«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
методическая разработка

Савинская Маргарита Анатольевна

Систематизация представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx239.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Приобщение дошкольников

к здоровому образу жизни

через русские народные игры»

     

                             

Музыкальный руководитель

                                МКДОУ №11 «Берёзка»

                       Савинская М.А.

г. Киров

2018 г

Цель: Систематизация представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с классификацией русских  народных игр.

2. Закрепить знания участников мастер–класса об организации и проведении  

    русских игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников  мастер – класса.

Материалы: бутафорские  деревья, яблоки,  цветы яблони, листья зелёные, листья жёлтые, шпаргалки для участников со словами игр,  голубой платочек, мяч, шляпа, палочки для жеребьёвки, платочки 2-х цветов для командных игр.

 

http://cs625118.vk.me/v625118088/5a4d8/J9m85DkAMkg.jpghttp://oshkole.ru/upload/editor/images/7137.jpg

   

   

   

 

  Добрый день, уважаемые коллеги!   Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным играм.

   В последнее время, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. И это не удивительно. Ведь  ХХ век, внёс огромные изменения в физический облик нашего жизненного пространства. Урбанизированный и, надо признать, далекий от совершенства ландшафт создает большие ограничения двигательным возможностям и потребностям детей.  Из обихода исчезли многие прежние детские игры. Наши дети уже  не прыгают через веревочку, не рисуют классики, не играют в казаки-разбойники, в лапту и городки. Одной из причин этого является деформация детского игрового пространства.

    Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть.  

    Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А, как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья, которое  всегда считалось одной из высших ценностей человека. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

   Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья      

                 (Участники мастер – класса выполняют задание)

  Мы пришли к выводу, что все  мы стараемся вести здоровый образ жизни. Сегодня под здоровым образом жизни (ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

 ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы:

- плодотворный труд

- рациональный режим труда и отдыха

- искоренение вредных привычек

- оптимальный двигательный режим

- личную гигиену

- закаливание

- рациональное питание

   Теперь давайте подойдём  к этому дереву. Это «дерево здоровья». Рядом лежат его плоды. Расскажите о том, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников. Возьмите по яблочку и озвучьте их.

                  (Участники мастер – класса выполняют задание)

1 - Режим дня      (Чтоб здоровье сохранить,
                                       Организм свой укрепить,
                                       Знает каждая семья -
                                       Должен быть режим у дня)

2 – Движение     (Следует, ребята, знать
                                     Ночью нужно отдыхать.
                                     Днём же – прыгать и резвиться,—
                                     На  зарядку становиться!)

3 – Закаливание       (Чисти зубы, умывайся,
                                              Водой холодной обтирайся.
                                              Закаляйся!  И тогда
                                              Не страшна тебе хандра.)

4 – Гигиена      (Чтобы ни один микроб
                                  Не попал случайно в рот,
                                  Руки мыть перед едой
                                  Нужно мылом и водой.)

5 – Правильное питание      (Кушай овощи и фрукты,
                                                             Рыбу, молокопродукты —
                                                             Вот полезная еда,
                                                             Витаминами полна!)

6 – Свежий воздух     (На прогулку поспеши -
                                               Свежим воздухом дыши.
                                               Только помни: при уходе,
                                               Одеваться -  по погоде!)

  Вот те добрые советы.
 В них и спрятаны секреты,
 Как здоровье сохранить.
 Научись его ценить!

   Как мы видим, одной из составляющих здоровья является движение. Движение и, в частности, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного   возраста - они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

   Опираясь на вышесказанное, я хочу представить гипотезу – «Русская народная игра как одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»

    Слово «игра» происходит от древнего «гра». Означает оно «познание Мира Сего». Когда ребёнок играет, он познаёт мир.

    Русская народная культура издавна богата играми. Назывались они в России по разному: потехи, забавы, развлечения… Но они  всегда были популярны  и являлись неотъемлемой частью народных праздников и гуляний. Играли все – от мала до велика. У поэта В. Берестова есть такие строки:

          «О, радость жизни, детская игра,

           Век не уйти с соседнего двора.

           За мной явилась мать, но даже маме

           В лапту случалось заиграться вместе с нами!»

  Через игры взрослые передавали подрастающему поколению свои знания и опыт. Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу, заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т. д., всё это придавало им особый колорит.

  В народных играх удивительно органично сочетаются веселье и удаль, выдумка и искрометность. Помимо этого, в процессе игры проявлялись лучшие качества: взаимовыручка, доброта, благородство, самопожертвование ради других.  С точки зрения педагогики и психологии, на игры можно посмотреть,  как  на  средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.         Воспитательное значение народных игр огромно.  

