Формирование философии здоровья средствами физической культуры.
статья (подготовительная группа)

Гобеева Элла Викторовна

для  детей физическая активность имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как  способствуют развитию его морфофункциональных систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

        Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка.  Иначе, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует  формирование психических функций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование философии здоровья средствами физической культуры.

Потребность в сохранении здоровья-первая, хотя и не всегда осознанная потребность живых существ. Самый простой способ её удовлетворения-физическая активность, необходимая для поддержания гомеостаза и самосохранения человека в условиях внешней среды.

Как отмечает П.П. Миненко, физическая активность - это форма биологического регулирования потоков энергетического обмена внутри организма и между организмом и средой. Как элемент гомеостаза, она служит важным фактором укрепления и сохранения здоровья. Как источник энергетического обеспечения всех естественных форм деятельности человека, она выступает важным фактором повышения и сохранения работоспособности.

       Главным компонентом физической активности как деятельности, направленной на достижение физического совершенствования, развития физических способностей и качеств, являются занятия физическими упражнениями[7,с.129]. Физические упражнения оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека. Сама природа дает в руки человека ни с чем не сравнимое и незаменимое по своему воздействию средство укрепления здоровья. Благодаря периодически осуществляемой физической активности человек как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. О значении физической активности в общебиологическом плане, то есть для роста и развития живого организма, академик А.А.Ухтомский писал еще в 20-х годах нашего столетия.

       Роль двигательной активности в раскодировании программы индивидуального развития была показана И.А.Аршавским, Ф.З. Меерсоном и соавторами. Регулярная физическая активность всегда считалась важным компонентом здорового образа жизни.   В последнее время это положение усилилось новыми научными доказательствами, связывающими физическую активность с большой пользой для физического и психологического здоровья. Не только физическое развитие человека, но  также интеллектуальное, психическое и социальное развитие подвержены в определенной степени воздействию физических упражнений и двигательной деятельности (Т.И.Антропова, С.П.Ефимова, О.А.Лосева) [1,с.22].

       Иными словами, кроме двигательного компонента в содержание физической  активности включают интеллектуальный (формирование умений, навыков и знаний, связанных с оптимизацией физической активности) и социально психологический, формирование мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций (В.К.Бальсевич, Ю.В.Кинкадзе, Л.И. Лубышева) [6,с. 98].

      Следует особо подчеркнуть, что для  детей физическая активность имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как  способствуют развитию его морфофункциональных систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

        Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка.  Иначе, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует  формирование психических функций [3, с.68].                        

По его мнению, повышение энергетического  потенциала ребенка за счет физических упражнений обусловливает и высокий его уровень здоровья, который определяется взаимодействием многих факторов (социальных и биологических).

         Несомненно, что в комплексе этих факторов незаменимая роль принадлежит физической культуре. И не только потому, что она содержит исключительно действенные средства восстановления, поддержания и сохранения здоровья. Еще и потому,  что приобщение к ней позволяет, безгранично увеличивать функциональные возможности организма, расширять пределы его приспособительных возможностей, повышать уровень общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям. Поэтому в усиливающейся сегодня борьбе за всеобщее здоровье не случайно именно физической культуре отводится важная роль, отмечает Ю.И.Родин [9,с.18].                          

        Особенность феномена физической культуры состоит прежде всего в том, что она соединяет  в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного  развития выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации физических  возможностей человека. Физическая культура радикально отличается от ряда других средств и методов, созданных человеком для приведения в порядок своего физического и общего состояния, восстановления и укрепления здоровья.

          Данный  вид культуры имеет гуманную направленность, поскольку содействует духовному развитию человека, формирует ценности, имеющие  общекультурное значение, главным среди которых является здоровье.

Потребность в сохранении здоровья особо остро ощущается в настоящее время, когда жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии. Недостаточная двигательная активность самым неблагоприятным образом сказывается на здоровье человека. В связи с тем, что потребность в сохранении здоровья чувственно осознается лишь при его утрате, возникает необходимость  в его формировании  на уровне интеллектуального и социально-психологического осознания, отмечает Т.А.Кравчук [5,с.14].

Существуют два принципиальных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является человек, не носящий в себе болезни, не требующий медицинского вмешательства, и обратный - путем излечения уже существующей болезни[10,с.212].

           В последние годы появился третий способ - формирование и сбережение здоровья, относящийся к новому направлению в науке - валеологии. Первая попытка формирования данной науки о здоровье сделана И.И.Брехманом [10,с.115].

         По современным представлениям структура ЗОЖ определяется следующими факторами: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, отсутствие вредных привычек, валеологическое самообразование, отмечает Ю.В. Кинкадзе [4,с. 17].

        Следует отметить ведущую роль двигательной активности в обеспечении здоровья современного человека в процессе его индивидуального возрастного развития.  Движения являются биологической потребностью ребенка. Степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма. Так, уровень обменных процессов и энергия формирования органов и систем в каждом возрастном периоде непосредственно зависит от объёма и интенсивности двигательной активности. Отрицательное влияние гипокинезии на скелетную мускулатуру, вызывая снижение ее силы и работоспособности, способствует возникновению у детей нарушений осанки, искривлений позвоночника, уплощению стоп и отставанию их моторного развития, т.е. задержке возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости силы, отмечает Е.И. Панкратьев[8,с. 14].

          Потребность в здоровом образе жизни необходимо развивать до того, как ребенок придет в мир, ибо  здоровье человека-это всегда индивидуальная способность жизни, основным компонентом которого является физкультурно-оздоровительная  деятельность, которая имеет принципиальное  значение  в  системе  средств  и методов её формирования.

Библиография

  1. Антропова Т.А, Ефимова С.П., Лосева О.А.  Исследование готовности детей к обучению на основе ряда морфофункциональных показателей//Новые исследования по возрастной физиологии.-2014.-№1.С.11-31. — Электрон.текстовые данные. — М. : ВАКО— 978-5-408-00365-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26374.html
  2. Брехман И.И.Валеология-наука о здоровье.-М.:Академия ФКиС, 2013.-С.114-128. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого.- М.:Линкасс-Пресс,-208с. http://vospitatel.com.ua/ (дата обращения 21.10.17.)
  3. Змановский Ю.Ф.Воспитаем детей здоровыми.-М.:Владос, 2013.-128с.
  4. Кинкадзе Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.:Феникс, 2013.-24с.
  5. КравчукТ.А. Методика оздоровительной тренировки детей пятилетнего возраста:Автореф.дис.к.п.н.-Омск:2014.-23с.
  6. Лубышева Л.И.Концепция формирования физической культуры человека.-М.:ГЦОЛИФК, 119с.- http://www.menobr.ru/products/192/(Дата обращения 04.10.17.)
  7. Миненко П.П.,Швецова В.Н.Валеология и образование. Хабаровск:изд-во ХК ИПП ПК, 2015.-С.113-151.
  8. Панкратьев Е.И.Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста// Теория и практика физической культуры.-2011.-№14.-С.13-18.
  9. Родин Ю.И. Развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста  посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков:Автореф. дис.канд.пед.наук.-Тула:2014.-24с.

  1. Татарникова Л.Г.,Захаревич Н.Б.,КалининаТ.О.Валеология-основы безопасности жизни ребенка(пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени).-2-е изд.-СПб:изд. «Петроградский», 2013.-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

В статье представлен опыт работы по формированию личности дошкольников через внедрение физкультурно-оздоровительных мероприятий в деятельность детского дошкольного образовательного учреждения, использ...

Доклад "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".

Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического в...

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Среди  многих  факторов,  оказывающих влияние  на  формирование  личности дошкольника  (социальных,  культурных,  гигиенических  и  др.),  о...

Формирование осмысленной моторики средствами физической культуры

Группировка игр по возрастам на снятие мышечной зажатости и преодоление двигательного автоматизма...

Формирование основ патриотизма средствами физической культуры в условиях ФГОС

В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры, обозначаются формы работы....

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...