Технологические карты.
материал

Сычева Мария Анатольевна

Разработка технологической карты

 Считаю, что  наиболее удобно для работы в образовательной деятельности,   технологические карты. Можно не только построить занятие, но и различные игры на основе предложенного алгоритма.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно. Алгоритм составления технологической карты не является незыблемым, универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:

  Определение темы

 Постановка цели

 Формулирование задач

 Определение этапов ООД, их целей и промежуточных результатов

 Примерный хронометраж этапов

 Наполнение содержанием, подбор материала

 Выбор методов и приемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

интегрированной непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в Заэкранье»

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тип: интегрированное

Формы непосредственной образовательной деятельности:  занятие-игра

Цель: закрепление знаний детей о влиянии телевизоров, компьютеров, планшетов и мобильных телефонов на здоровье человека, формирование представления о здоровом образе жизни.

Задачи:

Образовательные: 

  • формировать представление о влиянии телевизоров, компьютеров, планшетов и других гаджетов на здоровье человека;
  • продолжать формировать знания детей о здоровом образе жизни;
  • закреплять навык составления загадок с использованием ТРИЗ-технологии;
  • закреплять приемы аппликационной работы, развивать фантазию, творческую инициативность;
  • развивать равновесие, координацию движений, повышать двигательную активность детей.

Развивающие:

  • вызвать интерес детей к здоровому образу жизни;
  • развивать логическое мышление, способность к обобщению информации и формулированию выводов;
  • обогащать словарь детей, развивать связную речь;
  • развивать фантазию и воображение.

Воспитательные:

  • формировать стойкое предпочтение активного времяпрепровождения компьютерным играм и просмотру телевизора, желание заботиться о своем здоровье;
  • формировать желание помогать ближним;
  •  формировать навыки работы в коллективе.

Предварительная работа:

Беседы с детьми на темы «Вред и польза телевизоров, компьютеров, планшетов», «Правила просмотра телевизора и компьютерных игр», «Что входит в понятие «здоровый образ жизни», просмотр иллюстраций на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», чтение художественной литературы на тему «Физкультура и спорт» (А. Барто «Зарядка», Е. Аксельрод «Ты устал, велосипед?», В. Берестов «Лыжный след», А. Иванов «Как заяц плавать учился»), просмотр мультфильма из серии «Смешарики» «Игра», занятия по лексическим темам «Новые приборы в нашей жизни», занятия с использованием ТРИЗ-технологии по обучению составлению загадок.

Оборудование и материалы:

Мягкие игрушки Смешарики (Крош и Ёжик), конверт с письмом внутри, стулья по количеству детей, мультимедийная приставка, компьютер, экран, шарфик голубого или синего цвета (река), гимнастическая скамья, карточки для составления загадок по ТРИЗ-технологии.

Этапы, продолжительность

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Задача: создание атмосферы заинтересованности у детей, вовлечение в игру.

В группе появляется взволнованный, перепуганный  Ёжик (игрушка из мультсериала «Смешарики»).

Ёжик. Кто-нибудь, помогите, спасите!

Воспитатель. Что случилось? Кому нужна помощь? Ребята, вы что-нибудь понимаете? Кто это к нам прибежал?

Ёжик, а почему ты такой взволнованный и испуганный? В чём дело?

Ёжик. Понимаете, Крош попал в Заэкранье, и теперь его не выпускают оттуда. Вот, только электронное сообщение от Кроша мне пришло. Читайте скорее, и все поймёте.

Воспитатель. Ну что ж, давай прочтём.

        Помогите мне, пожалуйста. Меня утащили в Заэкранье (то есть за экран компьютера) и не отпускают. А дело было так. Друзья подарили мне на День Рождения компьютер. И чем больше я играл в компьютерные игры, тем больше мне хотелось играть и играть. И когда, наконец, я очень устал и решил поесть, то понял, что отвести взгляд от компьютера я не могу. Принёс мне Ёжик еды, а у меня ложка выпадает из рук. Решил я тогда поспать хоть немного, но и уснуть не смог – глаза никак не закрываются. И тут герои игры, которой я был сильно увлечён, вдруг вышли из компьютера, схватили меня и утащили в своё королевство Заэкранье. Помогите мне отсюда выбраться, пожалуйста!

Приветствие Ёжика, активное вовлечение в диалог с ним и с воспитателем, в игру.

Ответы детей.

Рассуждение над проблемой

2.

Организационно-побудительный.

Задача: формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, организация направленного внимания

Ох, какая жуткая история произошла с Крошем! Ребята, а вы догадались, почему он оказался в Заэкранье?

Правильно. А мы можем ему чем-нибудь помочь?

Дети, какие же вы добрые, чуткие и отзывчивые.

Рассуждение

Нужно вытащить его из Заэкранья. Мы должны его спасти.

Рассуждение детей над проблемой

3.

Поиск решения задач, путей выхода из проблемной ситуации.

Задача  актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Вред и польза гаджетов»

Ёжик . Только имейте в виду, что вас ждет очень сложное и опасное путешествие. Стражи Заэкранья и вас захотят забрать к себе в королевство, будут заманивать вас интересными компьютерными играми и мультфильмами.

Воспитатель. А чтобы этого не произошло, давайте-ка, ребята, для себя уясним, почему так вредно долго сидеть за компьютером, или за телевизором, или за планшетом.

Какие вы все толковые и умные ребята, как подробно рассказали про вред долгого времяпрепровождения у компьютера и телевизора. Ну, теперь я за вас спокойна. Вы не попадётесь на злые уловки королевы Заэкранья. Все готовы отправиться в путь?

Отлично! Ёжик, ты дожидайся нас здесь, скоро мы доставим к тебе Кроша, целого и невредимого. А нам пора отправляться в путешествие. Только вот на чем нам попасть в Заэкранье? Обычный земной транспорт здесь не поможет. Дети, что же нам делать?

У-ух, как много способов вы предложили. Какие вы сообразительные и находчивые.

Рассуждение детей по теме,

Дети называют по чему вредны гаджеты

4.

Динамическая пауза.

Задача смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

А вот я тоже вспомнила, на чем мы можем попасть в Заэкранье – на волшебных ракетах. Они могут перенести нас туда, куда мы захотим. Полетели?!!

Подвижная игра «Волшебные  ракеты».

Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам.

 На какую захотим –

 На такую полетим!

 И по волшебным странам

 Проносить нас станут.

 Но в игре один секрет:

 Опоздавшим места нет.

Стулья расставлены по кругу.  Дети свободно бегают по группе и произносят вместе с воспитателем слова.

Дети повторяют действия

5.

Практическая работа над темой.

Задача овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

На экране появляется слайд с изображением ворот, за которыми стоит замок. Ворота охраняют стражи Заэкранья.)

А теперь смотрите, где мы с вами очутились – перед огромными воротами, которые крепко-накрепко закрыты. Как вы думаете, что это за ворота, куда они ведут?

Вы совершенно правы. И чтобы ворота в королевство открылись, мы должны отгадать загадки. Слушайте внимательно:

Сколько разных в нем игр помещается,

Но забыл, как же он называется.

То ли плед, ну а может, паштет.

Догадались? Ведь это ж (планшет).

Он мелодию сыграет,
Как будильник прозвонит,
На часок-другой смолкает -
И опять заговорит.
В сумочке лежит всегда,
А молчит лишь иногда.

(Мобильный телефон)

С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит.
Он рисует и поет,
В Интернет с собой ведет. (Компьютер)

(Ворота на слайде с каждой отгаданной загадкой чуть-чуть приоткрываются, а на последней загадке – распахиваются полностью).

Ребята, посмотрите, ворота полностью открылись. Как здорово вы справились со всеми загадками. Вот какие умные головы собрались в нашей группе. Ну, а теперь можно и дальше идти.

(На экране появляется следующий слайд – река крупным планом, а за рекой - замок)

Смотрите, а вот и замок королевы Заэкранья. Только, чтобы в него попасть, нужно перебраться через огромный ров. Если мы с вами покажем не меньше 5 вариантов полезных для здоровья занятий, то опустится мост, и по нему мы сможем попасть в замок. Давайте подумаем, как лучше провести свободное время вместо просиживания у телевизора и компьютера? Поиграем в игру «Я покажу, а вы угадайте» - кто-то один показывает вариант полезного занятия, а другие должны его угадать и назвать.

Подвижная игра «Я покажу, а вы угадайте».

(После окончания п/и на экране появляется слайд с опустившимсямостом через ров. В это время воспитатель кладет на пол синий шарф – речку, через него ставит гимнастическую скамейку – мостик.)

Потрясающе! Какие вы энергичные, сильные и жизнерадостные! Посмотрите, дети, мост стал опускаться. Теперь мы должны пройти по этому мостику очень аккуратно, по всем правилам. Руки – в стороны. Идем короткими шагами, ногу ставим сначала на переднюю часть стопы, а затем – на заднюю.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Но на этом наши препятствия еще не закончились. Впереди – самое сложное – обхитрить королеву Заэкранья и спасти Кроша. Чтобы нам с этим справиться, давайте-ка наберемся силы и энергии, немножко разомнемся.

Дети рассуждают, предлагаю варианты ответов.

Дети отгадывают загадки.

Дети играют в подвижную игру, показывая различные варианты полезного времяпрепровождения (одеться на улицу и пойти погулять, сделать зарядку, поиграть в подвижную игру, позаниматься спортом, помочь родителям в домашних делах, потанцевать)

Дети проходят по гимнастической скамейке, выполняя инструкции воспитателя.

Ответы детей на загадку

6.

Динамическая пауза.

Цель: смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять…»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Дети по показу воспитателя согласно словам текста выполняют движения физминутки.

Выполнения движений

7.

Практическая работа над темой.

Цель: овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

(На экране появляется слайд с изображением королевы, сидящей на троне).

Воспитатель. А вот и злая королева Заэкранья.

Королева. Я знаю, что вы пришли за Крошем. Но просто так я вам его не отдам. Как вы здорово умеете отгадывать наши загадки, я видела через камеру. А сейчас я проверю, умеете ли вы сами придумывать загадки про мои любимые гаджеты. Если не сможете составить загадку, тогда вы останетесь в моем королевстве навсегда.

Королева. Ну вот! Какие же вы внимательные и умные. Не получилось у меня вас обхитрить. Вы выиграли. Ладно, забирайте Кроша и возвращайтесь к себе домой.

(Дети составляют загадки с использованием ТРИЗ-технологии, с помощью карточек-подсказок по уже знакомому им алгоритму:

 - Бывает любого цвета, но не игрушка, прямоугольный, но не книга, гладкий, но не зеркало, используется для того, чтобы поговорить с кем-нибудь на расстоянии.

 - Черный, но не колесо, прямоугольный, но не книга, гладкий, но не стекло, используется для того, чтобы смотреть фильмы, мультфильмы, передачи).

8.

Восприятие полученного результата от проделанной работы.

Цель: получение   глубокого удовлетворения от проделанной работы.

(Воспитатель достает игрушку – Кроша, он радуется)

Давайте, ребята, скорее выбираться из этого страшного местечка. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза и вместе проговорим волшебные слова:

Мы с компьютером рядом не киснем!

Мы все – за здоровый образ жизни!

Ну вот мы и у себя в родной группе.

(Крош и Ёжик радостно обнимаются).

Ёжик. Спасибо, ребята! Вы спасли моего друга.

Крош. Да, спасибо большое!

Дети становятся в круг, взявшись за руки, вместе с воспитателем произносят волшебные слова.

Радуются встрече Кроша и Ёжика.

9.

Рефлексия.

Цель: подведение  итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Крош, наши ребята хотят тебе напомнить о правилах поведения с различными гаджетами, в том числе и с твоим новеньким компьютером. Они эти правила знают на отлично.

Воспитатель. Умнички, ребята. У вас отличная память. А ты, Крош, запомнил все, что тебе советовали дети?

Крош. Запомнил и обещаю вам исправиться.

Крош и Ёжик. Нам пора домой. До свидания, ребята!

Воспитатель. Ребята, понравилось вам наше приключение? А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель. Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие. И я увидела сегодня, что вы очень хорошо усвоили все правила пользования гаджетами.

Не смотреть телевизор близко к экрану; проводить перед компьютером, телевизором или планшетом не более 15-20 минут в день; не играть в ужасы или страшилки; просмотр телевизора и компьютерные игры лучше поменять на прогулки, спорт, помощь родителям по дому, на подвижные и настольные игры.

Дети прощаются с Крошем и Ёжиком.

Дети делятся своими впечатлениями (Мне понравилось переходить по мостику. Мне – отгадывать загадки. Мне – лететь на ракете. Мне – составлять загадки.)

10.

Заключительный этап. Творческая деятельность.

Цель: обобщение полученных знаний и отражение этого в виде творческой работы.

А теперь мы должны познакомить других детей со всем тем, что вы узнали. Для этого давайте вместе создадим модель «Полезное времяпрепровождение». Смотрите, в центре листа изображены телевизор, компьютер, планшет, телефон. Эти приборы подойдут для проведения времени с пользой?

Правильно. А почему?

Молодцы! Совершенно верно! Давайте тогда возьмем красный маркер и перечеркнем эти изображения. Нам осталось только наклеить на макет изображения, отражающие полезное для здоровья времяпрепровождение. Подходите, выбирайте нужные вырезки и приклеивайте.

( Воспитатель подходит к каждому ребенку и просит обосновать свой выбор.)

Молодцы! Какие вы творческие! У нас получилась замечательная модель. Теперь все дети будут знать о том, что время с гаджетами лучше поменять на полезные для здоровья занятия.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

. Потому что эти приборы ослабляют наш иммунитет и ухудшают здоровье.

Дети выполняют коллективную аппликационную работу «Полезное времяпрепровождение».

Ответы рассуждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...