    К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

    В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. А это значит что, теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит, и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.

  Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.

   Детский мир не может существовать отдельно от мира взрослых. Взрослые могут стать организаторами игры, они вносят в игры веселье и шутки. Доброжелательный смех взрослых, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. И, если родитель желает здоровья своему ребёнку, он должен стать партнёром в его играх. Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества взрослого и ребёнка.  Ведь только здесь, как считают психологи, возможны  подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.

    Совместные игры с близкими взрослыми — это счастье для ребёнка. Примером может стать игра «Нос, пол, потолок». Вы, наверное, засиделись? Выходите – поиграем.

                         

                                  ИГРА  «НОС, ПОЛ, ПОТОЛОК»

 (Игра очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».  Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».

     Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно поздравить обладателя «самого высокого в мире носа»)

 

 Привлекательным моментом организации игр в дошкольном учреждении становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью народных игр является реализация развлекательной функции: шутки со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность игр для ребенка.

    При огромном разнообразии видов русских народных игр и их классификаций, они делятся на следующие категории:

  • игры интеллектуальные ;
  • игры хороводные  (с пением и танцами);
  • игры подвижные ;

 Интеллектуальные игры  применяются как часть занятия, разминка, их используют в промежутках  между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи.  Цель их - закрепить представления детей о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать  воображение и речь детей. Это, в большинстве своем, игры, требующие знаний, умений, опыта. 

   Замечательная игра «Красочки», является ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, где разворачивается диалог покупателя и продавца. Прошу вас в игру!   (Участники выходят)

  Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с юмором. Бытует мнение, что считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, с изменениями жизни людей, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, без обмана и обид, весело распределить роли. Давайте выберем ведущего для нашей  игры.

                 Заяц серый, куда бегал?

                        В лес зелёный.

                        Что там делал?

                        Лыко драл.

                        Куда клал?

                        Под колоду.

                        Кто украл?

                        Радион

                        Выйди вон!

                               ИГРА  « КРАСОЧКИ»

(Среди играющих выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит:
- Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой.
Продавец:
- За какой?
Монах (называет любой цвет) :
- За голубой.
Если такой краски нет, то продавец говорит:
Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!
"Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок,
загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала).

 

  Ещё одна интеллектуальная игра -  «Садовник» открывает совсем другую жизнь. В ней — влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность. Приглашаю вас поиграть в эту игру 

          Тай-тай, налетай!

          Кто в «Садовника» играй?

  Сейчас я использовала зазывалку. Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения.

                                 ИГРА «САДОВНИК»

(Выбирается водящий, он становится «садовником».Остальные игроки - «цветы» растущие на «грядке».Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным. Далее происходит такой диалог:

– Я садовником родился,
  не на шутку рассердился,
  все цветы мне надоели,
  кроме "гвоздики" (называет любой цветок из присутствующих на грядке) «Гвоздика» тут же должна отозваться:

– Ой!
– Что с тобой?
– Влюблена
– В кого?
– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним). Гиацинт тут же должен отозваться.

– Ой! Далее они с гвоздикой ведут такой же диалог и гиацинт должен вспомнить еще какой-нибудь растущий рядом цветок. Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок. То есть, цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может. Должно быть, хотя бы, садовник - гвоздика-гиацинт-садовник.

Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен», он становится садовником и игра начинается сначала).

   

   Ничто так не способствует развитию речи ребенка, как  хороводные игры, часто применяемые на музыкальных занятиях. С их помощью обогащается словарный запас, так как хороводные игры часто сопровождаются песнями, прибаутками, коротенькими стихотворениями или потешками.       Народные игры для детей, по большей части, игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации.  Одной из старинных народных игр является игра «Дударь». Мы обязательно поиграем в неё. Чур, я – Дударь.

  Перед началом игры Вам, наверное, не раз приходилось слышать, как дети «захватывают» какую-то определённую роль словами: «Чур. я…».  Слова «Чур», «Чур меня!»  часто произносятся в русских играх. Хочу раскрыть их значение.

 У наших предков - язычников Чур был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и оберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

  Также, Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное -  зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

   Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник с утра приговаривать «Чур мне», «чур меня», «чур моё» - то в семье будет лад и достаток. Чего я вам и желаю.

                                   ИГРА «ДУДАРЬ»

  (Участники становятся в круг, взявшись за руки, ходят  вокруг ведущего – Дударя и поют:

        Дударь, Дударь, Дударище,

        Старый-старый, старичище.

        На завалинке сидит.

