Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении
статья

Толстенева Ирина Юрьевна

Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_zdorovyu.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Толстенева Ирина Юрьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 «Забавушка

Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Здоровье человека, по мнению Н.М. Амосова, более чем на 50% зависит от образа жизни, на 20-25% – от окружающей среды, и настолько же – от наследственности и системы здравоохранения. Ведущими факторами здоровья детей он считает режим дня, экологическую обстановку, внутреннюю среду помещений, организацию физического воспитания, медико-санитарную помощь и т.д.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую остроту. Это обусловлено тем, что по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Статистический анализ состояния здоровья детей г. Нижневартовска также подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.  

Первопричинами снижения уровня здоровья детей в городе Нижневартовске являются суровые климатические условия, сложная экологическая обстановка, низкая двигательная активность детей, утрата лучших традиций организации оздоровительной работы в перестроечный период. Среди причин отмечается недостаточная осведомленность в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в т.ч. и дошкольников.

Для нашего ДОУ данная проблема актуализирована тем, что в нем воспитываются дети с невротическими реакциями, с нарушениями психического и речевого развития. Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития в связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС, или с замедленным темпом ее морфофункционального созревания изменяют темп и сроки формирования психических функций.

Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом всего коллектива ДОУ ДСКВ №66 «Забавушка». В детском саду каждый ребенок имеет возможность получить всестороннее развитие и квалифицированную коррекционно-педагогическую и медицинскую помощь.

В образовательном учреждении созданы оптимальные условия для коррекции, оздоровления и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями: кабинет «БОС-Здоровье», бассейн, сауна, ванный зал, физиокабинет, кабинет парафино–озокеритолечения, фитобар, игровой зал с сухим бассейном и батутами, зимний сад, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет массажа и медицинский кабинет

Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе выстроенной целостной системы здоровьесбережения.

Лечебно-профилактическая работа в ДОУ ведется под руководством врачей высшей категории: педиатра Л.Н. Ракитиной, невролога Л.А. Рубцовой, и включает в себя медикаментозную коррекцию основного и сопутствующих заболеваний. Наличие квалифицированных специалистов и необходимой аппаратуры в физиокабинете позволяет своевременно выполнять все необходимые физиопроцедуры, проводить оксигенотерапию (кислородные коктейли на натуральных соках, травах) и др. Использование препаратов стимулирующих иммунные силы организма (поливитамины, препараты корня солодки, витамины группы В, алоэ, элеутерококк, женьшень, обработка слизистой носа оксолиновой мазью, закапывание в нос заварки чая и 0,5% раствора детского мыла, раствор 0,5% чеснока) показало свою высокую эффективность в профилактике и лечении заболеваний органов дыхания и респираторно-вирусных инфекций.

Проведению физкультурно-оздоровительной работы в детском саду уделяется особое внимание: утренняя гимнастика проводится в спортивном зале с музыкальным сопровождением: правильно подобранный комплекс гимнастики способствует профилактике нарушения осанки и плоскостопия, пробуждению детского организма и позитивному настрою на предстоящий день. Утренняя гимнастика сменяется обливанием холодной водой в аквакомнате. 

Закаливание дошкольников осуществляется и при посещении оздоровительного комплекса «Сауна – бассейн – фитобар» путем строгого соблюдения рациональных гигиенических условий: чистый воздух, температурный режим воды и воздуха, медико-педагогический контроль, оценка состояния здоровья каждого ребенка.

Особую актуальность в лечении последствий поражений центральной нервной системы и с целью повышения неспецифических защитных сил организма имеет водолечебница, включающая кроме сауны и бассейна лечебные ванны (хвойные, морские, соляно-хвойные и др.). Зимой применяется обливание холодной водой на снегу.

Дневной сон дошколят проходит при открытых фрамугах с температурой воздуха 16 градусов. 

В осенне-зимний период дети ежедневно:

  • промывают носы холодной водой с морской солью и санацию слизистой носа оксолиновой мазью,
  • полощут горло 1% водно-солевым раствором, отваром трав,
  • принимают напиток «Здоровье», поливитамины, препараты корня солодки, элеутерококка, женьшеня,
  • носят чесночные бусы,
  • проводят самомассаж стоп.

Ежедневно в каждой группе проводится оздоровительный точечный массаж по методу А.А. Уманской, способствующий повышению устойчивости организма к холоду, вирусам и микробам, а также неблагоприятным факторам внешней среды.

Оказывает позитивное воздействие на растущий организм ребенка дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая реализуется в комплексе оздоравливающих процедур во всех группах ДОУ. Для родителей, пожелавших выполнять дыхательную гимнастику в домашних условиях, педагоги организуют мастер-классы, обучающие семинары.

В целях профилактики переутомления, сохранения и укрепления здоровья детей, для переключения их с одного вида деятельности на другой на занятиях используются:

  • динамические паузы,
  • минуты релаксации с сопровождением спокойной классической музыки,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • самомассаж,
  • ортопедическая гимнастика,
  • спортивные и подвижные игры.

Активный и подвижный ребёнок быстрее познаёт мир и инициативно общается с окружающим миром и людьми. Но когда эта активность приобретает избыточную форму и осложняет жизнь, как самого ребенка, так и его родных – это становится проблемой. Детей с гиперактивностью с каждым годом становится все больше, и коллектив ищет новые формы работы с данными детьми. Снять агрессию и беспокойство помогает посещение сенсорной комнаты, способствующей улучшению эмоционального состояния ребенка, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности. Занятия с педагогом-психологом в сенсорной комнате включают: элементы аутотренинга, танцевальной терапии, комплексы самомассажа, сеансы ароматерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, свето-, цвето, звукотерапии.

Игровое и релаксационное оборудование сенсорной комнаты активизирует и развивает мелкую моторику, двигательную активность, мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирование саморегуляции поведения.

Основная цель сенсорной комнаты: коррекция психофизического здоровья детей через использование ее оборудования.

Сенсорная комната позволяет:

  • обеспечить условия для снятия негативных эмоций и состояний;
  • создать условия для развития познавательных процессов, зрительного и слухового восприятия;
  • повысить эффективность и результативность образовательных и релаксационных мероприятий;
  • настроить ребенка на эффективную и результативную работу.

Направления работы сенсорной комнаты:

– релаксационный блок-снятие психоэмоционального напряжения;

– активационный блок – развитие общей моторики, пространственных направлений, слухо-моторной координации коммуникативных навыков.

В ДОУ применяется технология развития детей по методу М. Монтессори. Данный метод способствует реализации потребностей развития, заложенные в природе ребенка:

 – потребность в движении;

– потребность в сенсорных ощущениях;

– потребность в работе (работа есть внутренняя предрасположенность человеческой природы, присущий человеческому роду инстинкт);

– стремление к точным, координированным движениях (это признак того, что у него есть потребность координировать свои собственные движения);

– стремление к совершенствованию различных функций (период между тремя и шестью годами есть период реализации и совершенствования);

– склонность к повторению (повторения в ходе деятельности встречаются у каждого нормального ребенка, который живет в правильных условиях);

– потребность в порядке (ребенок нуждается в порядке, он любит видеть предметы из окружающей среды постоянно в одном и том же месте и сам старается восстановить порядок, если он нарушен);

– стремление к социальному развитию (это движение соответствует реальной потребности в социальном развитии, присущей природе детей);

– стремление к свободе и независимости (только через свободу и опыт в окружающей среде человек может развиваться).

Комплексную систему оздоровления детей дошкольного возраста дополняет новейшая современная методика – оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи (БОС), способствующий формированию умений управлять своим здоровьем и эмоциями, выработке правильного речевого дыхания, что немаловажно для коррекции звукопроизносительной стороны речи дошкольников.

Метод «БОС – Здоровье» – высокоэффективный не медикаментозный способ реабилитации больных с различными нарушениями, основанный на применении современной электронной аппаратуры. Дети с отклонениями в развитии учатся правильно дышать. После систематических занятий в кабинете БОС ребенок приобретает уверенность в себе, становится более общительным и жизнерадостным, учится справляться с психоэмоциональными нагрузками. Индивидуальные занятия проводятся в комфортной обстановке с использованием игровой компьютерной программы для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Программа способствует формированию нового функционального состояния и выработке диафрагмального дыхания у детей, приводит к многоплановым изменениям не только в физическом состоянии, но и в когнитивной, волевой, поведенческой сферах личности.

