибкость позвоночника.
- Спать только на жесткой постели с высокой подушкой.
- Не поднимать больших грузов.
- Стоять и сидеть как можно прямее.
- Не ходить на высоких каблуках и носить груз в одной руке.
Воспитатель: - Молодцы! Вот видишь, Незнайка, как наши ребята много знают.
Незнайка: - А меня научите? Я тоже хочу быть здоровым.
Воспитатель: - Мы говорим о нашем друге – позвоночнике.
Ребенок: - Это друг наш позвоночник, опираясь на него, ты не бойся ничего. Он и двигает тебя. Он и держит тебя. С помощью его ты сидишь. Если скажет - побежишь.
Дети: - Нам помогает наш позвоночник!
Воспитатель:
- Правильно. Наша опора – наш позвоночник (показываю пластилиновую куклу с ниточкой на спине – позвоночнике) Наклоны вправо, влево, вперед. Проследить по ниточке, как изменяется положение позвоночника).
- На столах нас ждут пластилиновые человечки, которые мы с вами слепили вчера на занятии. Теперь необходимо сделать для них мебель из конструктора…
3. Игровой массаж.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну, быстрей лови кураж,
И начинай игру – массаж!
Массаж «Разотру ладошку сильно».
4. Воспитатель: - На ваших столах стоят подносы с деталями «лего». Садитесь за столы по два человека: один из вас будет строить стул и стол, другой – кровать (задание сложное – для развития логического мышления). Не забывайте, как правильно сидеть.
Дети выполняют задание.
Обыгрывание построек.
Незнайка садит, укладывает неправильно своего человечка.
Воспитатель:
- Ребята, посадите, пожалуйста, человечков на стульчик так, чтобы у них сохранилась правильная осанка. Объясните Незнайке, как они должны сидеть, лежать в кроватке (ответы детей).
Дети: - А теперь я вот какой, сплю в кроватке, как большой.
Лежа в коечке на спинке,
как котеночек в корзинке.
Так удобно мне лежать.
И во сне не уставать.
Воспитатель: - Если день за днем принимать неправильные позы в постели, позвоночник может искривиться.
Дети: - Позвоночник всегда за всем глядит и тобой руководит.
Кто на стульчике сидит - за осанкой поглядит.
Он как деревце надежен – тебя держит и молчит.
Чтоб мы выросли прямые. Стройные, а не кривые.
Воспитатель: - Правильно, когда мы сидим: ступни ног – ровно стоят на полу. Спина прямая. Колени не должны быть приподняты. Стол не должен быть слишком высоким или низким.
___________
Сказка о семье горбунов и оловянного солдатика:
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две очень знатные семьи. Одна семья – горбунов – была очень гордой. Они так и говорили про себя: «Мы самые знатные, мы самые богатые, мы самые красивые. У нас круглые спины, а голова всегда смотрит вниз – мы все видим, что лежи на земле» (показать иллюстрацию). А семья стойкого оловянного солдатика была очень скромной. Отец всегда говорил сыну: «Смотри всегда вперед, сынок. Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою грудь навстречу всем ветрам, и никогда ничего не бойся. (показать иллюстрацию)
- Ребята, как вы думаете, в какой семье люди красивее? (ответы детей).
- Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка).
- У кого более красивая осанка: у горбуна или солдатика?
Игра-имитация «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов? Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика?
- Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на сутулого? А вам как больше понравилось ходить: выпрямив спину или сгорбившись? (ответы детей).
- Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную.
Об этом знал оловянный солдатик, потому что с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: «Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!».
- Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве научиться держать спину прямо, тогда и в бол старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
- А в семье горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно. Они ходили, уткнувшись носом в землю, и не замечали, как прекрасен окружающий мир. Они никогда не говорили своим детям: «Следи за осанкой! Выпрями плечи! Подними голову!». Их дети часто болели, жаловались на боли в спине. Их спины все больше и больше искривлялись и горбатились.
- Ребята, кто хочет проверить свою осанку?
Упражнение 1
Сядьте так ровно, как у кого получится. (Воспитатель хвалит детей за ровные спины).
Упражнение 2
Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки плотно прилегали к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше.
Положите себе на голову мешочек с песком и ходите (медленно, затем быстрее). В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек упадет.
- Ребята, а кто знает, почему у горбунов такие кривые спины? (ответы детей).