        Дударь, Дударь, что болит?

  "Дударь» отвечает: "Спина" (или плечи, живот, нос, уши, колени и т. д .). Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу.

   Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит? », Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место).

   Мы с вами поиграли в старинную русскую игру, правила которой предусматривают выполнение каких-либо движений по команде или показу водящего. В наше время существует множество игр и  игр-танцев, основанных на этих правилах: «Если нравится тебе, то делай так»,« Ровным кругом», «У дядюшки Трифона», «Лавата», « У меня есть одна тётя» и др.                      

   В хороводных  играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. В таких играх часто используются различные предметы: мяч, палочка, платочек, колечко, колокольчик. Например, хороводная игра для средней группы «Галя по садочку ходила».

  Помимо считалок, в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Жребий – это условный знак. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал – его правда, спору конец. В детских играх жребий определяет водящего.

(Проводится жеребьёвка с участниками. Объясняются правила игры, раздаются шпаргалки со словами)

                    ИГРА « ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА»

   

   Полюбившиеся народные игры варьируются и на их основе рождаются новые, современные игры. Что и произошло с нашей игрой про Галю. Со временем имя «Галя» заменили на «Осень».  Родилась новая игра, часто используемая на осенних утренниках. Этот небольшой элемент  неожиданности доставляет  детям огромную радость.

    Частенько среди хороводных игр можно встретить игры целовальные (поцелуйные игры). Например, игра «Селезень». Чтобы начать игру, нам надо выбрать утку и селезня.  Распределяя роли в игре, можно  использовать  жеребьевки–угады.  

   Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. («утка» - тот, кто вытащит палочку с красной меткой, «селезень» - у кого окажется палочка, помеченная в синий цвет.)

                                   

                              ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ»

 ( Все идут по кругу, приговаривая слова:

                         Селезень утку догонял,
                         Молодой серу догонял-
                         Ходи, уточка, домой,
                         Ходи, серая, домой.
                         У тя семеро детей,
                         Восьмой селезень,
                         А девятая – сама,
                         Поцелуй разок меня.
 
 Уточка убегает от «селезня». Его задача – поймать «уточку». Если «селезень» поймал «уточку», -  он ее целует.
Если играют маленькие дети, то вместо поцелуя «селезень» и «уточка» кланяются друг другу)
     

     Для обозначения большой группы игр, цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется термин «подвижные игры». Проводятся они, обычно, на свежем воздухе на открытой площадке. а потому наиболее отвечают идеалам оздоровления.

    Именно в них у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры, без преувеличения, можно назвать витаминами душевного благополучияПод их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало возможностей.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность. Поиграем в старую русскую игру «Гусек».

  Чтобы определить, водящего или персонаж игры,  можно «конаться» (мериться на палке). Для этого берут палку или веревку, и один игрок захватывает конец, рядом берется другой, затем третий и т. д. Кто захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру. Попробуем?

                             (Участники выбирают ведущего игры)

                                             

                                             ИГРА «ГУСЕК»

    ( Играющие встают лицом в круг. Выбирается водящий. Под музыку 2-частной формы все хлопают в ладоши. Водящий подходит к любому игроку и делает перед ним какие-нибудь движения. Игрок должен их повторить, став за его спиной, и двигаться за ним. Водящий подходит к другому игроку и также исполняет движения. Второй игрок отвечает ему, первый тоже повторяет эти движения. Затем все поворачиваются кругом. Первым должен оказаться первый игрок. Он становится водящим и в свою очередь приглашает игрока. После каждого движения все поворачиваются кругом.

    Каждый игрок должен побыть водящим. «Гусек» постепенно растет. Когда будут приглашены почти все игроки, дается сигнал: «Гуси, домой!». Все разбегаются по кругу, стараясь занять место в кругу. Последний становится водящим).

     Если игра требует разделения на команды,  применяются жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Ниточка или иголочка?». Сейчас мы проведём жеребьёвку  через хороводную игру.

 

                         ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

  ( Двое водящих получают имена – «ниточка» и «иголочка». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

                                     В золотые ворота

                                     Проходите, господа!

                                     Первой мать прошла

                                     И детей провела

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки)

Тот, перед кем закрылись ворота, остается у «ниточки» или «иголочки».Участники повязывают на шею платочки 2-х разных цветов)

 

   В конечном итоге, у нас образовались 2 команды и мы готовы к проведению подвижной командной игры.

                              ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

  Разделить игроков на  2 команды  можно с помощью сговорок.  Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывая названия  птиц, растений, животных или любых предметов. Затем предлагают водящим выбрать любое из двух названий. Чаще в форме рифмовки:

                   Что возьмешь:

Острую спицу или птицу-синицу?