Цель работы кабинета БОС: обучение детей поддержанию оптимального уровня функционирования организма, сохранения его ресурсов в различных жизненных ситуациях и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанникам при поступлении в общеобразовательную школу.

Задачи:

  • нормализация взаимодействия дыхательной и сердечнососудистой систем;
  • оптимизация психофизического состояния;
  • профилактика психосоматических заболеваний;        
  • нормализация психоэмоционального состояния;
  • улучшение концентрации внимания, работоспособности
  • создание благоприятных условий для нервно-психического развития (функционального  созревания головного мозга);        
  • профилактика и коррекция нарушений речи.

Метод БОС позволяет ребенку сознательно участвовать в процессе оздоровления своего организма, управляя своим дыханием с помощью персонального компьютера.

Физиопроцедуры, назначенные докторами, дети получают в физиокабинете, который оснащен по последним требованиям времени. С удовольствием ребята посещают массажный кабинет. Массаж оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, улучшает обменные процессы, укрепляет мышечный скелет.

Два раза в год дети получают кислородный коктейль, способствующий повышению умственной активности и сопротивляемости организма ребенка к заболеваниям.

В дошкольном учреждении создан благоприятный психологический климат, преобладает доброжелательная комфортная обстановка, взаимопонимание, сотрудничество и уважение к детям. Родительская общественность высоко оценивает работу педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей, о чем свидетельствуют результаты ежегодного опроса родителей.

Комплексная целенаправленная оздоровительная работа дает стабильные результаты в укреплении здоровья детей с отклонениями в развитии. На протяжении целого ряда лет отмечается стабильно низкий уровень общей и респираторной заболеваемости. В сравнении с городскими показателями общая заболеваемость ниже городской на 42,7% и составляет 6,9 дня на одного ребенка, респираторная заболеваемость ниже общегородской на 36,4%. Индекс здоровья ежегодно увеличивается и составляет 41,2%.

Одна из задач физкультурно-оздоровительной системы – формирование у детей необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в семье и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме дня предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. В непосредственно образовательную, совместную деятельность включаются физические упражнения, проводятся подвижные игры, направленные на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

Физкультурные занятия проводятся в игровой занимательной форме, призванной актуализировать интерес детей к занятиям и повысить педагогический результат от занятий: игры-путешествия, имитирующие игры и др.

Для решения задач физического развития воспитанников особенно важно развивать двигательную активность. Для этого разработан оптимальный двигательный режим для каждой возрастной группы.

 

Содержанием технологии приобщения детей к основам гигиенической культуры являются задачи соответствующего раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду». Основной способ – приучение к культурно-гигиеническим нормам в процессе режимных моментов. Кроме того, активно используем игры (сюжетные, сюжетно-дидактические) и художественное слово, мотивирующее дошкольников к усвоению и выполнению культурно-гигиенических правил. Это дает возможность интегрировать данный аспект работы с образовательными областями «Игровая деятельность и «Чтение художественной литературы». В ДОУ подобран богатый игровой и литературный материал для реализации задач приобщения детей к основам гигиенической культуры.

Основная цель формирования у воспитанников ДОУ представлений о здоровом образе жизни заключается в том, чтобы убедить их, что человек может и должен быть активным созидателем своего здоровья, что среди жизненных и социальных потребностей потребность быть здоровым – самая главная.

В технологии формирования у воспитанников ДОУ представлений о здоровом образе жизни используем специально организованную деятельность в виде интересных для детей форм деятельности: проекты, составление фотоколлажей, игры-путешествия, загадки Здоровячка, экспериментирование, рисование «Каким сильным я вырасту» и т.д

Физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ №66 гармонично сочетается с другими подсистемами общей воспитательной системы, являясь ее системообразующим элементом. Рассматривая и используя физкультурно-оздоровительную работу, направленную на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей с особыми образовательными потребностями, на формирование привычек здорового образа жизни как основу для успешной коррекции и развития детей нашего сада, коллектив нашего учреждения стремится обеспечить для них равные стартовые возможности для школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Современные подходы к организации предметно-развивающего пространства в ДУ в свете ФГОСТ ДО

В статье говорится о роли предметно-развивающего пространства в формировании личности ребёнка,  раскрываются требования ФГОСТ ДО к предметно-развивающему пространству дошкольников....

«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....

«Современные подходы к организации дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации»

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями...