Главные вкладки

    Обобщение опыта по реализации технологии И.Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
    материал на тему

    Обзор проведенных  мероприятий  в  ходе  реализации здоровьесберегающей  технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_po_realizatsii_tehnologii_i.docx22.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта  по  реализации технологии И.Новиковой

     «Формирование  представлений  о здоровом образе жизни у дошкольников»

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

    Педагогика, как  любой общественный процесс, развивается  по спирали и, уже известное,дополняется, уточняется,расширяется.

    Технология И.Новиковой «Формирование  представлений  о здоровом образе жизни у дошкольников» понравилась  тем, что  включает  в себя  не  только методические  рекомендации по  планированию, конспекты  занятий, бесед, рекомендации по  работе  с родителями, организации здоровьесберегающего  пространства, но  и диагностический блок, что представляется лично мне ценным. Основные  задачи,которые  решаются  в  процессе реализации:

    • Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
    • Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
    • Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений
    • Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях
    • Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека..
    • Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
    • Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
    • Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
    • Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
    • Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.

    Работа предлагается в трёх  направлениях:

    «Я человек»

    «Образ жизни  человека и здоровье»

    «Здоровый образ  жизни  в условиях  большого  города»

    Уже  в  средней  группе  дети начали  проявлять  интерес к строению  человека, задавать  вопросы: «Почему  стучит  сердце?», «Для  чего  нужна  кровь?», «Мы можем жить  без  воды?» и др. Я старалась  отвечать  на  эти  вопросы в  соответствии  с  возрастом детей,т.е  как следствие- знакомить о  строением  человека, функциями основных органов  и  систем организма. Потом  в этом  направлении  проходило  уточнение и  расширение  знаний. Не  секрет, что многие  дети сейчас «малоежки». Пытаясь убедить кушать, я  объясняла, какой  продукт для  чего именно полезен. Дети  уже  знают, что творог, молоко особенно  полезны зубам и костям, морковь-глазам и коже ит.д. Мною была  придумана и изготовлена  игра «Питание  для   вырастания». Ребятишки  с  интересом её  осваивают.

    В  группе постоянно  висит  ростомер, где  каждый  сентябрь  отмечается  рост  каждого  ребенка. Дети  с  интересом  сравнивают  свои  отметки  за  4 года  и отметки сверстников.

    У нас  ведётся  тематическое  планирование. Во  время  прохождения  темы «Моя  семья» был  оформлен  уголок с таким  названием. Дома  дети  зарисовывали  с  родителями схему  семьи с указанием ближайших  родственников. Потом в группе рассказывали  другим  детям о своих близких.

    В приемной  проходила  выставка  портретов «Мой друг». При рассказе о работе закреплялись  названия  частей лица.

    Второе  направление « Образ  жизни   человека  и здоровье» Использование  литературы  и наглядных пособий, конечно, помогает  в формировании представлений о ритмичности жизнедеятельности, о  режимных   моментах. Но немаловажны  и рабочие  моменты. Дежурные, произнося  мерю перед каждым  приёмом  пищи, обязательно произносят «Сегодня у нас  на  завтрак. (обед, полник, ужин)…» Раздавая  витамины  перед сном, те же  дежурные  уточняют день  недели и  выбирают соответствующие  витамины (по понедельникам, средам, пятницам «Ревит», по вторникам, четвергам - «аскорбинка»)

    Во  время второй  гимнастики  практикуем  не  только  босохождение, «дорожку здоровья», но  и  упражнения дыхательной  гимнастики, звукорезонансные  упражнения, самомассаж ушных  раковин и носа. Упражнения  второй гимнастики  проходят  в  танцевальной  форме, что  способствует положительному эмоциональному  настрою даже  тех, кто трудно  просыпается.

