брошюра Игры народов России
картотека (старшая группа)

Семенова Татьяна Владимировна

Игры народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры народов россии33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №15 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

ИГРЫ  НАРОДОВ  РОССИИ

г. Кропоткин 2018 г.

     Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления  народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления, показывают богатство своей истории и культуры, национальные традиции. На протяжении многих столетий народы мира, в том числе и России, создавали своё самобытное искусство. В памяти народа сохранились игры, накопленные многими поколениями. Детские народные подвижные игры– многоликое явление. В них отражён образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Благодаря им, ребёнок накапливает социальный опыт, развивает воображение и творческие способности. На физкультурных занятиях, прогулках, досугах в ходе ознакомления с подвижными играми народов России решаются следующие задачи: обогащение знаний детей; развитие познавательного интереса; воспитание патриотизма, толерантности; развитие двигательной активности и др.

     Детские игры хранят этнокультуру, а традиционные игры являются базисом не только современных игр, но и составляют богатейший пласт современной культуры народа в целом.  В содержании и правилах подвижных игр заключены представления о чести, смелости, мужестве.

 Знания, умения и навыки, полученные детьми на физкультурно-познавательных занятиях, помогут им жить в государстве, в котором соблюдаются права и свободы человека, в котором толерантность не абстрактный идеал, а реальный факт.

Автор- составитель: Семенова Татьяна Владимировна

РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ  ИГРЫ

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

  1. «Красочки»

Выбирается водящий «монах» и «продавец». Все остальные играющие загадывают втайне от монаха цвета красок. Игра начинается с того, что «монах» приходит в «магазин» и говорит: «Я – монах в синих штанах, пришёл к вам за краской». Продавец: «За какой?» Монах называет любой цвет, например: «За голубой». Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдёшь голубые сапожки. Поноси, да обратно приноси». Если краска, которую назвал  есть, то ребёнок, загадавший этот цвет, пытается  а краска – монахом. Игра начинается сначала.

  1. «Алёнушка и Иванушка»

Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся в нутрии круга, который образуют дети, взявшись за руки. Иванушка должен поймать Алёнушку. Иванушка может звать Алёнушку: «Алёнушка, ты где?» Алёнушка ему отвечает: «Я здесь!», при этом пытается от него уйти-увернуться. Если Иванушка поймал кого-то из детей, он должен определить, назвать имя пойманного ребёнка. Как только Иванушка поймал Алёнушку, водящими становятся другие дети и игра начинается сначала.

  1. «Удочка»

Дети стоят в кругу, они – рыбки. Рыбак со скакалкой в центре круга. Рыбак говорит слова: «Я – рыбак, в лодке плыву, рыбку ловлю!» После слов рыбак по земле крутит верёвку-скакалку, дети перепрыгивают. Тот, кто наступил на скакалку, считается пойманной рыбкой и выбывает из игры.

 

  1. «Ручеек»


Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода  эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встают друг за
другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало
"ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно  чем больше участников, тем веселее игра. 

   

  1.  «Золотые ворота»

Два игрока встают лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их - это «ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-«ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается.

А на третий раз-

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, «ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Изучение татарских игр и их происхождения подтверждает их многовековую историю, на протяжении которой они получали различное влияние. Большинство игр служат залогом здоровья детей, поскольку они укрепляют детский организм.

  1. «Угадай и догони» (Читанме, бузме)

 Играющие садятся на скамейку в ряд. Перед ними садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладёт ему руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и пытается догнать игрока, пока он не успел сесть на скамейку. Если водящий не угадал имя, то к нему подходит следующий игрок.

 

  1. «Скок-перескок» (Кучтем-куч)

 На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100см чертятся круги по количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге, двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять «домик», становится водящим.

  1. «Серый волк» (Сары буре)

 Одного из играющих выбирают серым волком. Он находится за чертой в конце площадки. Дети идут «в лес». Выходит ведущий и спрашивает детей:  - Вы, друзья, куда спешите?                     

