Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО
презентация

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников Медико-профилактические организация мониторинга здоровья дошкольников организация и контроль питания детей физического развития дошкольников закаливание организация профилактических мероприятий организация обеспечения требований СанПиНов организация здоровьесберегающей среды Физкультурно-оздоровительные развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры детей дыхательная гимнастика массаж и самомассаж профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Слайд 3

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Комфорт-ная органи-зация режимных моментов Оптималь-ный двига-тельный режим Правильное распределение интеллектуаль-ных и физических нагрузок Доброжела-тельный стиль общения взрослого с детьми Использование прие-мов релак-сации в режиме дня Целесообразность в применении приемов и методов Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Создание условий для самореа-лизации Ориента-ция на зону ближай-шего развития Предоста-вление ребенку свободы выбора Учет инди-видуальных особеннос-тей и инте-ресов детей Бережное отноше-ние к нервной системе ребенка Создание условий для оздорови-тельных режимов Учет гигиенических требо-ваний

Слайд 4

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Виды здоровьесберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья стретчинг ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация различные гимнастики Коррекционные технологии арттерапия технологии музыкального воздействия сказкотерапия цветотерапия психогимнастика фонетическая ритмика Технологии обучения здоровому образу жизни физкультурные занятия проблемно-игровые занятия коммуникативные игры занятия из серии «Здоровье» самомассаж биологическая обратная связь (БОС)

Слайд 5

Выбор технологий в конкретном ДОУ зависит от : • типа дошкольного учреждения • конкретных условий ДОО • организации здоровьесберегающей среды • от программы, по которой работают педагоги • продолжительности пребывания детей в ДОУ • от показателей здоровья детей • профессиональной компетентности педагогов

Слайд 6

Моделирование – это индивидуализированный способ конструирования основных компонентов определенного процесса и их взаимосвязей или системы, в нашем случае здоровьесберегающей педагогической системы. Здоровьесберегающая система – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, интеллектуального и социально личностного здоровья всех ее субъектов.

Слайд 7

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации обучения и воспитания и составляет едва ли не самую важную доктрину развития современного образования. Здоровье перестает быть только категорией биологической - оно становится одним из основных общественных, культурных и личностных ценностей.

Слайд 8

Здоровье, друг мой, праздник не большой – Всего лишь мир меж телом и душой, Но отними его болезнь шальная, И возопишь, рожденье проклиная… Владимир Леви

Слайд 9

Многочисленные подходы к решению проблем здоровья чаще всего основываются на: изучении качества медицинского обслуживания изучении экологической обстановки социального окружения восприимчивости детей к заболеваниям атмосферы жизни и отношений ребёнка с близкими взрослыми других внешних факторов

Слайд 10

Здоровье - «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (Большая медицинская энциклопедия)

Слайд 11

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это состояние человеческого организма, которое может быть обусловлено абсолютно нормальным (здоровым) функционированием буквально всех органов и их систем. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом . ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ – сумма философских взглядов на жизнь, которые должны обеспечить человека положительными впечатлениями, чтобы он был удовлетворен. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) ЗДОРОВЬЕ характеризуется эмоциональным благополучием, сравнительной свободой от тревожности и других симптомов некомпетентности, а так же способностью устанавливать конструктивные отношения и отвечать на каждодневные требования жизни.

Слайд 12

Болезней нет, есть ошибки здоровья , болезнями называются некоторые из них. Владимир Леви

Слайд 13

Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни – разумное поведение человека, включающее : • оптимальное соотношение труда и отдыха; • правильно рассчитанная физическая активность; • отказ от вредных привычек; • сбалансированное питание; • позитивное мышление.

Слайд 14

Под эмоциональным благополучием понимается чувство уверенности, защищенности, наличие положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия : • уровень отношения к самому себе и другим людям; • общий эмоциональный тонус; • способность определять эмоциональное состояние другого; • уровень сопереживания, сочувствия, который демонстрируется в вербальном и невербальном плане.

Слайд 15

Компоненты социального здоровья – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следует выбранным ценностным самоустановкам.

Слайд 16

С философскими взглядами и убеждениями, основанными на способах получения положительных впечатлений от жизни, каждый человек мыслит, действует, живет. Духовная жизнь человека , за счет психического механизма, активирует внутренние органы. Если она ненормальна и порочна, то портит их, а если положительная, то способствует их обновлению, восстановлению. Именно на этом принципе основано действие настроев, утверждений, а также ряд других оздоровительных приемов.

Слайд 17

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГ - РЕБЕНОК оптимальное соотношение труда и отдыха; правильно рассчитанная физическая активность; отказ от вредных привычек; сбалансированное питание; позитивное мышление. уровень отношения к самому себе и другим людям; общий эмоциональный тонус; способность определять эмоциональное состояние другого; уровень сопереживания, сочувствия, который демонстрируется в вербальном и невербальном плане. совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций способность и потребность жить в согласии со своей природой, бережно относиться к человеку, к любой жизни. ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГ -ПЕДАГОГ РЕБЕНОК - ПЕДАГОГ РЕБЕНОК – РЕБЕНОК РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК РОДИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ

Слайд 18

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 19

направления работы по здоровьесбережению

Слайд 20

Медико- профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Слайд 21

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ обеспечение благоприятной адаптации выполнение санитарно-гигиенического режима проведение мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний решение оздоровительных задач средствами физической культуры

Слайд 22

ЛЕЧЕБНОЕ коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста иммунотерапия, витаминотерапия и др.

Слайд 23

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Слайд 24

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса создание здоровьесберегающей среды

Слайд 25

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Слайд 26

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников . Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Слайд 27

ЦЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Слайд 28

ЗАДАЧИ: Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Слайд 29

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

Слайд 30

Состояние и содержание здания и помещений ДОУ в соответствии с гигиеническими нормативами; Оснащенность групп физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; Организация качественного питания; Необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с дошкольниками; Создание здоровьесберегающего пространства в каждой группе и в ДОУ в целом.

Слайд 31

Оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса

Слайд 32

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки дошкольников (определено СанПиН 2.4..1.3049-13); Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям дошкольников; Внедрение инноваций, в первую очередь здоровьесберегающих образовательных программ и технологий в образовательный процесс; Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении; Рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культурой и занятий активно-двигательного характера в детском саду; Индивидуализация образования - учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с учетом состояния его физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.

Слайд 33

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Слайд 34

Полноценную и эффективную работу с дошкольниками всех групп здоровья; Организацию занятий по ЛФК и ФК; Организацию часа активных движений; Организацию динамических и физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности дошкольников; Создание условий и организацию работы спортивных кружков; Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований , спартакиад, походов)

Слайд 35

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Слайд 36

Внедрение в систему работы дошкольного учреждения авторских образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, программа по БЖ (подобные образовательные программы носят модульный характер, либо включаются в образовательный процесс); Проведение циклов бесед по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.

Слайд 37

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ДОУ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И УРОВНЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА

Слайд 38

Беседы, семинары, консультации по проблемам здоровьесбережения с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей; Создание библиотеки научно-методической литературы.

Слайд 39

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 40

Всеобуч – лекторий по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек; Организация совета по здоровью для совместного обсуждения и решения проблем сохранения и укрепления здоровья в своем ДОУ с учетом реальных возможностей и потребностей.

Слайд 41

ПРОФИЛАКТИКА И ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 42

Использование рекомендованных и утвержденных программ, технологий, методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, нарушения зрения и т.д.); Регулярный анализ на педсоветах и обсуждение данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого воспитателя и специалиста; Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями; ведение паспорта здоровья группы, детского сада, что позволяет наглядно видеть рост или снижение заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры; Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной поддержки детей с различными проблемами; Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, просвещению педагогов и родителей.

Слайд 43

ПРИНЦИПЫ: Принцип здоровьесбережения Принцип индивидуализации Принцип научности Принцип комплексности и интегративности Принцип активности, сознательности Принцип результативности и гарантированности

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование системы управления дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к  организации и управлению образовательным процессом. В  последние годы дошкольное обра...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

"Основные компоненты экологического воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО" консультация для воспитателей.

Знакомим с авторами программ экологического воспитания дошкольников.Экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным процессом овладения экологическими знаниями....

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

15 ноября 2022 года состоялось широкое общественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования. Федеральная образовательная программа (Федеральный закон от 24 сен...