«Игра как средство нравственного развития дошкольников»
картотека (подготовительная группа) на тему

Климчук Ирина Александровна

«Игра как средство нравственного развития дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство нравственного развития дошкольников»

«Без игры нет и не может быть

полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности.» 

В.А. Сухомлинский

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

  1. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
  2. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  3. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  4. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
  5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Игра «Все люди разные»

Цель: показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения.

Задачи: формировать способность считаться  с различиями между людьми, развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей; прививать ценностное отношение к иному.

Оснащение: листы бумаги, карандаши, ножницы.

Примерное содержание

                                                 Вводная часть

Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга, а затем выполнить упражнение: встать в круг и передавать друг другу мяч, и называть присущие каждому из них качества.  По окончании упражнения воспитатель побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

Основная часть

Для этой игры  понадобится цветик-семицветик с открепляющимися лепестками. Каждый ребёнок, сорвав лепесток,  немного рассказывает о себе и своей семье. Далее воспитатель разбивает детей на подгруппы по 5 человек, раздаёт каждому лист бумаги и карандаш. Каждый из детей должен обвести свою руку на листе бумаги и на получившейся ладошке написать своё имя. Дети  в группе, по очереди меняясь листочком,  на одном из пальчиков рисунка пишут добрые пожелания друг-другу или описывают положительные,  привлекательные качества  друг друга (например:  ты отзывчивый, ты хороший друг, мне нравятся твои рисунки и т.д.).

Одним из вариантов игры могут стать высказанные добрые пожелания в адрес других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т. д.).

Игра «Уважая себя, уважай других»
Цель: развивать толерантное отношение к другим людям.
Задачи: формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам, формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других; организовать условия для получения позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Методическое оснащение: рассказ В.Осеевой «Просто старушка», чтение его по ролям и инсценированние.
Примерное содержание
Вводная часть
Воспитатель: Вы слышали, наверное, такое выражение: «Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими так же». Как вы понимаете его смысл? В чём секрет таких отношений? Почему многие люди придерживаются в отношениях с другими такого принципа: «Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя»?
(Проводится совместное обсуждение ответов.)
Основная часть
(Дети прослушивают рассказ В.Осеевой «Просто старушка» и разыгрывают его фрагмент по ролям).
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет.
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.
(После этого предлагается другой вариант инсценирования с изменением условия: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. Третий вариант предлагает после этого ситуацию, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.)Заключительная часть
(Совместно обсуждается проблема, в каких случаях следует оказывать поддержку и как ему принимать помощь других.)
 

Игра «Я и другие»

Цель: развить умения выражать своё положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

Задачи: формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения.

Примерное содержание

Вводная часть

Участники игр становятся в круг и по очереди каждый своему соседу говорят комплимент. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ на комплимент участник игры произносит: «Спасибо!», - и затем подкрепляет хорошее мнение о себе ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…».

Основная часть

Участникам игры ведущий предлагает надеть волшебные очки и в них разглядеть хорошее, доброе в поступках  качествах людей. Ведущий показывает жестами, как надеть очки и как в них смотреть, называя хорошие поступки  качества участников игры. Важно, чтобы участники игры выступили в обеих ролях: смотрящих  рассматриваемых, а по окончании игры поделились своими чувствами. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза через очки можно увидеть всё больше и больше хорошего.

Заключительная часть

Проводится совместное обсуждение ситуаций, в которых общаться было приятно или неприятно. Разбирается почему. Связано ли это с тем, что вас не поняли.

Игра «О дружбе и товарищах»
Цель: развивать представления о товариществе и дружбе, и умения их поддерживать.
Задачи: формировать умения равноправного взаимодействия; развивать социальные эмоции сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам; формировать представления о товариществе и дружбе.
Примерное содержание
Вводная часть
Участники игры делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению. А затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Основная часть
Ведущий предлагает детям нарисовать друг друга. Участники имеют право, выполнить портрет своих друзей, как в их реальном виде, так и в аллегорическом – в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания играющие обсуждают рисунки и отвечают на вопросы ведущего: кто здесь нарисован? Почему именно в таком виде?
Заключительная часть
В заключение дети обговаривают некоторые приёмы и правила, которые они оформляют в виде плаката «Правила дружбы».
Правила дружбы
Предлагай помощь товарищу. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Если умеешь что-то делать сам – научи и его.
Искренне радуйся успехам товарища.
Настоящий друг всегда готов отдать самое лучшее товарищу.
Останови товарища, если он делает что-то плохое
Умей порадоваться успехам товарища.
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Дружи с товарищем, не требуя ничего взамен. 
Собранные правила помогут общению ребят, чтобы оно протекало без ссор и конфликтов.

Игра «Мы в конфликтах»

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи: развивать умение распознать, предвидеть и предупреждать конфликтную ситуацию; формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; отрабатывать навыки конструктивного разрешения конфликта.

Примерное содержание

Вводная часть

Двое участников игры сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной  друг к  другу и притопывают одной ногой, руки держат на поясе или за спиной. Ведущий хлопает в ладоши. Играющие меняют своё положение (поворачиваются лицом  друг другу) и выражение лица (улыбаются), берут друг друга за руки и весело кружатся в танце, а конце его обнимаются. Все эти жесты, движения, выражения лица показывают, что дети помирились. Игра выполняется под музыку.

Основная часть

Ведущий задаёт играющим такие вопросы:

  1. Можно ли прожить вообще без конфликтов? Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?
  2. Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам неприятное? Как реагируете на такие негативные слова?
  3. В каких случаях вы сами говорите другим людям неприятные слова? Думаете  ли в этот момент о том, что вы произносите?
  4. Почему люди говорят друг другу гадости?
  5. Как вы себя чувствуете когда вам говорят что-нибудь приятное? Как вы реагируете на это?
  6. В каких ситуациях вы сами говорите другим людям приятное? Как вы себя при этом чувствуете?
  7. Что легче:  сказать другому гадость или что-нибудь приятное? Почему?
  8. Как можно выходить из конфликтных ситуаций?

Заключительная часть

Участники игры придумывают и хором проговаривают способы мирного решения конфликтов.

Игра «Правила этикета»
Цель: расширять представления об особенностях быта, обычаев и традиций в разных культурах, их социальных особенностях.
Задачи: расширять представления о правилах этикета разных социальных групп людей; прививать навыки светского поведения.
Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.
Примерное содержание
Вводная часть
Воспитатель: Что такое правила поведения? Как возникли правила поведения людей? Как называются эти правила?
Одинаковые ли правила поведения в различных кругах общества, среди людей разных национальностей Среди дошкольников, школьников, учителей, банкиров, дипломантов и т.д.?
Этикет – свод правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня стало очень популярным словосочетание «светский этикет». Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете, есть и другие люди, не меньше, чем вы, заслуживающие внимания и уважения.
(Воспитатель предлагает разыграть  ситуации: «К тебе пришли гости», «За праздничным столом», «В транспорте», «На уроке», «В музее», «В театре».
Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий, просмотр слайдов с правилами этикетов разных народов.)Заключительная часть
Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим ыло комфортно с тобой.
Правила вежливости.
Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернёшься.
Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
После обсуждения учитель предлагает рассмотреть приемы, помогающие развить в себе вежливо
 Игра «Как надо заботиться»
Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе. Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.
Игра «Только хорошее»
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.
Игра «Любимое качество»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм. Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости. В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество. Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Консультация "Игра - как средство нравственного развития дошкольника"

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, действий, отношений, позволяющая стать  причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равн...

Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человек...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников

Вашему вниманию представлен методический семинар на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников"...

Выступление к родительскому собранию "Игра как средство нравственного развития дошкольников"

  Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуж...