Шахматы № 20. «Пат» - разновидность ничьей.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

                      «Пат» - разновидность ничьей.

Цель:  Знакомство с термином «ничья», «пат» и его свойствами. Развивать  умения действовать «в уме», составлять план действий.

Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, шахматная шкатулка. 

                                                     Методика проведения.

Занятие начинается физкультминуткой: «Снежная карусель».

Ели, ели, ели, ели,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Завертелось все кругом.

Ты метель нас не кружи,

Карусель останови.

Воспитатель: Ребята, сегодня  мы познакомимся с понятиями «ничья», «пат». Ничья на профессиональном уровне встречается достаточно часто. Чаще чем победа одной из сторон. В шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнёров выигрывает (поставит мат неприятельскому королю, либо партнёры соглашаются на ничью). Раз ничья то в партии нет победителя и побеждённого. Есть 4 вида ничьей – объясняет воспитатель на настенной  шахматной доске:

1. Ничья при обоюдном согласии партнёров.

2. Ничья при невозможности объявит мат. (Если на доске остались чёрный и белый короли, то как ни играй, мат не получится.  

3.Ничья вследствие вечного шаха.  В мире нет ничего вечного, а вот в шахматах есть вечный шах! Шах, как мы знаем, это нападение какой-либо фигуры на короля соперника. Вечный же шах, это ситуация, когда шах ставится королю каждым следующим ходом.

4. Ничья из-за пата (пат – это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода).

         Имейте в виду, что предлагать ничью нужно только когда очередь хода за вашим соперником. Если сейчас Ваш ход, и вы предлагаете ничью, соперник может попросить сначала сделать ход, а только потом обдумать ваше предложение.

        Пат – это ситуация в шахматах, когда сторона обладающая правом хода не имеет возможности совершить данный ход. При этом шаха на доске нет. Пат часто используется как средство спасения для стороны, которая проигрывает.

     Игра «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. Проводиться пальчиковая игра: «Мы катаем снежный ком».

 

Мы катаем снежный ком,               Ладони лежат на столе, дети 

                                                              делают ими движения вперед-назад.

Будем строить снежный дом,          «Рисуют» на столе указательными

                                                              пальцами дом

Мы польем его водой,                     Изображают, что полива ют из       

                                                             лейки.

Дом наш будет ледяной.                 «Рисуют» дом указательными 

                                                             пальцами перед собой.

Каждый ком — один этаж,            Ударяют кулаками друг о

                                                             друга, поднимая их вверх.

Подрастает домик наш!                 Делают из ладоней «крышу» над головой.

 

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали нового (дети садятся на стульчики, и начинается игра в шахматы).

            В конце проводиться   Игра «Волшебный мешочек».

            В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана и называет его. Рассказывать о стоимости фигуры, Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой

улице? А еще, какие по соседству живут?.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_20.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы № 20.

                              «Пат» - разновидность ничьей.

Цель:  Знакомство с термином «ничья», «пат» и его свойствами. Развивать  умения действовать «в уме», составлять план действий.

Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, шахматная шкатулка.  

                                                 Методика проведения.

Занятие начинается физкультминуткой: «Снежная карусель». 

Ели, ели, ели, ели,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Завертелось все кругом.

Ты метель нас не кружи,

Карусель останови.

Воспитатель: Ребята, сегодня  мы познакомимся с понятиями «ничья», «пат». Ничья на профессиональном уровне встречается достаточно часто. Чаще чем победа одной из сторон. В шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнёров выигрывает (поставит мат неприятельскому королю, либо партнёры соглашаются на ничью). Раз ничья то в партии нет победителя и побеждённого. Есть 4 вида ничьей – объясняет воспитатель на настенной  шахматной доске:

1. Ничья при обоюдном согласии партнёров.

2. Ничья при невозможности объявит мат. (Если на доске остались чёрный и белый короли, то как ни играй, мат не получится.  

3.Ничья вследствие вечного шаха.  В мире нет ничего вечного, а вот в шахматах есть вечный шах! Шах, как мы знаем, это нападение какой-либо фигуры на короля соперника. Вечный же шах, это ситуация, когда шах ставится королю каждым следующим ходом.

4. Ничья из-за пата (пат – это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода).

         Имейте в виду, что предлагать ничью нужно только когда очередь хода за вашим соперником. Если сейчас Ваш ход, и вы предлагаете ничью, соперник может попросить сначала сделать ход, а только потом обдумать ваше предложение.

        Пат – это ситуация в шахматах, когда сторона обладающая правом хода не имеет возможности совершить данный ход. При этом шаха на доске нет. Пат часто используется как средство спасения для стороны, которая проигрывает.

     Игра «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. Проводиться пальчиковая игра: «Мы катаем снежный ком».

Мы катаем снежный ком,               Ладони лежат на столе, дети  

                                                              делают ими движения вперед-назад.

Будем строить снежный дом,          «Рисуют» на столе указательными

                                                              пальцами дом

Мы польем его водой,                     Изображают, что полива ют из       

                                                             лейки.

Дом наш будет ледяной.                 «Рисуют» дом указательными  

                                                             пальцами перед собой.

Каждый ком — один этаж,            Ударяют кулаками друг о

                                                             друга, поднимая их вверх.

Подрастает домик наш!                 Делают из ладоней «крышу» над головой.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали нового (дети садятся на стульчики, и начинается игра в шахматы).

            В конце проводиться   Игра «Волшебный мешочек».

            В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана и называет его. Рассказывать о стоимости фигуры, Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой

улице? А еще, какие по соседству живут?.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Консультация для родителей: "Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает"

Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает «Безделье и праздность не только рождают неве­жество, они, в то же время, являются причиной болезни»Авиценна«Лень ...

Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает.

laquo;Безделье и праздность не только рождают неве­жество, они, в то же время, являются причиной болезни»Авиценна«Лень – защитная функция мозга, иногда применяемая вовремя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.

Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....