- У горбуна – нарушение осанки. Эта болезнь называется сколиозом. (Воспитатель предлагает рисунок). Это значит, что позвоночник деформирован, т.н. искривлен. Эта болезнь лечится трудно и долго. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник – это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены ребра, они защищают внутренние органы от повреждений.
- Ребята, как вы думаете, может ли ребенок сам сформировать правильную осанку, или, наоборот, деформировать ее? Почему искривляется позвоночник у детей?
Оловянный солдатик знал, что, если держать позвоночник в прямом положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепятся, и осанка останется ровной.
В семье горбунов дети были очень ленивые. Они считали, что их спины и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать осанку стройной.
Но однажды случилась беда. У всех детей в семье горбунов заболели спины, они не смогли встать с постели, не могли ходить в школу. Что делать? И тут они вспомнили, как стойкий оловянный солдатик приговаривал всегда: «Я позвоночник берегу… Я от болезней убегу…» И решили позвать солдатика, чтобы он помог им. Оловянный солдатик сразу же пришел к ним на помощь и дал следующие полезные советы:
- Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, школе, на даче и т.д.
- Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями.
- Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.
- При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
- Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
- При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку.
- Если при работе приходится долго стоять, следует через 15 минут обязательно поменять позу, подвигаться, дать позвоночнику отдохнуть.
- Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол, в баскетбол, в волейбол, в теннис, в городки, кататься на велосипеде, коньках, лыжах, санках, роликах, играть с прыгалками, обручами, мячами и т.д.
- Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.
- После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного солдатика, произошло чудо!!! (Воспитатель показывает иллюстрацию) Все дети выздоровели и стали действительно красивыми, стройными, подтянутыми. А главное – они перестали гордиться. Кто умеет трудиться, тот не умеет гордиться!
- Ребята, а давайте и мы, чтобы не забыть советы стойкого оловянного солдатика, нарисуем схематично все правила и прикрепим их в спортивном уголке и постараемся выполнять их и будем ежедневно наблюдать в зеркало за нашими спинами.
(Дети с воспитателем вспоминают советы, оформляют их схематично).
- А теперь, сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните, что было сегодня у нас на занятии. Что вам запомнилось, понравилось. А может что-то и затруднило вас … откройте глаза (ответы детей).
- Сегодня на занятии мы с вами обсуждали важную тему – правильная осанка. Теперь вы понимаете. Почему взрослые все время твердят вам: «Не горби спину! Сиди прямо! Держи осанку».
Будем каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, сидеть и лежать.
Упражнения на расслабление, снятия напряжения после занятия.
Незнайка:
- Ох, как много я узнал. Я тоже хочу поделиться с вами упражнениями, для снятия напряжения:
1. «Освобождение от усталости».
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимитесь на носки вместе с поднятием рук – вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием «Ух!» и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух.
Тело расслабляется и опускается ниже и ниже.
2. «Насос». Наклоны вперед руки висят как хобот у слона.
- А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить 3 раза).
3. «Красивая спина».
Встаньте, ссутультесь, плечи вперед, мышцы спины, плеч расслаблены. Приподнимите теперь плечи вверх, отведите их назад и отпустите.
Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение тела должно стать для вас привычным!
- Ну, а мне пора! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Осанка - красивая спина»
конспект организованной образовательной деятельности...
Конспект НОД интегрированного занятия на тему: "Осанка - красивая спина".
Программное содержание: учить детей следить за своей осанкой и здоровьем, пождать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату. Способствовать развитию мышц спины, руки...
«Осанка – красивая спина»
laquo;Осанка – красивая спина»...
«Осанка – красивая спина»
Данный материал создан, чтобы привлечь внимание родителей к проблемам формирования правильной осанки у детей.У большинства детей слабый позвоночник и слабые мышцы спины. В материале перечислены возмож...
«Осанка – красивая спина»
Данный материал создан, чтобы привлечь внимание родителей к проблемам формирования правильной осанки у детей.У большинства детей слабый позвоночник и слабые мышцы спины. В материале перечислены возмож...
Конспект по ЗОЖ "Осанка - красивая спина" старшая группа
Цель: учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату....
Конспект ОД в старшей группе «Правильная осанка – красивая спина».
Формирование у детей умения самостоятельно следить за своим здоровьем. А также совершенствовать знания воспитанников о правильной осанке и профилактике ее нарушения. Воспитывать ...