Социально–личностное и психическое развитие дошкольника
статья

Тимошенко Ольга Борисовна

В  данной статье речь пойдет о том что в настоящее время задачи социально - личностного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи психических особенностей с воспитанием и обучением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально–личностное и психическое развитие дошкольника

Здоровье – это физическое, эмоциональное, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней. Нервно – психическое состояние ребёнка, социально – личностное развитие - один из показателей здоровья в целом. Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Личностное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

В настоящее время задачи социально - личностного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи психических особенностей с воспитанием и обучением.

В современном мире изменился уровень жизни, её темп. В связи с этим повысилась агрессивность. Родители постоянно заняты. От этого страдают дети. Постоянная спешка, дефицит постоянного внимания порождает у детей озлобленность, нежелание общаться, эмоциональные всплески, капризы, истерики. Каждый человек по – своему проходит путь развития. По – своему видит, слышит, воспринимает этот мир, но на каждом этапе развития личности, на неё влияют близкие люди и люди, ближайшего окружения. И от того насколько удовлетворены потребности в общении на каждом возрастном этапе зависит психическое здоровье человека.

Основы развития личности зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.

В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя, так как постоянно слышит нежное к себе обращение. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя приобретает особый личностный смысл. Имя позволяет ребенку получить возможность представить себя как обособленного от других, исключительного человека. В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинает соединяться в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны - через реальные отношения с другими людьми.

Постепенно входя в предметный мир и в мир людей, ребенок пытается освоить эти миры через усвоение названий каждого предмета и слов, раскрывающих функции этих предметов, а также мир человеческих ролей и идентификаций. Именно в этот период сензитивного развития речи и, следовательно, усвоения значений и смыслов, конструирующих социальные факторы развития, ребенок начинает заинтересованно соотносить себя с окружающим его миром. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального “Я” происходит через телесные чувствования, “образ” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления, свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

         В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.

Внутренняя позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая в упорстве, или любые другие частные психические достижения, которые вдруг обнаруживаются в виде доминирования над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают развитие ребенка неповторимым обаянием детской непосредственности и своеобразия личности.

Между тем, ребенок активно присваивает из своего окружения те ценности, которые определяют развитие его самосознания. Обратимся к рассмотрению развития тех звеньев самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе.

Первое звено структуры самосознания, как об этом говорилось выше, представляет собой кристалл личности, включающий имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Современные педагоги и психологи провели исследования «как влияет на развитие детей порядок рождения». Оказалось, что на личностное развитие ребёнка порядок рождения влияет так:

Старшему ребёнку свойственны: ответственность, добросовестность. Он берёт на себя часть родительских функций, заботясь о младших. Часто становится лидером. Рождение младшего ребёнка приводит к лишению исключительной позиции. Если старшему нет ещё 6лет, то часто ребёнок получает стресс, что кто- то занял его место. Такая реакция будет сильнее, если дети однополые.

Младшему ребёнку свойственны беспечность, оптимизм, готовность принять покровительство. Для членов семьи он может навсегда остаться маленьким. В отношениях с людьми он манипулирует, конфликтует. К его достижениям родители относятся менее требовательно. Это, конечно, скажется на развитии личности. Единственный ребёнок наследует характеристики своего родителя того же пола.

 Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на всю жизнь. Обычно эти дети достигают успехов в учебе, но в жизни бывают беспомощны. Бывает два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок». Личностно-ориентированное взаимодействие помогает избежать ложных, необоснованных способов поощрения или завышенных требований, которые могут привести к стойким негативным последствиям.

Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и родители), это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленная на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника

Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

Данный перспективный план раскрывает особенности работы по формированию социально-личностного развития и успешной адаптации детей-билингвов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде...

Инновационные здоровьесберегающие технологии в социально-личностном и познавательно-речевом развитии дошкольников

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение ...

Реализация социально - личностного воспитания и и развития детей

Реализация социально - личностного воспитания и и развития детей в детском саду....

Социально–личностное и психическое развитие дошкольника

В настоящее время задачи социально - личностного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи психических особенностей с воспитанием и обучением...

Статья на тему: «Социально-личностная и педагогическая готовность старших дошкольников к школе»

В статье идет речь об игровой деятельности детей как ведущей деятельности только в случае её полноценного развития. Качества, определяющие успешность обучения ребенка в школе развиваются в игровой дея...

Особенности психического развития дошкольников 4-5 лет.Развитие личности.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об...