Коня сивого или златогривого?

Листочек или цветочек?

Ниточку или иголочку?

Сахару кусочек или аленький платочек?

С неба стрельца или с земли молодца?

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или хомут золотой

                  Что будешь делать:

Шар тесать или на воде плясать?

Канат вертеть или с неба лететь?      

                  Что выбираешь:

Идти пешком или ехать шажком?

Коня вороного или казака удалого?

                  Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису или Марью-красу?

Таракана усатого или тигрёнка полосатого.

Медведя лохматого или козла рогатого

Из речки ерша или из леса ежа

Жеребёнка малого или коня бывалого?

Таракана усатого или тигрёнка полосатого?

 Давайте разделимся на 2 команды и поиграем в игру «Сковорода»

(С помощью сговорок участники делятся на 2 команды. Игроки одной повязывают на шею зелёную косынку, а игроки другой – жёлтую)      

               

                         ИГРА «СКОВОРОДА» 

( Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Под музыку они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, т. е. наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга — «сажать на сковороду» — своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» — все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега — «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное — не наступить на «оладьи»)

 

 

  Существует множество игр, которые  доставляют детям радость, обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

   Благодаря знакомству дошкольников с русскими народными играми, мы не только  сохраняем свои самобытные  обычаи и традиции, но передаем  их будущему поколению, тем самым обеспечивая  физическое и духовное здоровье наших детей.

   И хотя в наш информационный технологический век народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо -  на музыкальных занятиях, дома, в школе, на детской площадке, во дворе, на праздниках и т. д. Главное в игре - ощущение радости. Игра, не приносящая радость - плохая игра! Играйте вместе с детьми! Дети сами не научатся, станьте для них помощниками.

     

                  Рекомендации по теме:

1. Почаще играйте с ребёнком, игра научит вас говорить на одном языке.

2. Организуйте совместные прогулки, походы и игры. Игра поможет    

    преодолеть Вам чувство   превосходства над ребёнком.

3. Старайтесь не просто демонстрировать нужные  действия и слова, но, по  

    возможности, ярко   выражать свой интерес к игре, тогда ребёнок  будет  

    больше доверять вам.

   Теперь  поведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по  очереди.

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка) 
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры) 

- Главная роль в народной игре? (водящий) 
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего) 

- Где используются русские народные игры?  организации праздников, утренников, развлечений, прогулок) 
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость) 
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора) 
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

   

     Я благодарю всех участников мастер - класса   и хочу спросить: смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу «Русская народная игра как одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»?

                                                    (Ответ)

   А теперь  приглашаю вас к «дереву творчества». Выразите своё впечатление о мастер-классе на этом дереве, используя следующие обозначения:

- плоды – мастер-класс прошел плодотворно и с  пользой;

- цветок – понравилось, но не всё применимо ;

- зелёный листик – не совсем удовлетворён мастер-классом ;    

- жёлтый листик – «пропащий мастер-класс», неудовлетворённость.

   

     Свой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам  поиграть в игру

                                          «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

       

        Мы сегодня не устали,

        Потому что ………….. (поиграли).

        Много нас собралось вместе,

        Было очень ………………… (интересно).

        Игр нам разных показали.

        Новых  много мы………….. (узнали).

        Русские народные

        Игры хороводные

        Не пристало забывать,

        Будем чаще в них………….(играть).

На такой оптимистической ноте мне бы

хотелось пригласить всех

                   На чай с сушками,

                   Да на кисель с ватрушками!

                   Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. А.А. Таран «Русские народные игры и их классификация» (интернетресурсы)

2. Ю.А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры   на свежем  

    воздухе»; Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт –Петербург 2006 год

3. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира».            

    Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год

4. Левицкая М.  Народные подвижные игры -  СПб, Издательство    

    Политехнического  университета,  2008 г.

5. Титова О.Я.  Обрядовые праздники в России -  Издательство  ТЦ   СФЕРА,  2003 г.

6. Рыбак Е. М.  «Играем вместе» – Архангельский областной институт  

    переподготовки РИСа АО ИППК,  2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер-класс для педагогов с подборкой игр на улице и в помещении....

Мастер класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"

          "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"...

Мастер – класс для воспитателей "Русские народные игры, их значение в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников"

В ходе данного мероприятия педагоги повышают знания  о значении русских народных игр в жизни дошкольников....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Русские народные подвижные игры   просто необходимы детям дошкольного   возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...

Мастер - класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....