статья " Актуальные проблемы формирования правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
статья

Коба Вера Геннадьевна

 В статье раскрыты следующие вопросы:

  • Формирование правил здорового образа жизни (ЗОЖ) как общая основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (ДДВ);
  • Роль формирования правил ЗОЖ для ДДВ;
  • Средства формирования правил ЗОЖ у ДДВ;
  • Требования к формированию правил ЗОЖ у ДДВ;
  • Проблемы формирования правил ЗОЖ у ДДВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы формирования

правил здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста

 В статье раскрыты следующие вопросы:

  • Формирование правил здорового образа жизни (ЗОЖ) как общая основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (ДДВ);
  • Роль формирования правил ЗОЖ для ДДВ;
  • Средства формирования правил ЗОЖ у ДДВ;
  • Требования к формированию правил ЗОЖ у ДДВ;
  • Проблемы формирования правил ЗОЖ у ДДВ

ЗОЖ- это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил ЗОЖ. Данная категория предусматривает  выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе - выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечивать физические, психические и социальные компоненты здоровья. Поэтому понятие «ЗОЖ»  в большей мере относится к сфере  педагогики, и, следовательно, может выступать  как объектом, так и предметом педагогических исследований.

Эффективность функционирования педагогической системы формирования ЗОЖ ДДВ обеспечивается, во-первых, за счет акцентированного внимания педагогов не на ознакомительно-обучающих и воспитательных, и не механическое заучивание и повторение учебного материала,  а на образовательно-воспитательных и развивающих задачах, направленных на понимание детьми смысла и качества выполняемых заданий; во-вторых, за счет активного использования метода биоуправления в процессе решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Основу методологии формирования ЗОЖ составляют:

  • Системный подход, с т очки зрения которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма, характеризующееся определенной стабильностью гомеостаза;
  • Аксиологический подход, с позиции которого, здоровье понимается как ценность личности и общества;
  • Педагогический подход, основываясь на котором, процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью подчиняется закономерностям обучения и воспитания;
  • Теория и методика физического воспитания,доказывающая, что целенаправленная двигательная активность человека неразрывно связана с процессом обучения его навыкам ЗОЖ.

         Процесс формирования ЗОЖ подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования одному физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию правил ЗОЖ. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название «формирование правил здорового образа жизни»

Только с самого раннего детства можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в  важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование ЗОЖ всего общества.

Обучение ЗОЖ - целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровье сбережении и учит отличать детей здоровый образ жизни от нездорового, помогает в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование ЗОЖ включает в себя три основных цели:

  • Глобальную - обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • Дидактическую  -  вооружение детей необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья;
  • Методическую – вооружение детей знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены.

Ответственность за достижение этих целей формирования ЗОЖ  в ДВ возлагается, главным образом, на образовательную организацию.

Содержание целенаправленной подготовки детей к ЗОЖ в условиях ДОУ составляют интегрированные технологии:

  • Знакомство дошкольников с основами строения организма человека; изучение и коррекция мотивации к ЗОЖ;
  • Повышение валеологической грамотности родителей;
  • Оптимизация двигательной активности и психоэмоционального состояния;
  • Обучение основным навыкам ЗОЖ на принципах биоуправления, включая основные двигательные навыки, навыки правильного дыхания, навыки закаливания, основные гигиенические навыки, основы самомассажа;
  • Профилактика и коррекция нарушений ОДА;
  • Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов ДОУ.

В теории и методике ФВ достаточно давно сформулирован оздоровительный принцип, предполагающий решение задач по формированию здорового образа жизни, но на практике, в виду недостаточно точного определения ключевого знания этого понятия, прикладные исследования оставались на позиции, когда формирование знаний, умений и навыков ЗОЖ составляло основу предполагаемых многочисленных методик.

Теперь в результате сформулированного понятии «ЗОЖ» и объяснения его сущностных характеристик ситуация изменилась коренным образом. Это позволило традиционно существующую педагогическую систему построить таким образом, чтобы все его компоненты были подчинены достижению определенных целевых ориентиров:

  • Далекая, конечная цель системы - это ребенок, владеющий навыками ЗОЖ;
  • Средняя или промежуточная цель – формирование у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью;
  • Близкая, первоочередная – выработка у него нравственных ценностей,  Одной из этих ценностей является здоровье.

Вполне логично  из поставленных целей вытекают конкретные педагогические задачи: выработать у ребенка нравственные ценности, первой среди которых является здоровье. В отличие от животных, человеку свойственно искать опору для своего поведения не в «естественных» инстинктах, а в нравственном (духовном) слое своего сознания. Человек  постоянно находится в ситуации выбора таких опор.

 Именно в этом и помогает ребенку педагог, правильно, а самое главное, вовремя сориентировав его выбор на «здоровье». Здоровым быть гораздо лучше, чем нездоровым. Понять ребенку это не сложно, но вот для того, чтобы ценности стали личным достоянием его сознания, они должны пройти через процесс придания ему смысла. Это и составляет вторую, вполне решаемую задачу системы формирования ЗОЖ ДДВ. Учитывая, что ведущей деятельность ДВ является игра, поиск смысла ценности «здоровья» лучше и эффективнее всего осуществляется в процессе  различных ролевых игр, когда практически сразу  можно оценить реальный смысл того или иного компонента здоровья и увидеть результат такой деятельности. Эти две задачи являются подготовительными в процессе формирования ЗОЖ, т.к. реальная польза от их решения для здоровья ребенка будет только в том случае, если сформировано деятельностное отношение к  своему здоровью, которое выражается в применении навыков здорового образа жизни в различных сферах деятельности: учебе, игре, личной и общественной гигиене, отношении с детьми и взрослыми, и т.д. Здесь на помощь педагогу приходят разнообразные физические  упражнения, игры, дыхательные и психорегулирующие упражнения, танцы, массаж, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.

Имея в наличии конкретные целевые ориентиры и направления для их достижения, выбор средств,  методов и форм организации для педагога не представляет особого труда. Однако, в любом случае необходимо соблюдать основные принципы дидактики, воспитания, а также  методические принципы физического воспитания. Немаловажно, что в процессе формирования ЗОЖ ДДВ внимание педагогов должно быть акцентировано не на ознакомительно-обучающие и воспитательные задачи, а на образовательно-воспитательные и развивающие , где понимание смысла  и качества  выполняемых заданий является определяющим.

Целесообразность начала формирования у ребенка мотивации на здоровье и ориентирование его на ЗОЖ  в ДВ доказали исследования Л.В. Абдульмановой, Ю.Ф. Змановского, Л.Г. Татарниковой и др.ученых. Именно в данный период у детей проявляется пытливое отношение к оеружающему миру, формируется наблюдательность, повышается активность (А.В.Запрожец). Т.А. Тарасова отмечает, что в условиях ухудшения экологической обстановки, увеличения числа больных людей, начиная с рождения , важно уже с дошкольного возраста начинать учить ребенка управлять своим здоровьем.

Формирование основ ЗОЖ у ДДВ осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности, в основном через подражание, практические действия и самоанализ. Таким образом на основе ориентира на здоровье у дошкольников осуществляется воспитание мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения, а также безопасности жизнедеятельности.

Так, в разработанном Г.К. Зайцевым пособии « Уроки Мойдодыра» в доступной для детей форме изложены основные правила гигиенического поведения, рассмотрены приемы, помогающие родителям привить детям нужную привычку следить за своим здоровьем и внешним видом.

Кроме того, ДВ является сенситивным периодом формирования ценностного отношения к своему здоровью. Об этом свидетельствуют исследования по изучению особенностей психического здоровья дошкольников, проведенные  А.Н Леонтьевым, В.В. Давыдовым, И.Ю. Кулагиной( изучение соподчинения мотивов), А.А Люблинской, А.В. Запрожцем, Д.Б.Элькониным( изучение формирования произвольного поведения), Г.А Урунтаевой (изучение развития самосознания).

 Поэтому воспитание у детей положительной мотивации на здоровье, ориентация их жизненных интересов на здоровый образ жизни - это в первую очередь , педагогическая проблема. С помощью педагога дошкольник получает элементарные представления о строении собственного тела, функции и назначении внутренних органов, узнает способы защиты от микробов, овладевает приемами оказания первой медицинской помощи. Через систему  специальной игровой и двигательной деятельности дети знакомятся с признаками здоровья.

Наличие игрового момента способствует поддержанию у ребенка устойчивого интереса к выполнению конечной задачи. При этом педагог стимулирует  волевые усилия дошкольников, демонстрирует зависимость общего результата от выполнения определенных действий каждым ребенком.

Опираясь на теоретико-методологические исследования указанной проблемы конкретизируем определение «основы здорового образа жизни дошкольников- синтез основных правил поведения ребенка ДВ, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах ЗОЖ( оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний  в повседневной деятельности»

Таким образом, формирование основ ЗОЖ ДДВ есть целенаправленный  процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах ЗОЖ, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья.

Новые задачи формирования российского образования открывают не только возможность , но и необходимость организации учебно-воспитательного процесса  на основе формирования принципов ЗОЖ, закрепленные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. На современном этапе развития и модернизации российского образования психолого-педагогические исследования выдвигают вопрос о необходимости поставить на первый план задачу оздоровления детей, снижения их заболеваемости через формирование мотивации на здоровый образ жизни, создание в ОУ условий  для сохранения и укрепления здоровья детей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Детская заболеваемость с каждым годом растет. Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку и нарушения опорно — двигательного аппа...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования/

В данной презентации представлена концепция работы детского сада по физическому развитию и формированию правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного ...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здороьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание...

Рекомендации для родителей "Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель: Закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взаимодействии с родителями детей в данном направлении....

Статья "Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Задачи и средства физического воспитания.Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохран...

Статья "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста" .

В настоящее время отмечается низкий уровень знаний  о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов - воспитать у дошкольника уважение к собственн...

Статья "Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Статья "Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...