    Дети  любят игру «Развиваем  эмоции», мимические этюды. Развитию эмоциональной  отзывчивости способствуют  так же игры «Скажи  ласково», «Каков  мой  друг». Интересна новая трактовка  игры «Найди пару»,предложенная  И.Новиковой, с предметами, необходимыми для  ухода за телом или наведения порядка. Мы  добавляем  ещё предметы для ухода  за одеждой и обувью(игрушечные, конечно)

     В  заключение беседы «Зачем  нам  нужен  спорт?» ребята, которые  посещают секции плавания, борьбы, гимнастики, лыжную, показали  свои  дипломы, медали, рассказали о соревнованиях. На  следующей  беседе говорили о тех, кто выступает в ансамбле «Сибирята» и дети  сами  сделали  вывод,что любые двигательные занятия укрепляют организм. А мальчик, занимающийся в музыкальной  школе по  классу  духовых инструментов, заявил, что  теперь дышит  лучше.

    На занятии «Чтобы быть  здоровыми» после  разговора о том, что значит «быть  здоровым» и  что надо делать для  этого,ребятишки  сами придумывали символические обозначения, зарисовывали  их, затем отбирали  самые  интересные. По  итогам  был составлен  альбом «Знаки  здоровья»

    Театрализованная  викторина проблемных  ситуаций (выбранных из предложенных  И.Новиковой) способствовала  не  только закреплению знаний о возможных  опасностях, но и проявлению  эмоциональности.

    На развлечении  «Вот  так сказка!» в  известных сказках дети  изменяли сюжет. Затем, анализируя, делали  выводы о необходимости безопасного поведения и проигрывали  «новую старую» сказку любым  видом  театра.

    На  послеследующем занятии «Один  дома» ребятишкам было  уже  проще  припомнить  возможные  опасные  ситуации, которые могут  случиться  дома. Результами  стали  сначала  выставка, а потом  альбом « Опасности  дома» и коллаж с опасными  предметами.

    Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях  большого  города».

    Это  направление особенно  тесно  связано  с экологией. Летом и осенью  стали  уже традиционными викторины «Съедобные и ядовитые, «Корзинка  осени»,игры «Узнай на  вкус»,«Из чего  варенье?», «Что  сегодня  приготовим?».

    Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. Определение степени  загрязнённости растений и воздуха вдоль  проезжей  части, наблюдение за  загрязнённости некоторых улиц способствует формированию представлений о факторах окружающей  среды, оказывающих особое  влияние на здоровье..При  этом  всегда  подчеркиваю, что   не  смотря  ни на  что -это  наш город и правильнее  всего  пытаться сделать  его  лучше  и чище..

    Очень  интересным  оказался  опыт с  определением  кислотности  воды из крана, озера, покупной питьевой и талой. Лакмусовые  полоски решили,  что вода  из городского  водопровода  немногим  уступает питьевой. Талая  вода, вопреки общепринятому мнению оказалась на  третьем  месте.

    Конечно же, нельзя  обойти  вниманием  правила  дорожного  движения. Макет дороги, дидактические  игры, разрезные  картинки с  изображениями  дорожных  знаков, стихи о правилах и знаках- всё  это используется детьми с  неизменным  интересом.

    Игра «Найди на плане  города» помогает не только обучению ориентировки в пространстве, но и знакомит с наиболее значимыми объектами  города, позволяет сделать выводы  о расположении микрорайонов, природном  окружении. Каждое  лето  проводится экскурсия к  озеру «Голубая жемчужина», на  которой подчеркивается  значимость озера  для каждого  в отдельности  и города в целом.

    Очень  помогают видеозаписи. «Уроки  осторожности», «Аркадий  Паровозов», «Королева Зубная  щетка», «Бегемот, который боялся  прививок», « Птичка  Тари», «Про Васю, который не любил мыться», « Можно и нельзя»-это только несколько названий.

    В заключение  приведу одно интересное  наблюдение. В ходе  опроса  родителей оказалось, что  активнее всего  ратуют за  здоровый  образ  жизни те, кто дома его придерживается  далеко не всегда. Следовательно, уровень формирования связи «Образ  жизни  человека и здоровье» будет  в  основном  зависеть от  усилий  педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

    «Использование здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у дошкольников»

    В соответствии с Федеральным Законом  от 29.12.2012 г. №273-Ф3  «Об образовании в Российской Федерации», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы ф...

    «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

    описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

    «Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

    Обобщение опыта работы. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

    «Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма»  Тревор Уэнстон...

    Использование информационных технологий в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

    Задача любого педагога превратить образовательный процесс в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.Одним из приоритетных ...