     Дети:- В лес дремучий мы идёт.                                                                    

    Ведущий:- Что вы делать там хотите?                                                          

     Дети:- Там малины наберём.                                                                               

   Ведущий:- Вам зачем малина, дети?                                                              

  Дети:- Мы варенье приготовим.                                                                

  Ведущий:- Если волк в лесу вас встретит?                                                       

   Дети:- Серый вол нас не догонит!                                                        

   После этих слов дети продолжают идти в сторону волка и говорят слова:

  • Соберём мы ягоды и сварим мы варенье.                             
  •   Милой нашей бабушке будет угощенье.                                                        
  • Здесь малины много, всю и не собрать,                                                           
  • А волков с медведями вовсе не видать!

 После этих слов выбегает воск и старается осалить как можно больше убегающих детей. Пленников вол уводит к себе за черту.

  1. «Хлопушки» (Абакле)

 На противоположных сторонах площадки рисуются две параллельные черты. За одной чертой стоят в шеренге дети. Одна рука у них на поясе, другая вытянута вперёд ладонью вверх. Это старый город. В новом городе (за другой чертой) пока никто не живёт. Выбирается ведущий, который со словами: «Хлоп да хлоп – сигнал такой. Я бегу, а ты за мной!» подходит к одному из игроков и тихонечко хлопает его по ладошке. После окончания слов они бегут в «новый город». Кто первый пересёк черту, тот остаётся там жить. Кто проиграл, тот ведущий. Так до тех пор, пока все дети не переберутся жить в новый город.    

БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Игры бурят отражают особенности истории и быта народа, природы. В краю потомственных скотоводов много поучительных и разнообразных игр, участники которых изображают животных или используют кости животных.

 

  1. «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгат)

Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Впереди идёт овца, за нею друг за другом ягнята, руки которых лежат на плечах у впереди стоящего игрока. Навстречу выходит волк.

Овца спрашивает: «Что ты тут делаешь?»                                                  

    Волк: - Вас жду!                                                                                      

    Овца:- Зачем?                                                                                           

    Волк – Чтобы вас всех съесть! 

 После этих слов волк пытается поймать последнего ягнёнка. Овца с ягнятами (ягнятам руки отпускать нельзя!) убегает от волка. Волк может ловить только последнего ягнёнка, а овца с ягнятами должны ловко увернуться.

 

  1. «Иголка, нитка, узелок» (Зун, утах, зангилаа)

 Все игроки делятся на тройки. Первый в тройке – иголка, второй – нитка, третий – узелок. Все в тройке держатся за руки. Чертится большой круг. Что иголка будет делать, тоже должны выполнять нитка и узелок. Например: иголка прыгает в круг, за ней нитка и узелок. Если игроки одной тройки засмотрелись и сделали неправильное движение, то вся тройка выбывает из игры.

 

  1. «Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ)

Участники становятся по обе стороны от скамейки и закрывают глаза. Ведущий берёт короткую палочку (10см) и бросает её в сторону. Дети стараются отгадать где упала палочка. По команде «Ищите!»  игроки разбегаются, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, подбежит к скамейке и постучит палочкой. Если другие игроки догадались, у кого палочка, то стараются догнать его и запятнать.  Запятнанный игрок должен быстро отдать палочку. Игроки, у кого в руках окажется палочка, каждый раз убегают от других детей. Запятнанные игроки остаются на том месте, где были пойманы.

 

  1. «Табун» (Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг и держатся за руки – это табун лошадей. Они стерегут своих жеребят, которые находятся в центре круга. Вокруг табуна ходит жеребец, который охраняет его от волков. За кругом бегает стая волков (3-4), которые убегая от жеребца, пытаются разорвать круг и осалить жеребят. Пойманные волки и осаленные жеребята выбывают из игры. Игра заканчивается, когда последний волк будет пойман.

 

Дагестанские народные игры

В дагестанских народных подвижных играх заключено духовное богатство края. В них отражено прошлое спортивно- игровой культуры, даны средства достижения физического совершенства молодежи.

  1. «Достань шапку»

Дети делятся на две команды. За чертой, которая находится от ребят на расстоянии 10м, лежат шапки. Каждой паре (игрокам из разных команд) даётся своё задание, выполняя которое, дети двигаются к черте. Взять шапку может только тот игрок, который первый добрался до черты. Игроки бегом возвращаются к своим командам, встают в конец колонны. Затем даётся задание для второй пары и т.д. Выигрывает та команда, у которой больше шапок.

Примерные задания для пар: допрыгать до черты на левой (правой) ноге, на 2х ногах; дойти на пятках (носках) (можно добавить различные положения рук: руки на пояс, вверх и т.д.); дойти на полусогнутых ногах, доползти на четвереньках (на ладонях и ступнях, проползти наоборот - ногами вперёд); допрыгать ноги вместе – ноги врозь и т.д.

  1. «Выбей из круга» (Дёререкден чыгъар)

Чертится линия. От неё на расстоянии 3м чертится круг (можно положить обруч), в который кладут камушки (можно заменить на кубики). Дети строятся за линией друг за другом, у каждого в руке камушек (заменить на пластмассовый шарик, теннисный мяч, мешочек с песком), по очереди бросают в круг, стараясь выбить из него предметы. Игру можно проводить по командам.

  1. «Подними платок»

Чертится большой круг, в центр кладут платок. Участники стоят за кругом и танцуют национальную лезгинку. По окончании музыки дети забегают в круг и стараются схватить платок и высоко его поднять. Кто выиграл, тот может всех участников оставить в игре, а может кого-то удалить, показывая на него платком.

  1. «Слепой медведь» (очень похожа на русскую народную игру «Жмурки»)

У всех игроков, которые стоят по всему полю, в рука по две палочки. Водящему завязывают глаза – он слепой медведь, должен ловить ребят и . отгадывать, кого поймал. Двигается слепой медведь на звуки, которые издают игроки: стучат палочкой о палочку. Дети могут двигаться по полю, увернуться от медведя, ног не могут вырываться, если медведь поймал игрока.

 

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Башкирские народные игры сформировались в традициях кочевой

Культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями.

  1. «Дудочка» (Курай)

В середине круга стоит кураист с длинной дудочкой.- кураем. Дети, взявшись за руки, под башкирскую национальную мелодию ходят по кругу в одну сторону со словами (кураист в другую, имитируя игру на дудочке):

Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда.

Хай-хай-хай! На зелёном лугу мы попляшем под курай.

После этих слов все дети разбегаются в рассыпную, танцуют кто как хочет со словами:

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай!

Кураист ходит между детей, передаёт дудочку тому, кто лучше всех танцует, тот становится водящим – кураистом.

  1. «Уголки» ( Муйуш альш)

По углам зала стоят стулья (их может быть четыре, можно поставить и больше), на которых сидят игроки. В середине водящий. Водящий по очереди подходит к игрокам и задаёт им один и тот же вопрос: - Хозяйка (хозяин), можно к тебе? Каждый игрок придумывает отговорку. Например:

- Моя баня занята.

- Моя собака ощенилась.

- Печка обвалилась.

- Воды нет. И т.д.

После того, как все игроки отказали водящему, он идёт в центр зала, со словами: - «Хоп-хоп-хоп!» три раза хлопает в ладоши. После этого игроки перебежками меняются углами. Водящий старается занять свободный стул. Тот игрок, которому не хватило стула, становится водящим.

  1. «Поймай воробья поясом» (Букен кайыш)

По кругу парами стоят дети: один впереди, другой за его спинной. В центре – водящий с поясом или верёвкой. Он ходит по кругу со словами:

Лето прошло, осень прошла, зима пришла.

Утки улетели, гуси улетели. Ворона, стой! Воробей беги!

После этих слов, водящий останавливается перед одной парой и показывает поясом на впереди стоящего ребёнка, который сразу начинает убегать по кругу. Водящий бежит за ним, размахивая поясом, и пытается  запятнать. Если поясь коснулся игрока, он становится водящим. Если игрок успевает добежать до своего места, водящий остаётся прежний.

  1. «Голуби» (Кугарсен)

Параллельно друг другу (5м) чертятся кругу или кладутся обручи. Это гнёзда голубей. В одном гнезде живёт один голубь.

Водящий ходит вдоль между гнёздами со словами: - «Гур-гур-гур! Для всех нас одно гнездо». После этих слов одни голуби меняются гнёздами с другими (параллельными). Водящий старается занять пустое гнездо. Кому не хватило гнезда, тот становится водящим.

 

5. «Иголка и нитка» (Эна менян еп)

Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на две команды. Первые игроки – иголки. Остальные – нитка. Иголки бегут до ориентира, который находится на расстоянии 4-5м, обегают его и возвращаются к своим командам. За иголку цепляется коротенькая нитка (один игрок). Они так же бегут до ориентира и возвращаются назад. С каждым разом нитка становится длиннее, пока не прицепится последний игрок. Выигрывает та команда, которая быстрее вернётся к своей черте и у которой нитка не порвётся.

 

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Игры коренных народов Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями.

  1. «Солнце» (Хейро)

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, раскачивают руки вперёд и назад и повторяют одно и то же слово – «хейро». В центре круга на корточках сидит ведущий. Он медленно поднимается и поднимает руки в верх – это встаёт солнце. Как только солнце встанет и поднимет руки, игроки разбегаются в стороны. Солнце их догоняет и салит. На сигнал: раз, два, три – в круг беги, пойманные дети остаются стоять там, где их осалили, остальные встают в круг и игра начинается сначала.

  1. «Олени и пастухи»

Два участника игры стоят в маленьком кругу, который находится в центре большого   круга. В руках и каждого маут (маут – это аркан, можно заменить просто мягким обручем) – это пастухи. По кругу вокруг пастухов бегают олени. Пастухи, не выходя из своего круга, стараются накинуть маут на оленей. Пойманный олень отдаёт маут обратно пастуху, а сам выбывает из игры.

  1. «Ловля оленей»

Участники игры делятся на две команды. Одни – это охотники, они стоят в конце площадки полукругом, взявшись за руки. Другие – олени. Они бегают по всей площадке. По сигналу: «Лови!», охотники, не расцепляя рук, должны соединиться в круг так, чтобы у них в кругу оказалось как можно больше оленей.

  1. «Здравствуй, догони!»

Две команды детей стоят каждая за своей чертой в разных сторонах зала. Трое – четверо детей из одной команды идут в гости к команде соперников, выбирают себе пару, протягивают правую руку и говорят: - «Здравствуй!» Соперники тоже правой рукой пожимают гостям руку, отвечая: - «Здравствуй!» После рукопожатия, гости говорят: - «А теперь догони!» и убегают за свою черту. А соперники, которые им жали руки, их догоняют. Пойманные игроки выбывают из игры. Затем команды меняются ролями.

СЕВЕРО- ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

В древности народные игры проводились не только ради развлечения , они имели и определенную цель: выявить тнаиболее сильных. Ловких, выносливых и мужественных.

  1. «Жмурки» 

Ход игры: водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают«Кто я?»Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

Главное правило: ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

   

  1.  «Ягнята и волк»

«Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.  

 Дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».

І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель

ІІ вариант: выбираются два «волка»

  1. «Водопад и ветер»

       Для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад! » - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер! » - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель

ІІ вариант: на сигнал «Водопад! » игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)

    ІІІ вариант: на сигнал «Ветер! » - дети бегут врассыпную.

  1. «Лягушки»

На земле чертится небольшой квадратик – «дом». Вокруг «дома»- четыре «листика» вперемешку с четырьмя «кочками» - пруд. Один - ведущий «лягушка», учит «лягушат» прыгать. Он стоит справа от «пруда», а «лягушата» – слева. Каждый лягушонок становится на квадратик – «дом» и внимательно слушая команды «лягушки и квакушки» прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. «Лягушка» четко и громко командует, один «лягушонок» прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Команда: «Кочка!... Листик!... Листик!... Дом! И т.д. Если «лягушонок» прыгает высоко, и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с «лягушкой», а если ошибается, возвращается к «лягушатам» и должен будет после всех учиться прыгать снова.

      Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Народная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Основы добра, справедливости, любви к своему народу, к его культуре, закладываются в детстве через игры, песни, танцы, сказки. Это помогает вырасти юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ и свои традиции, поддерживать связь времен и поколений.

                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России.

Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России....

"Подвижные игры народов России" Русская народная игра

Подвижные игры народов РоссииРусская народная игра«Горелки»Ход игры: играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова:Гори, гори ясно,Чтобы не по...

Детские игры народов России (русская и дагестанская народные игры)

Детские игры народов России. Для первой игры предлагаю песенку в моём исполнении (есть в моих добавленных материалах)...

Подвижная игра «Змея» Проектная деятельность «Подвижные игры народов России»

Подвижная игра «Змея»Проектная деятельность«Подвижные игры народов России»...

Сценарий спортивного досуга "Дружим и играем" (игры народов России)

Сценарий спортивного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста...