Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)
материал (старшая группа)

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни:

игры – упражнения, которые лечат

(опыт работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 30

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни:

игры – упражнения, которые лечат

(опыт работы)

Воспитатель: ГайнутдиноваМ.В

г.о Красноуральск

2018г


Трудно поспорить с тем, что в основе, всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье, человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, успешную жизнь, а нет здоровья, так и остается на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, следует заложить основы здоровья, сформулировать правильное представление о здоровом образе жизни.

Ребенка практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Актуальность: В связи с тем, что здоровье детей находится в критическом состоянии, вопросы охраны здоровья детей и мотивации здорового образа жизни, стали одним из важнейших направлений деятельности ДОУ.

Проблема:

• Неосведомленность о важности закаливающих процедур, особенностях развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста, через сюжетные, развивающие, дидактические. подвижные и другие игры;

• Отсутствие у детей представления о роли игры для здорового образа жизни дошкольников и роли в физическом развитии;

• Малоподвижный образ жизни родителей и детей.

Цель: Укреплять здоровье детей с помощью весёлых, занимательных и подвижных игр.

Именно поэтому мы предлагаем использовать адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.

В результате использования лечебных игр удается  не только лечить детей, но и оказывать влияние на всестороннее, гармоничное физическое и умственное развитие, формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

В картотеке игр Галанова (используемых в практической работе с детьми) подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний:

- болезни дыхательной системы (при заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание);

- респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит;

- общие бронхолегочные заболевания;

- болезни сердечно – сосудистой системы;

- аномалии прикуса;

- нарушение осанки;

- плоскостопие.

- после перенесенных инфекционных заболеваний и др.

Общие рекомендации для проведения игр и критериями усталости организма:

для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки;

· продолжительность игры до 10—15 минут, при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением;

· игры следует комбинировать и сочетать;

· желательно проводить игры по нескольку раз в день (3 – 4 р);

· игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру;

· следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила;

· необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.

Представляем вашему вниманию ряд игр по нескольким видам заболеваний.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка.

                                                          Совушка

     Цель игры: тренировка различных навыков передвижения; быстроты реакции, воспитание выдержки, терпения; укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры. Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Ведущий говорит: «День наступает — все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно ведущий произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Игра начинается опять. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

  Восточный официант

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Материалы: поднос или книга, кубик.

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться — и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

Поэтому игры и задания в этой главе подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков).

                                       Поймай комара

Цель игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.

Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.

Ход игры. Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

                                        Ловкие ноги

    Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2—4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю

Палку я не зацеплю.

ИГРЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ В ПСИХОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮШИХ ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ ВИРУСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

При всех этих различных заболеваниях есть одно общее последствие воздействия на организм ребенка — отставание в психомоторном развитии и общее ослабление организма. Для растущего организма очень важно своевременное психомоторное развитие, так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нормализацию мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в развитии, должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т.д. Целенаправленные активные движения в этих играх способствуют нормализации физиологических процессов, происходящих в нервной системе, а значит, двигательному, психическому и речевому развитию ребенка.

Лиса - плутовка

Цель игры: развитие умения быстро бегать, прыгать, ориентироваться в пространстве, воспитание решительности в действиях.

Необходимые материалы: стулья, коврики, игрушка лисы.

Ход игры. Игроки становятся в крут плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один играющий выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладет кому-нибудь в руки лисичку и становится в центр круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты?» «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!». Играющие разбегаются на коврики и влезают на расставленные заранее стулья. Кто не успел влезть или забежать на коврик и кого «лиса» осалила, остается посреди комнаты с «лисой». Затем все играющие присоединяются к этим игрокам, образуя новый круг. Игрушка передается кому-нибудь другому.

В результате использования мною лечебных игр, не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию.

Лечебные игры положительно влияют на здоровье ребенка. Дети лучше запоминают правила игры, становятся более внимательными, идет работа по коррекции физических отклонений.

Формируются необходимые навыки, координация движений, ловкость и меткость

Все эти игры позволяют проводить лечебно - профилактические занятия в веселой, занимательной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через проектно-исследовательскую деятельность

формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности....

Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с детьми на 2017- 2018г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2017- 2018г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с детьми на 2018 - 2019г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2018 - 2019г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деят...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...